Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.10.2019

Статья просмотрена: 3884 раза

Библиографическое описание:

Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62879/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ребёнком; выделены стадии и этапы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: логическое мышление, мыслительный процесс, интеллектуальные операции, восприятие и речь.

Проводя исследования у дошкольников, выяснилось, что логическое мышление очень хорошо проявилось при связях, которые возникают между предметами и явлениями. Первое, что ребенок устанавливает — это связи по назначению, и как использовать предметы. Процесс логического мышления детей до школы, обеспечивается приобретением и усложнением его навыка, и исследование способов умственной активности. Большое значение в логических рассуждениях маленького человека имеет слово. Накопив словарный запас, освоив простые, а потом и более сложные грамматические структуры, быть хорошим собеседником, вдумчиво построить (составить) предложение — это все требуется для построения логической структуры мышления у дошкольника. Таким образом, логическое мышление — это мыслительная деятельность, которая позволяет установить причинно-следственные связи, раскрыть объективные закономерности и их сущность, осуществляемая с помощью логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование. Это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями.

Ребенок, глядя на мир, воспитывает в себе видение, догадку, и если дошкольник не активен, то это было бы невозможно, не увидев и не потрогав предмет. «Все это повторяется многие сотни или даже тысячи раз, и тип живого деятеля, производящего явления или перемены в предметах внешнего мира, как наиболее привычный, становится в душе ребенка шаблоном для объяснения их». И. М. Сеченов показал, что высшие логические формы мышления создаются на основе действий ребенка. Они помогают не только с решением определенных задач, но и помогают осваивать мыслительные процессы [8].

Французский психолог Ж. Пиаже считает, что логическое мышление дошкольника имеет несколько стадий. Первая — сенсомоторная стадия, ребенок слышит, видит, ощущает предметы своей доступности. Эта стадия развития мышления происходит без речи. Вторая — стадия конкретно-операционных структур. Дошкольник выясняет, что ему делать и объединяет в общие структуры, это дает ему понятие о количестве, величине, числе, вместимости, весе, объеме и т. д. Но логически мыслить он еще не способен. Третья стадия — стадия формальных операций, на этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Элементарно речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукции. Ж. Пиаже считал, что по внутренним законам логического рассуждения ребенок перейдет от стадии к стадии не под воздействием конкретного упражнения. При изучении проблемы интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Все развитие ребенка он охарактеризовал движением от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, ход которой представлялся в форме последовательных группировок, вытекающих одна из другой. Так, по мнению Ж. Пиаже, постепенно строится тот интеллектуальный скелет, который определяет движение от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. В конце концов он принимает форму операционального логического мышления. Ж. Пиаже в 50-х годах внес крупные перемены в собственную концепцию формирования логического мышления. Он категорически отказался от осмысления эгоцентризма равно как признака естественной асоциальности детей и начал расценивать данное свойство как представление на все объемности, односторонности процесса познания, характерного для маленьких детей, невзирая на это, сущность концепции осталась постоянной. Ж. Пиаже оценивал формирование логического мышления как независимый, регулярно переходящий от внешних действий к внутренним [6].

В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М.Н, Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и других ученых акцентировалось внимание на значение речи в ходе мыслительного процесса и его развитии у ребенка. В своих исследованиях ученые старались понять:

  1. Какое влияние имеет восприятие и речь в различных стадиях формирования логического мышления ребенка;
  2. Какую значимость в формировании и повышении эффективности логического мышления ребенка играет суть решаемых им задач;
  3. Оказывает большое влияние в формирование логического мышления.

В своих трудах, Л. С. Выготский раздумывал о прямом взаимоотношении мышления. К одному из основных факторов общественного существования человека — к учебе, которые организуют другие люди. Оно наталкивает на выделение двух видов мышления: спонтанное и научное. Спонтанное мышление возникает в ходе фактического исследования, находящегося вокруг общества посредством создания обобщений на основе конкретного навыка переустройства предметов. Они формируются непосредственным способом, не затрагивая установленную систему обобщения. Научное мышление появляется благодаря тому, что определяет новейшую степень свободного мышления. Это возможно благодаря взаимодействию детей со взрослым, что является важнейшем компонентом каждого образовательного процесса. Регулярность научных знаний объясняет раннее, развитие научных понятий и то, что уровень их развития представляется как область очень близких возможностей в отношении повседневных понятий, как бы показывая им путь. Неспособность абстрагироваться и невозможность свободно оперировать житейскими понятиями — их слабая сторона; в научных же понятиях слабостью является не умение пользоваться речью. Постепенно вербализм осилен, происходит уточнение, что несомненно отражается и на развитии, понимания жизни –закономерности их развития сходятся [3, с. 331–345].

По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды — это самые чувствительные к воздействиям определенного рода периоды жизни дошкольника. Именно эти воздействия сильно влияют на весь ход развития, вызывая в нем те или иные большие новшества. В другие периоды те же самые воздействия могут никак не сказаться на развитии или даже полностью его сконцентрировать. Сенситивные периоды — это не биологическая характеристика возраста, а особенность совместной работы между ребенком и взрослым, в ходе которой проходит обучение. Л. С. Выготский говорил о том, что в сенситивный период некоторые условия, в том числе обучение, только тогда могут оказать влияния на развитие, когда соответствующие этапы развития еще не закончены. Незавершенность процессов развития является первым условием, чтобы данный этап мог оказаться сенситивным по отношению к некоторым условиям [2, с. 11–13].

Концепция отечественного психолога С. Л. Рубинштейна звучит так: основным методом существования психического является его существование в качестве этапа и функционирования. Главное, о чем мы думаем — это в первую очередь анализирование и последующее синтезирование того, что выявило рассмотрение вопроса или объекта; во вторую — абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Основные внутренние закономерности мышления — это закономерности процессов мышления в их взаимоотношениях друг с другом. Анализ и синтез — две стороны одной медали, считал С. Л. Рубинштейн. Каждый элемент познания, каждый вид мышления — это абстрактный продукт анализа конкретной действительности. Абстракция — не просто отбор тех или иных свойств феномена, но и их перемена. Каждое серьезное научное обобщение — это отвлечение основных свойств от маловажных. При рассмотрении развития логического мышления детей как обучающегося процесса анализа-синтеза, в который входит предмет познания. С. Л. Рубинштейн и другие отечественные психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, И. М. Жукова, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыфероваидр) полагали то, что степень обобщения, методы определений и взаимосвязей, имеющихся среди них, соотношение чувственно воспринимаемых и логических элементов в мышлении детей, его практических и интеллектуальных действий напрямую связаны с содержанием осваиваемых определений и методами оперирования ими. Преобразование сведений четко выступает при генетическом изучении процесса мышления.Исследования выявили, что логического мышление больше всего проявляется у дошкольников при установлении контакта, действующих между предметами и явлениями. Первое, что ребенок начинает понимать назначение предметов, как их используют. Самое трудное для него идет выявление связей пространства и времени в логическом значении. Трудность заключается в скрытой форме самих связей, но они внятны чувственному опыту на практике. Дошкольникам трудно выделять смысловые значения из-за того, что педагоги крайне мало уделяют этому процессу внимания [1, 5].

Обогащая информацией и усложняя практику, осваивая способы мыслительной деятельности, обеспечивается развитие логического мышления дошкольника. Речь играет одну из главных ролей в развитии логического мышления ребенка. Словарный запас, изучение грамматики, умение слушать других, понять и самому построить необходимое высказывание — то, что нужно для развития рациональных форм мышления у детей.

П. Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций, которая получила наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям в отечественной педагогике и психологии. Она была основана на представлении о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Эта теория также имела название концепции планомерного развития интеллектуальных операций. П. Я. Гальперин выделил этапы перехода внешних действий, определил условия, которые создавали условия для наиболее полного и эффективного перевода во внутренние действия с предварительно установленными качествами [4, с.216–223].

Н. Н. Поддьяков, отечественный педагог и специалист по психологии, исследовал процесс формирования у дошкольников внутреннего плана действий, свойственных логическому мышлению. Он выделил шесть этапов формирования данного процесса по возрастам:

  1. Дошкольник ещё не в состоянии действовать в уме, однако уже может с помощью рук, используя посторонние предметы, решать задачи в наглядно-действенном плане.
  2. Ребенок уже использует разговор, но только для простых вопросов, таких как называние предметов, которые он использует.
  3. Задачи решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Ребенок начинает понимать и способен словесно обозначить способы выполнения действий, направленных на решение задачи. Может рассуждать вслух, объясняя личные воздействия, описывая теоретическое выполнение способа преобразования ситуации или условия задачи.
  4. Задача решается ребенком по заранее составленному, обдуманному и внутренне представленному плану, в основе которого лежит память и опыт.
  5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
  6. Решение задачи исполняется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [7].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы работ педагогов и психологов показал, что мышление неодинаково развивается на разных возрастных периодах, этому способствуют разные виды детской деятельности. Ученые обращают внимание на собственном творческом аспекте познания, различая мышление от шаблонных умственных процессов и навыков. В конечном итоге, исследования педагогов и психологов показывают, что мышление в целом, и логическое мышление в частности, представляется возможным создавать и совершенствовать в ходе целенаправленного обучения и воспитания.

Литература:

  1. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемы обучения [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Знание, 1983.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Издательство Юрайт, 2016. -199 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Педагогика — Пресс, 1999. -536 с.
  4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом Университет, 1999. — 332 с.
  5. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская — М.: Просвещение, 1971.
  6. Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л. Ф. Обухова — М., 1981.
  7. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Хрестоматия о возрастной и педагогической психологии. — ч. 2. — М., 1981.
  8. Сеченов, И. М. Физиология [Текст] / И. М. Сеченов — М.: Просвещение, 1995, т.2.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, развитие, вид мышления, действие, дошкольник, логическое мышление ребенка, мыслительный процесс, предмет, стадий.


Похожие статьи

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший...

Похожие статьи

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший...

Задать вопрос