Криминологическая характеристика субъекта преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.10.2019

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Вахрушев, А. Ю. Криминологическая характеристика субъекта преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А. Ю. Вахрушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62906/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена исследованию и анализу признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также предоставлению предложений по улучшению уголовно-правовой нормы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами.

Ключевые слова: субъект преступления, водитель, лицо, управляющее транспортным средством, пассажир, дорожное движение.

Согласно действующему уголовному законодательству РФ субъектом нарушения правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицо, которое управляет транспортным средством, является физическое вменяемое лицо, которое на момент совершения преступления достигло шестнадцатилетнего возраста и руководила определенным транспортным средством. То есть в этом случае, кроме трех обязательных общих признаков субъекта (физическое лицо, вменяемость и возраст), появляется еще один обязательный признак для субъекта указанного состава преступления — управление транспортным средством. Таким образом, в указанной ситуации субъект преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является специальным.

Действующее законодательство РФ не содержит определения «лицо, управляющее транспортным средством», а содержит лишь определение «водитель», закреплённое в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения».

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению [1].

Однако, в отличие от понятия «водитель» понятия «лицо, управляющее транспортным средством» значительно шире, поскольку в отличие от понятия «водитель», охватывающего только ту категорию лиц, имеющую водительское удостоверение, под понятие «лицо, управляющее транспортным средством» подпадают все лица, управляющие транспортными средствами, независимо от того, есть ли у них право на управление или нет.

То есть фактически лиц, управляющих транспортными средствами, можно условно разделить на две категории:

1) водители (имеющие право на управление транспортными средствами);

2) лица, управляющие транспортными средствами при отсутствии удостоверения водителя (права на управление транспортными средствами).

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством РФ водитель является одним из участников дорожного движения. Так, в ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что к участникам дорожного движения относятся водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы [1]. В свою очередь в общих положениях Правил дорожного движения, указано, что участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Учитывая это, водитель, кроме тех обязанностей, которые возложены исключительно на водителей, должен выполнять и те обязанности, которые возложены на всех участников дорожного движения.

А. А. Тер-Акопов [2] предложил квалифицировать деяния лиц, управляющих транспортным средством, которые передали управление транспортным средством другому лицу, заведомо зная, что лицо находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянении или не имеет права управления транспортным средством. Автор полагает, что нужно привлекать к ответственности того, кто сам непосредственно передал управление транспортным средством. Автора поддержали С. А. Зворыгина [3] и В. И. Перфилов [4]. Однако, это мнение не основано на норме закона, в таком случае водитель хоть и нарушает ПДД, но это не образует состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Лицо, осуществившее передачу управления транспортным средством другому, утрачивает признаки субъекта данного преступления, которое нарушает правила эксплуатации, и, следовательно, субъектом преступления ст. 264 УК РФ.

В отношении лиц, управляющих транспортными средствами при отсутствии удостоверения водителя (права на управление транспортными средствами), надо отметить, что фактически они не являются участниками дорожного движения, ведь не подпадают под эту категорию. Однако, учитывая тот факт, что согласно Закону «О безопасности дорожного движения» участниками дорожного движения являются лица, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства, формально они подпадают под эту категорию лиц, а поэтому должны следовать тем требованиям и выполнять те обязанности, которые возложены на участников дорожного движения [5].

Исследуя субъект преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, особое внимание следует уделить тому лицу, которое вместе с водителем может находиться в транспортном средстве во время его управления и существенно влиять на этот процесс. Указанное лицо — пассажир.

В соответствии с действующими Правилами дорожного движения пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что пассажир — это лицо, которое не только находится в транспортном средстве во время движения, но и непосредственно им пользуется. Однако, если пассажир грубо нарушает правила пользования транспортным средством, что в конце концов приводит к совершению ДТП с тяжкими последствиями? Кто в данном случае будет нести уголовную ответственность за совершенное деяния — водитель или пассажир?

Правилами дорожного движения Российской Федерации, а именно разделом 5 под названием «Обязанности пассажиров» также устанавливается определенный перечень обязательств, которые возлагаются на всех без исключения пассажиров.

Итак, согласно действующих ПДД, пассажиры, пользуясь транспортным средством, должны: а) при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме; б) посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Также, пассажирам запрещается: а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом; б) открывать двери транспортного средства во время его движения; в) во время движения стоять в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах или в необорудованном для сидения месте [2].

Однако если пассажиром грубо нарушаются требования указанных нормативно-правовых актов и он во время движения транспортного средства отвлекает внимание водителя от управления транспортным средством и мешает ему в этом, своими действиями создает угрозу безопасности дорожного движения, например, дергает за руль, за руки, заслоняет глаза водителя, препятствует нажатию на педаль тормоза и т. д. И это приводит к совершению дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями, то вполне справедливо можно говорить о том, что только нарушение правил дорожного движения со стороны пассажира привело, а поэтому только он должен быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Как нами уже отмечалось ранее, пассажир, являясь участником дорожного движения, должен создавать безопасные условия для дорожного движения и ни в коем случае не наносить своими действиями или бездеятельностью вреда предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Однако если пассажир, несмотря на все установленные в отношении него требования о безопасности дорожного движения, грубо их нарушает и это приводит к тяжелым последствиям, то только он должен нести уголовную ответственность за совершенное деяние.

А потому, следуя объективности привлечения к уголовной ответственности и принципа справедливости назначения наказания за совершенное преступное деяние, считаем необходимым, кроме лица, которое управляет транспортным средством, в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, ввести и пассажира.

То есть диспозиция ч. 1 ст. 264 УК РФ [6]. должна иметь такое содержание: «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, или лицом, которое пользуется транспортным средством и находится в нем во время движения (пассажиром), что повлекло»...

Итак, проведенное исследование и анализ признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, дает возможность сделать вывод о том, что субъектом нарушения правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами, является физическое вменяемое лицо, которое на момент совершения преступления достигло шестнадцатилетнего возраста и руководила определенным транспортным средством. Однако, учитывая тот факт, что пассажир как участник дорожного движения, на которого возложена обязанность создавать безопасные условия для дорожного движения, может грубо его нарушить и это может привести к тяжелым последствиям, считаем необходимым, кроме лица, которое управляет транспортным средством, в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, ввести и пассажира.

Литература:

  1. О Правилах дорожного движения: Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — N 47. — Ст. 4531.
  2. Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. — М.:Юркнига, 2003. — С. 248
  3. Зворыгина С. А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: автореф. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2013. С. 10–12.
  4. Перфилов В. И. Теоретические и практические вопросы уголовно-правовой квалификации нарушения правил дорожного движения и 55 эксплуатации транспортных средств: автореф. канд. юрид. наук. М. 2008. С. 178.
  5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 04.12.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — N 50. — Ст. 4873.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — N 25. — Ст. 2954.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, дорожное движение, УК РФ, лицо, пассажир, время движения, уголовная ответственность, водитель, субъект преступления, эксплуатация транспорта.


Похожие статьи

Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекши...

Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

В рассматриваемой статье проводится анализ совершенствования правовых норм о санкциях за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, в связи со вступлением в законную силу Постановлени...

Проблемы административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда

Административная ответственность, безусловно, является элементом и составной частью такого понятия, как юридическая ответственность. Она же является одним из фундаментальных институтов любой правовой системы государства, одним из сущностных признаков...

Неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством: уголовно-правовая характеристика

В исследовании рассматривается специфика уголовно-правовой оценки неправомерного завладения автомобилем либо иным транспортным средством. Данное преступление, несмотря на то, что совершается без намерения хищения транспортного средства, является имущ...

Особенности реализации прав участников дорожного движения в рамках административно-правовых отношений

В статье рассматриваются особенности административно-правовых отношений в сфере дорожного движения. Охватывается три большие группы субъектов: водителей ТС, пассажиров, пешеходов, на которых распространяют действие Правила дорожного движения, Ко АП Р...

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

К вопросу об объекте и предмете преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых другими лицами преступным путем»

Статья посвящена проблемам правильного определения объекта преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу, сформулировано мнение автора.

Обоюдная вина участников дорожно-транспортных происшествий

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения с обоюдной виной участников дорожно-транспортного происшествия. Исследована уголовная ответственность лиц — участников дорожно-транспортного пр...

Правовые меры противодействия управлению транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.3 УК РФ)

В статье рассмотрены правовые меры противодействия преступлениям, связанным с управлением транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость с учетом нововве...

Правовые аспекты незаконного вознаграждения от имени юридического лица

В статье проведен анализ правовых основ незаконного вознаграждения от имени юридического лица, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Определены объект и субъект, объективная и субъективная стороны у...

Похожие статьи

Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекши...

Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

В рассматриваемой статье проводится анализ совершенствования правовых норм о санкциях за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, в связи со вступлением в законную силу Постановлени...

Проблемы административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда

Административная ответственность, безусловно, является элементом и составной частью такого понятия, как юридическая ответственность. Она же является одним из фундаментальных институтов любой правовой системы государства, одним из сущностных признаков...

Неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством: уголовно-правовая характеристика

В исследовании рассматривается специфика уголовно-правовой оценки неправомерного завладения автомобилем либо иным транспортным средством. Данное преступление, несмотря на то, что совершается без намерения хищения транспортного средства, является имущ...

Особенности реализации прав участников дорожного движения в рамках административно-правовых отношений

В статье рассматриваются особенности административно-правовых отношений в сфере дорожного движения. Охватывается три большие группы субъектов: водителей ТС, пассажиров, пешеходов, на которых распространяют действие Правила дорожного движения, Ко АП Р...

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

К вопросу об объекте и предмете преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых другими лицами преступным путем»

Статья посвящена проблемам правильного определения объекта преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу, сформулировано мнение автора.

Обоюдная вина участников дорожно-транспортных происшествий

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения с обоюдной виной участников дорожно-транспортного происшествия. Исследована уголовная ответственность лиц — участников дорожно-транспортного пр...

Правовые меры противодействия управлению транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.3 УК РФ)

В статье рассмотрены правовые меры противодействия преступлениям, связанным с управлением транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость с учетом нововве...

Правовые аспекты незаконного вознаграждения от имени юридического лица

В статье проведен анализ правовых основ незаконного вознаграждения от имени юридического лица, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Определены объект и субъект, объективная и субъективная стороны у...

Задать вопрос