Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования нового мироустройства, а именно постбиполярной системы международных отношений. Понимание сути данного мироустройства позволяет определить, в чём состоит суть стратегического партнёрства, а также определить основные сферы, в которых соприкасаются российско-китайские отношения.
Ключевые слова: Китай, Россия, Арктика, КНР, региональное сотрудничество, стратегическое партнерство, РФ.
В 2019 году Россия и Китай празднуют 70-летний юбилей установления дипломатических отношений. 2 октября 1949 года СССР первым признал новообразовавшуюся Китайскую Народную Республику.
Устремление взглядов России в Азиатско-Тихоокеанский регион стало одной из главных черт постбиполярного мира, сформировавшегося после распада СССР. Данное мироустройство предполагает деполяризацию системы международных отношений, увеличение роли регионального сотрудничества и значения негосударственных акторов, упор на равноправное партнёрство. В условиях становления данной миросистемы происходит особое сближение России и Китая. Именно стратегической важностью такого партнёрства обуславливается актуальность исследования российско-китайских отношений.
В 2001 году между РФ и КНР был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Данных трёх принципов государства придерживаются и в настоящее время. В результате двусторонних переговоров в 2018 году лидеры двух стран заявили о готовности «продвигать международные отношения нового типа, базирующиеся на принципах взаимного уважения и справедливости, и построение сообщества единой судьбы человечества на основе равноправного участия всех стран в глобальном управлении, соблюдения международного права, обеспечения равной и неделимой безопасности, отказа от конфронтации и конфликтов, способствовать формированию более справедливого и рационального полицентричного миропорядка» [1].
Российский политолог А. В. Кортунов отмечает, что стратегическая перспектива в российско-китайских отношениях «предполагает нечто большее, чем солидарное голосование в Совете Безопасности ООН или даже усилия по сопряжению китайского проекта «Один пояс, один путь» и российских усилий по развитию Евразийского экономического союза» [3]. Таким образом, в настоящее время происходит Исследователь говорит о том, что она предусматривает совмещение взглядов на процесс формирования нового миропорядка.
Стратегическому взаимодействию двух стран способствует общность широкого спектра интересов. Эту мысль подчёркивает и министр иностранных дел РФ С. В. Лавров: двусторонние отношения «базируются на совпадающих глубинных национальных интересах двух стран-соседей с огромной совместной границей» [6]. В рамках данного взаимодействия существенную роль играет гуманитарное сотрудничество, под которым понимается содействие культурному диалогу, развитие публичной дипломатии [6]. В настоящее время происходит активное двустороннее развитие сферы науки и образования, которое проявляется, например, в распространении русского языка в Китае, открытии институтов Конфуция на территории всей России. В 2020 и 2021 годах планируется провести перекрёстные годы российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества [5].
Однако большую значимость для стратегического взаимодействия играет региональное сотрудничество. С 2013 года функционирует межрегиональный проект «Волга-Янцзы» — проект контактов Приволжского федерального округа и провинций верхнего, среднего течения реки Янцзы. В 2016 году В. В. Путин выступил с инициативой создания Большого Евразийского партнёрства с участием стран-участниц ЕАЭС и Китая, что способствует широкой евразийской интеграции. Также большой вклад в укрепление отношений двух стран делает сотрудничество в рамках таких международных организаций, как ШОС, АСЕАН, БРИКС, а также регулярные встречи лидеров двух государств.
Одной из причин смещения стратегических интересов России в восточный регион является антироссийская политика, проводимая западными крупными державами на фоне украинского кризиса 2014 года. Стремясь избежать международной изоляции в условиях санкций, Россия активизировала свою деятельность по вовлечению в азиатские структуры, что способствует улучшению экономического и политического положения РФ.
Между странами происходит активное инвестиционное сотрудничество, для углубления которого по инициативе глав государств были созданы Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству и Российско-Китайский инвестиционный фонд Регионального Развития [5]. Не стоит забывать и о подписания ряда инвестиционных соглашений между Россией и Китаем в рамках Восточного экономического форума, который проводится в нашей стране с 2015 года.
Сотрудничество России и Китая охватывает и взаимодействие в космической сфере. Существуют программы двустороннего сотрудничества в области космоса на 2018–2022 годы, в рамках которых проводится исследование Луны и дальнего космоса, дистанционное зондирование Земли, мониторинг космического мусора [5]. Координация усилий по освоению космоса в будущем сыграет большую роль, так как в мире активно происходит борьба за его пространство, которая началась ещё во времена Холодной войны. Космическое право неслучайно стало одной из отраслей международного права.
Особенно важной для России в настоящее время является проблема Арктики, за влияние в которой ведётся активная борьба как арктических, так и неарктических государств. В данном регионе своё влияние стремится распространить и Китай, который также стремится реализовать свои интересы через проект «Один пояс, один путь». Китай стремится сформировать морской экономический коридор между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан, а также имеет заинтересованность в развитии рыболовства в Арктике. Россия заинтересована в привлечении китайских инвестиций для развития российской Арктики [4, с. 61]. Исходя из совместного заявления РФ и КНР в июне 2019 года, страны готовы оказывать поддержку сотрудничеству в области полярных научных исследований, содействовать проведению совместных арктических экспедиций и осуществлению совместных исследовательских проектов в Арктике. Особое значение при этом играет Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» [5]. Среди арктических государств четыре (Канада, США, Норвегия, Дания) являются членами НАТО, поэтому в решении арктического вопроса Россия остаётся без союзников. Стремление России использовать стратегическое сближение с Китаем в данном регионе на фоне её изолированного положения считается очевидным.
Набирает обороты и сотрудничество в военной сфере. В рамках стратегического командно-штабного учения «Центр-2019» в отработке совместных действий участвовали и воинские контингенты Китая, в 2017 году было проведено совместное учение флотов на Балтике. В июле 2019 года Россия выступила с инициативой проведения переговоров по поводу заключения нового соглашения о военном сотрудничестве, которое сможет заменить аналогичный документ 1993 года. Эксперт В. Б. Кашин отмечает, что в рамках формирования нового миропорядка стороны отрицают возможность заключения военного союза, называя его «пережитком прошлого» [2]. Это можно объяснить тем, что оба государства ориентированы на построение многополярного мира, основанного на равноправии и отказе от конфронтации, в результате чего утрачивается необходимость формировать военные коалиции. У России и Китая есть общий конкурент — США. Данное государство в рамках политики расширения НАТО на Восток стратегически угрожает безопасности России, однако российская сторона ограничивается лишь укреплением стратегического партнёрства. Если будет создан блок, противостоящий НАТО, то мир столкнётся с возвратом к биполярной системе международных отношений. Поэтому государства ограничиваются лишь военным сотрудничеством.
При этом стратегическому партнёрству способствует успешное решение спорных вопросов. Больной точкой в отношениях многих государств всегда был территориальный вопрос. Такая проблема существовала и в российско-китайских отношениях. Так в 2004 году путём заключения двустороннего соглашения была урегулирована территориальная проблема. В 2008 году была проведена окончательная демаркация границы, Россия передала КНР половину Большого Уссурийского и Тарабарова островов на реке Амур, а также остров Большой на реке Аргунь. Данные соглашения положили конец территориальным противоречиям двух стран, что создаёт благоприятную атмосферу для укрепления их связей. Остаётся выражать надежду на то, что в будущем данный вопрос не обострится вновь.
Другим вызовом, который оказывал неблагоприятное влияние на стратегическое партнёрство России и Китая, считается определённая асимметрия уровня экономических отношений двух стран, которая препятствует осуществлению масштабных и долгосрочных проектов. Возникает проблема установления равноправного партнёрства при неравенстве двух стран [7, c. 8]. В настоящее время сфера экономических отношений налаживается, однако долгое время она являлась слабым звеном отношений России и Китая. При этом несмотря на широкий спектр сфер политического сотрудничества нельзя отрицать наличие экономической конкуренции в вопросе распространения своего влияния, что является естественным процессом в данной области.
Таким образом, на современном этапе отношения России и Китая действительно можно назвать стратегическими. Работа позволила увидеть, что в настоящее время существует большое количество областей, в которых происходит особое сближение двух стран. Кроме того, исследователь Д. В. Тренин называет их отношения Российско-Китайской Антантой — «гармоничным объединением двух крупных держав, основанным на общности некоторых ключевых интересов, определённой координации действий во внешней политике и политике безопасности и взаимной симпатии лидеров» [7, c. 23].
Литература:
- Иванов, И. С. Россия, Китай и новый миропорядок / И. С. Иванов // Российский совет по международным делам (РСМД). URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-kitay-i-novyy-miroporyadok/ (дата обращения: 06.10.2019).
- Кашин, В. Б. Россия и Китай: союз или стратегическая неопределенность? / В. Б. Кашин // Российский совет по международным делам (РСМД). — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-kitay-soyuz-ili-strategicheskaya-neopredelennost/ (дата обращения: 06.10.2019).
- Кортунов, А. В. Кто будет строить новый миропорядок? / А. В. Кортунов // Российский совет по международным делам (РСМД). URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kto-budet-stroit-novyy-miroporyadok/ (дата обращения: 06.10.2019).
- Российско-китайский диалог: модель 2018: доклад № 39/2018 / С. Г. Лузянин [и др.]; Х. Чжао [и др.]; гл. ред. И. С. Иванов // Российский совет по международным делам (РСМД). — Москва: НП РСМД, 2018. — 243 с. URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-Report39-Ru.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 05.10.2019).
- Тезисы выступления руководителя Россотрудничества на открытии Пятой международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху» // Российский совет по международным делам (РСМД). URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tezisy-vystupleniya-rukovoditelya-rossotrudnichestva-na-otkrytii-pyatoy-mezhdunarodnoy-konferentsii/ (дата обращения: 05.10.2019).
- Тренин, Д. В. От Большой Европы к Большой Азии? Китайско-российская Антанта /Д. В. Тренин // Московский Центр Карнеги. — Москва: Самполиграфист, 2015. — 27 с. URL: https://carnegieendowment.org/files/CP_Trenin_Asia_web_Rus.pdf (дата обращения: 06.10.2019)