В данной статье проводится анализ законодательства о лотереях в XX — XXI вв. Рассматривается процесс становления законодательства Российской Федерации о лотереях в условиях реформирования государства. Проводится анализ действующего законодательства в сфере проведения лотерей.
Ключевые слова: лотерея, игра, выигрыш, государство, история, правовое регулирование.
Лотерея, как один из видов проведения игры с призовым фондом, имеет давнюю историю. По разным свидетельствам, первые лотереи появились в Древнем Вавилоне, Древнем Китае, Древней Греции и Риме [3].
После распада СССР и с переходом от планово-централизованной к рыночной экономике, рыночные отношения постепенно начали входить в различные сферы деятельности обновленного государства и общества. Появились негосударственные лотереи, правового регулирования которых практически не было: ранее действующие нормативно-правовые акты утратили силу, а процесс принятия новых достаточно сложен, особенно учитывая не до конца завершенный процесс перестройки государства.
Первые попытки организовать нормативно-правовое регулирование проведения лотерей были предприняты в 1992 году, с изданием 25 февраля 1992 г. Постановления Правительства Российской Федерации № 114 «О порядке проведения лотерей в Российской Федерации». Данное постановление предусматривало возможность проведения всероссийских лотерей министерствами и другими органами государственного управления Российской Федерации, а также республиканскими общественными организациями с разрешения Министерства финансов Российской Федерации на условиях, согласованных с этим Министерством [4]. Постановление утратило силу в связи с принятием в 1995 году Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 330 «Об упорядочении проведения лотерей на территории Российской Федерации», которым был утвержден порядок выдачи разрешений на проведение всероссийских лотерей. В соответствии с указанным Порядком, организаторами лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, могли выступать федеральные органы исполнительной власти, общероссийские общественные объединения, межрегиональные общественные объединения, а также международные общественные объединения, созданные в Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и одного или более иностранных государств, имеющие уставы, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации [5]. Постановление также предусматривало порядок и срок выдачи разрешения на проведение лотерей. Однако, данные нормативно-правовые акты все же не регулировали непосредственно сам процесс проведения лотерей, а только лишь устанавливали общие правила административного контроля за их проведением.
С принятием Временного положения о лотереях в Российской Федерации (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.09.1995 № 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации» более детально начинает регулироваться процесс проведения лотерей. Впервые на данном этапе законодательство закрепляет основные понятия: лотерея, призовой фонд лотереи, лотерейный билет, выигрыш и др. Также устанавливаются виды лотерей в зависимости от способа формирования призового фонда и территориальной сферы проведения.
Следует отметить, что правила, установленные Положением, распространялись еще и на тотализаторы и системные (электронные) игры, что кажется не совсем верным, с учетом существенных различий сути и процесса проведения данных видов игр. Указанное Положение устанавливало права автора лотереи, в том числе право на авторство, однако никаким образом не защищало права субъекта, без которого лотерея проведена быть не может — участника лотереи.
Положение, принятое как временное на переходный период до принятия нового закона, действовало достаточно долго. Вступившей в силу 1 марта 1996 частью второй Гражданского кодекса отношения в сфере проведения лотерей практически не регулировались: существовала только одна статья (1063) в соответствии с которой отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей ñ юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом и участниками игр основаны на договоре [6].
Учитывая кризисный период и перестройку государства, в некоторой степени понятно отсутствие норм, закрепляющих и охраняющих права участников лотереи. Основные усилия государства в данный период были направлены на формирование административного аппарата, защита прав участников гражданских правоотношений регулировалась общими нормами, а формирование более конкретных способов защиты прав граждан в отдельных сферах деятельности было отложено. Однако это не отменило очевидной необходимости в принятии норм, более подробно регулирующих организацию и проведение лотерей.
Положение прекратило свое действие с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — ФЗ «О лотереях»), который в настоящее время является основным нормативно-правовым актом, регулирующим проведение лотерей в Российской Федерации. С момента реформирования государства это первый нормативный акт данного уровня, специально полностью посвященный лотереям.
ФЗ «О лотереях» закрепляет понятие лотереи: лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи [7].
В отличие от ранее закрепленного Положением понятия лотереи, в действующем ФЗ «О лотереях» установлено, что проведение лотереи осуществляется на основании договора, заключение которого подтверждается выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. Положение специально устанавливало, что выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено [8]. В действующем ФЗ «О лотереях» подобного положения не закреплено. Вероятно, здесь законодатель руководствовался принципом добросовестности субъектов гражданских правоотношений, которая предполагается как основной принцип участия в гражданских правоотношениях и, следовательно, нет необходимости подчеркивать независимость лотереи от действий сторон лотерейной деятельности.
ФЗ «О лотереях» закрепляет виды проведения лотерей в зависимости от территориальной сферы и от способа проведения; цели и порядок проведения лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением; а также впервые закрепляет права и обязанности не только организаторов, но и участников лотерей. Также новыми являются нормы, закрепляющие ответственность организаторов, операторов и участников лотерей. Законодателем сделан большой шаг на пути к защите прав граждан, как участников лотерей. Но с принятием ФЗ «О лотереях» этот процесс не завершился.
С момента принятия ФЗ «О лотереях» до настоящего времени в него вносилось множество изменений, частично спорных. В момент принятия закона было стремление разграничить лотереи и схожие виды деятельности, являющиеся азартными играми, но выдаваемые организаторами за лотереи. В дальнейших изменениях можно наблюдать процесс размытия границ между лотереями и азартными играми. Так, например, первоначальная редакция 2010 г. статьи 12.1 Требования к лотерейному оборудованию и лотерейным терминалам, предусматривала, что лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.
Редакция данной статьи 2017 года установила, что лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в пятнадцать минут.
Закрепленное первоначальной редакцией статьи правило «не чаще, чем один раз в двенадцать часов» было направлено против использования игровых автоматов, выдаваемых за лотереи. Для проведения лотереи в классическом ее понимании нет необходимости в проведения розыгрышей так часто.
Однако иные изменения закона о лотереях по большей части тем не менее направлены на защиту прав участников лотереи, в том числе путем ведения государственных реестров лотерей, ограничением переводов и приема платежей в пользу организаторов и операторов лотерей, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, а также недопущением участия в лотереях лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.
Таким образом, основным нормативно-правовым актом, регулирующим проведение лотерей в Российской Федерации, является Федеральный закон от 11 ноября 2003 № 138-ФЗ «О лотереях». С момента принятия данного закона в него было внесено множество изменений, детализирующих лотереи. Количество изменений связано с отсутствием ранее применяемой нормативно-правовой базы, а также со сложностью самого института лотерей и его разграничения с азартными играми. Не оставляет сомнений, что федеральное законодательство в этой области еще не сформировано окончательно и будет изменяться и дополняться в ближайшем будущем.
Литература:
- Верхов М. В. Правовое регулирование проведения игр и пари в Российской Федерации // Via scientiarum — Дорога знаний. 2018. № 2. С. 142–148.
- Минасян А. Ю. Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству Российской Федерации: автореферат дис... кандидата юридических наук: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). Моска, 2013. 27 с.
- Томтосов А. А. История правового регулирования лотерей в России // Право и политика. 2013. № 1(157). С. 108–116.
- Постановление Правительства Российской Федерации от. 25.02.1992 №114 «О порядке проведения лотерей в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 №330 «Об упорядочении проведения лотерей на территории Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 26.01.1996) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях», ст. 1 // СПС КонсультантПлюс
- Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 19.09.1995 №955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации», п. 1 // СПС КонсультантПлюс.