В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кратко описывает ее основные составляющие. Также автор обосновывает применимость данной теории в современном обучении специалистов-дефектологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Автором также анализируются основные проблемы, с которыми сталкиваются современные дефектологи в процессе профессиональной подготовки, а также анализируются возможные направления решения этих проблем посредством имплементации отдельных положений детально разработанной психологической системы П. Я. Гальперина в процессе подготовки будущих специалистов дефектологического профиля.
Ключевые слова: дефектолог, психологическая система, подготовка, будущие специалисты, дети, ограниченные возможности здоровья, психика, социальный заказ.
Актуальность исследования в рамках заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий момент в различных сферах жизнедеятельности человека актуализируется множество вопросов, находящихся в прямой взаимосвязи с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Особенное внимание должно быть уделено детям, у которых диагностированы те или иные проблемы в психофизическом развитии. Признание прав таких детей, а также их интересов и потребностей, равно как и оказание им помощи в процессе личностного становления, выборе ими направления дальнейшей профессиональной деятельности и т. д., выступают в качестве вопросов, обладающих особой важностью для современного социума. Все вышеперечисленное ведет к необходимости проведения коренных преобразований в системе подготовки специалистов дефектологического профиля, причем особенно это справедливо с точки зрения современной подготовки специалистов, чья профессиональная деятельность направлена на образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): различными нарушениями слуха, зрения, патологиями интеллектуального развития и т. д.
Современный социальный заказ сейчас таков, что в настоящее время имеет место объективное существование в психологической подготовке специалистов в области коррекционно-педагогической, научно-методической, социально-педагогической и социально-просветительской деятельности с детьми с ОВЗ. Столь широкое разнообразие спектра образовательных услуг обусловлено рядом факторов, к основным из которых можно причислить следующие:
– усложнение структуры дефектов у детей с ОВЗ;
– количество детей, поступающих в начальную школу, которые не справляются с образовательной программой;
– необходимость постоянно повышать квалификацию педагогов в области дефектологических знаний и т. д. [12, с. 87].
Все вышеперечисленное вызывает необходимость детального анализа современных взглядов на подготовку дефектологов с точки зрения применения в данном процессе психологической системы П. Я. Гальперина.
Для подавляющего большинства исследователей в сфере психологии имя П. Я. Гальперина ассоциируется, в первую очередь, с детально разработанной данным исследователем теорией, которая впоследствии приобрела мировую известность, и которая основана на доказательстве поэтапного формирования умственных действий и понятий. Однако, вклад П. Я. Гальперина в психологическую науку отнюдь не ограничивается только данной теорией. Так, среди наиболее широко известных исследований П. Я. Гальперина в области психологии можно назвать следующие:
– теория внимания и учение о языковом сознании;
– инновационный подход к классической проблеме соотношения психики и мозга, который дал возможность автору достаточно оригинальным образом решить проблему предмета психологии;
– особая трактовка проблемы бессознательного;
– исследования соотношения обучения и умственного развития;
– вопросы, имеющие прямую взаимосвязь с дифференциальной диагностикой интеллектуального развития с последующей индивидуализированной коррекцией;
– классификация форм и разновидностей психической деятельности, преодолевающая традиционный функционализм и т. д. [3, с. 15].
Вышеперечисленные направления деятельности П. Я. Гальперина представляют собой далеко не полный перечень наследия выдающегося исследователя. Все те вопросы, которые поднимались П. Я. Гальпериным в процессе его профессиональной деятельности, так или иначе связаны с функционированием психики человека. Соответственно, любой профессиональный дефектолог должен иметь, как минимум, общие представления об основных направлениях деятельности П. Я. Гальперина для того, чтобы понимать, каким образом можно компенсировать тот или иной дефект ребенка с ОВЗ в процессе работы с ним.
Теория П. Я. Гальперина представляет собой научную систему, в которой нашло место решение множества теоретических и прикладных проблем общей (генетической) психологии. П. Я. Гальпериным было разработано новое понимание предмета психологической науки, был введен новый метод исследования различных психических процессов, а также была построена целостная система формирования и развития психики в процессе фило- и онтогенеза [9]. Данная теория дает возможность постановки и нового решения фундаментальных проблем психологической науки, основными из которых можно назвать следующие:
– соотношение обучения и развития детей (в том числе и детей с нарушениями психической сферы);
– роль действия в психическом развитии ребенка;
– основные преимущества и недостатки метода срезов и метода планомерного формирования умственных действий [4, с. 117].
Теория П. Я. Гальперина является одним из образцов подлинно научного мышления в области психологической науки, и исследование ее основных постулатов даст возможность специалистам в области дефектологии сформировать представления о ценности последовательной и строгой теоретической мысли выдающего психолога, а кроме того, прочувствовать вклад П. Я. Гальперина в развитие культурно-исторической теории.
Не подвергая сомнениям вклад П. Я. Гальперина в общую и прикладную психологию, необходимо обратить особое внимание на подход к сущности психических явлений и процессов, а также к механизмам формирования и последующего развития таких процессов, которые были сформулированы П. Я. Гальпериным и которые являются уникальными в силу своей внутренней целостности и системности [8, с. 7]. Как уже было сказано выше, основными и наиболее важными составляющими психологической концепции П. Я. Гальперина можно назвать такие, как:
– учение, касающееся предмета психологии;
– объективная необходимость психики и наиболее явные закономерности ее развития в процессе фило-, антропо- и онтогенеза;
– закономерности формирования различных составляющих психической деятельности и др. [7, с. 26].
П. Я. Гальперина можно назвать революционером в области психологической науки, поскольку он был тем мыслителем, который смог сформировать совершенно новую парадигму научно-психологического мышления. Исследователь обдумывал и описывал не только проблемы психологии развития, но также и проблемы учения и обучения. Именно П. Я. Гальпериным были заданы новые направления исследовательской и практической деятельности в вышеприведенных областях. П. Я. Гальперина можно также назвать «Учителем» с большой буквы, так как его мышление и образование были настолько энциклопедичными, что они делают крайне увлекательным процесс отслеживания хода его мыслей практически по любым поводам. Гальперин в своих исследованиях учит своих последователей мыслить, и именно данный факт представляет собой то наиболее важное, что содержится в его работах помимо собственно исследований. Однако, необходимо отметить, что существует достаточно обширный «разрыв» между тем, что было создано им в процессе профессиональной деятельности, продумано и бескорыстно передано соратникам и ученикам, и тем, что было опубликовано.
Тот невероятный эвристический потенциал, которые содержится в трудах П. Я. Гальперина и с успехом может быть использован в процессе подготовки современных дефектологов, в своей основе имеет, в первую очередь, не декларативную, а подлинную внутреннюю целостность всей психологической системы, разработанной исследователем. С данной точки зрения ознакомление с любым разделом данной системы предполагает, что у интересующегося имеется хотя бы общее представление о ней в целом. Однако, необходимо с сожалением констатировать тот факт, что количество прижизненных публикаций работ П. Я. Гальперина было относительно небольшим, а также то, что стиль его изложения является чрезвычайно концентрированным, ведет к тому, что возникло множество недоразумений и поверхностных интерпретаций, которые, к слову сказать, в принципе характерны для психологической науки безотносительно анализируемой теории [11, с. 200]. В качестве примера можно указать нередкое смешение трактовки «теории П. Я. Гальперина» (того, что можно назвать «гальперинской» системой психологии) и концепции (теории) поэтапного планомерного формирования умственных действий и понятий (которая хоть и является одной из наиболее важных составляющих данной теории, но все же представляет собой ее часть, а отнюдь не целое), из-за чего последняя существенно теряет в своем статусе и эвристическом потенциале, будучи в процессе своего анализа вырванной из контекста психологической системы П. Я. Гальперина [2, с. 139].
В качестве одного из небольшого числа трудов П. Я. Гальперина, которые увидели свет во время его жизни, можно назвать «Введение в психологию». В данном исследовании у П. Я. Гальперина получилось наметить и частично выстроить именно «введение» в будущую психологию, то есть ту, которая наконец-то перестанет представлять собой наукообразный и заумный пересказ прописных истин, которые уже давно известны человеку, и станет собственно наукой, у которой будет возможность занять достойное место в системе научного знания XXI столетия.
Даже принимая во внимание множество точек зрения, которые напрямую касаются оценки научного наследия П. Я. Гальперина, нельзя не признать, что у исследователя получилось добиться того, к чему он стремился всю свою жизнь, а именно — создать собственную психологическую систему. Безусловно, многое в данной системе продолжает оставаться недостаточно развернутым, фрагментарным и не вполне свободным от противоречий. Кроме того, в рамках данной системы отдельные ее составляющие недостаточно соотнесены с теми психологическим концепциями и парадигмами, которые существовали на тот период времени, что ведет к тому, что данная система не получила безоговорочного одобрения и подтверждения представителями всех направлений психологии. Однако, исследователю удалось сделать главное, а именно — сформулировать целостный, нередукционистский и операционализированный подход.
Вся жизнь П. Я. Гальперина была посвящена поиску «синей птице психологии», под которой необходимо понимать сущность психики, а также представление психологии в качестве объективной науки. В качестве первого и естественного шага в данном направлении можно назвать проведенный автором анализ исторического пути, который психология прошла в своем развитии в попытке прояснить собственный предмет. Значимость настолько абстрактной проблемы предмета психологии, как можно понять из этого анализа, выступает далеко за рамки чисто теоретического анализа, поскольку в данном случае речь идет о том, каким именно образом необходимо понимать сущность психики, а также предназначение душевной жизни человека.
П. Я. Гальпериным неоднократно подчеркивалось, что в отсутствие рассмотрения и детального анализа особенностей, формирования и особенностей развития ориентирования человека в конкретных обстоятельствах либо же при условии невнимательного отношения к специфике тех психологических орудий, которые используются им в тех или иных ситуациях, невозможно получить доступ к причинам и механизмам характеристик психической деятельности, которые можно зарегистрировать [9]. Данное обстоятельство, выступая в качестве одного из наиболее важных, играет роль связующего звена между общей психологической доктриной П. Я. Гальперина и собственно теорией планомерно-поэтапного формирования при условии рассмотрения ее в узком смысле.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая представляет собой ядро системы психологии П. Я. Гальперина, может быть рассмотрена в качестве синтеза как гениальных теоретических находок исследователя, так и в качестве неоднократно подтвержденных в рамках экспериментально-лабораторных и полевых условий положений, относящихся к условиям и механизмам становления разнообразных форм и видов умственной деятельности человека в процессе протекания различных этапов его жизненного цикла в таких видах деятельности, как учебная, игровая и профессиональная, причем как в норме, так и в случае наличия патологии.
В психологической теории П. Я. Гальперина содержится ответ на вопрос о том, каковы объективные признаки и критерии психического, а кроме того — в ней имеется множество ситуаций, когда психика не нужна, равно как и ситуаций, для которых психическая регуляция поведения выступает в качестве биологической необходимости. Психологическая теория П. Я. Гальперина раскрывает психологическое содержание поведения, а также показывает роль предметного действия в развитии психики. Кроме того, разработанная им теория включает в себя понятие о предмете психологии, а также учение о методах исследования психических процессов, а помимо этого — отдельные элементы концепции эволюции психики. Психологическая система П. Я. Гальперина содержит в себе стройную систему психических процессов, в которой каждый отдельно взятый психический процесс представлен в качестве специфической и не могущей быть сведенным к другим психическим явлениям формы ориентировки субъекта в отдельно взятой проблемной ситуации [10, с. 45].
Необходимо отметить, что данная теория нашла широкое применение в рамках школьного и профессионального обучения, а также в таких сферах, как психодиагностика и коррекция психических процессов. Несмотря на достаточно широкую ее применимость, необходимо отметить, что наиболее высокой эффективностью она обладает в образовании, что затмило ее остальные стороны приведя, в свою очередь, к определенной редукции подлинного значения новой отрасли психологии.
Соответственно, можно говорить о том, что имело место сведение психологической системы П. Я. Гальперина к концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий. В настоящий период времени данная концепция с успехом развивается в рамках педагогической психологии, следствием чего, в свою очередь, стало создание новой дидактики, которая отразилась в работах, например, Н. Ф. Талызиной и ее последователей. Еще одна форма редукционизма нашла свое проявление в том, что большая часть наиболее авторитетных психологов сводили психологическую системы П. Я. Гальперина к просто еще одной концепции интериоризации. Однако, даже в редуцированном виде, будучи сведенной к педагогической теории, к концепции поэтапного формирования умственных действий или к концепции интериоризации, психологическая теория П. Я. Гальперина была слишком сложна для адекватного восприятия современниками П. Я. Гальперина в том случае, если они не являлись его непосредственными сотрудниками или же не проводили экспериментов, которыми он непосредственно руководил.
Становление новой парадигмы образования, требование закона опережающего развития качества человека в условиях усиления глобального взаимодействия людей, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), объективно развивающаяся тенденция к повышению индекса инновационности форм обучения, проблема медиаобразования как приоритетного направления педагогики XXI в. — полноценное развитие всего этого невозможно представить без обращения к психолого-педагогической теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, одного из крупнейших, можно сказать — прорывных достижений отечественной психологии. Как скромно говорил сам создатель этой теории П. Я. Гальперин, его теория позволяет решать «все задачи общего и специального обучения. И при том:
— с почти полным исключением разброса по успеваемости в индивидуальном и мелкогрупповом обучении и с незначительным разбросом (на высших показателях) при обучении в классе;
— с весьма значительным сокращением сроков обучения;
— возбуждая положительное отношение к процессу и результату учения;
— и открывая гораздо больше возможностей для переучивания» [9].
Как отмечает ученик и последователь психологической концепции П. Я. Гальперина А. И. Подольский, «развитие информационных, экспертных, в частности обучающих, технологий на новом уровне востребовало знания, составляющие сердцевину теории поэтапного формирования» [Цит. по: 5, с. 81].
Теория П. Я. Гальперина, носящая гуманистический и гуманитарный характер, была положена в основу разработки обучающих программ для школьников и студентов областей Чернобыльского следа.
Эти программы способствовали ликвидации перегрузок обучаемых и вместе с тем повышали качество образования, давали развивающий эффект и мотивацию к учебе. Эти и аналогичные программы были созданы в Учебном центре при факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, руководимом последователем П. Я. Гальперина — академиком РАО Н. Ф. Талызиной, и были использованы в учебном процессе в различных регионах страны.
Если говорить об особенностях современных взглядов на подготовку дефектологов в рамках применения психологической системы П. Я. Гальперина, то необходимо принимать во внимание тот факт, что подготовка кадров для деятельности условиях специального образования представляет собой достаточно сложную проблему. Ее сложность обусловлена, главным образом, тем, что вопросы, касающиеся образования детей с ОВЗ, не могут быть решены вне учета социальных, экономических, политических и психологических условий, в которых имеет место протекание данного процесса. Выделение в отдельную категорию внешних факторов, которые оказывают влияние на процесс образования таких детей, является свидетельством новой ситуации, ведущая роль в которой должна быть отведена как мировоззрению, так и поведенческой стратегии поведения педагога-дефектолога. Такое условие выступает в качестве основополагающего с точки зрения процесса разработки программ подготовки специалистов в области дефектологии.
Переход дефектологического высшего образования на многоуровневую систему подготовки кадров на основе компетентностного подхода согласно новому ФГОС высшего образования означает изменения во всех его системообразующих компонентах: содержании, формах, методах и технологиях. Профессиональная подготовка дефектологов формируется уже почти столетие.
В данном случае можно согласиться с мнением А. В. Калиниченко о том, что профессиональная подготовка специалистов-дефектологов — целостная система, являющаяся частью высшего профессионального образования, которая отражает условия, факторы и тенденции внешней среды, имеет свое внутреннее профессиональное пространство и развивается в соответствии с общими и частными целями и закономерностями в социуме, политике, образовании [7, с. 28].
Факторы, оказавшие влияние на становление дефектологического образования: отношение социума и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), законодательные документы в сфере специальной (коррекционной) помощи и системы подготовки дефектологических кадров, развитие дефектологии и смежных с ней областей знаний, а также социально-экономические и политические условия в стране. Подготовка компетентных дефектологов становится значимой задачей вузовского образования по мере признания любого человека с ОВЗ как самоценной личности.
Тенденция гуманизации содержания образования отражается в системе помощи лицам с отклонениями в сенсорной, интеллектуальной, физической, эмоциональной сферах, осуществлении их права на высококвалифицированную помощь дефектологов: диагностику, консультирование, коррекционное обучение и воспитание, социально-педагогическую и психологическую помощь, поддержку лиц с ОВЗ и их семей. В основу профессиональной подготовки дефектологов в России заложен антропологический подход [6, с. 200].
Анализ современных публикаций, а также методической литературы, посвященной современной подготовке специалистов в области дефектологии, дает возможность определения наиболее значимых современных тенденций в области подготовки дефектологов, к основным из которых необходимо отнести следующие:
– развитие междисциплинарного подхода в процессе профессиональной подготовки современных специалистов в области дефектологии в силу того, что контингент детей с ОВЗ в настоящий период времени постоянно растет. Как уже было сказано выше, условиями социального заказа диктуется необходимость подготовки многочисленных специалистов, причем не в таких областях, как олигофрено-, тифло-, сурдопедагогика или логопедия, а именно полифункциональных специалистов-дефектологов, у которых будет возможность полноценного обследования и последующей организации различных видов деятельности с детьми с ОВЗ, имеющими различные (в том числе и множественные) проблемы со здоровьем и их семьями на базе различных организаций в таких сферах, как образование, социальное обеспечение и здравоохранение;
– постоянное расширение специфики профессиональной деятельности специалиста в области дефектологии предполагает, что его позиция будет не исполнительской, а развитой субъектной, включающей осознанность на каждом этапе профессиональной деятельности во всех ее видах. Сюда можно включить, например, готовность специалиста-дефектолога к принятию самостоятельных профессиональных решений, к которым можно отнести выбор и разработку коррекционных программ и их методического обеспечения, причем в данном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ. Формирование такой готовности требует, чтобы были внесены изменения в формы, методы и технологии образовательной деятельности, направленной на подготовку специалистов в области дефектологии. В рамках вышеизложенного у будущего дефектолога будет возможным сформировать и активизировать рефлексивно-деятельностную компоненту в содержании ФГОС;
– изменения, коснувшиеся ценностных приоритетов профессионального образования, что представляет собой социокультурную направленность педагогики. Так, например, среди содержания компетенций в настоящий период времени имеется акцент на формировании способности дефектолога проводить духовно-нравственное и эстетическое развитие детей с ОВЗ (ПК-10).
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать общий вывод о том, что в процессе подготовки современных специалистов в области дефектологии, необходимо акцентировать пристальное внимание на психологической системе П. Я. Гальперина, поскольку она дает возможность более глубокого понимания закономерностей, в соответствии с которыми функционирует психика человека, в том числе и ребенка с ОВЗ.
Удивительная особенность психологической системы П. Я. Гальперина состоит в том, что в ней есть возможность как отыскать вопросы на множество тех вопросов психологии, которые принято относить к «вечным», так и исследовать новые, никогда до этого не появлявшиеся проблемы. Психологическая система данного автора отнюдь не является «отработанным» материалом, так как в ней содержится множество перспективных направлений, имеющих методологический, общетеоретический и прикладной характер.
Интересно также отметить, что множество современных исследователей, причем как отечественных, так и зарубежных, делают, фактически, похожие выводы из анализируемых ими частных вопросов формирования и последующего развития умственной деятельности человека. В качестве примера вышесказанного можно отметить такие понятия, как «Mental Scheme», «Scaffolding», «Melting», «Anchoring» и др., которые часто встречаются в современной психологической литературе Западной Европы и США, поднимающей вопросы психологии учения и развития. В этих исследованиях имеет место «высвечивание» отдельных, выхваченных из общего контекста аспектов процессе интериоризации, которые были очень детально и с разных сторон описаны П. Я. Гальпериным уже более 50 лет назад.
Соответственно, можно с уверенностью сказать, что у системы психологии П. Я. Гальперина, которая настолько широко обсуждается сегодня, имеет большое и весьма перспективное будущее, так как стремление понять природу человека и усовершенствовать ее, всегда было, есть и будет одной из тех человеческих потребностей, насыщение которых невозможно.
Литература:
- Аслаева Р. Г. Подготовка педагогов-дефектологов в педагогическом вузе: реальность и перспективность // Дефектология. — 2009. — № 6. — С. 71–80.
- Бачина О. В. Организация вариативно-модульной системы повышения квалификации педагогов дефектологического профиля: дис.... канд. пед. наук. — Тамбов, 2002. — 257 c.
- Ждан А. Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 2 (8). — С. 14–18.
- Кабанова О. Я. Теория П. Я. Гальперина — перестройке содержания учебных предметов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2012. — № 4. — С. 113–122.
- Калиниченко А. В. Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке — первом десятилетии XXI века: дис.... канд. пед. наук. — Благовещенск, 2014. — 193 с.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — Ч. 1. — 319 с.
- 7. Никитина М. И., Логинова Е. Т. Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов // Специальное образование. — 2016. — № I. — Выпуск XII . — С. 25–29.
- Обухова Л. Ф. Теория П. Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 4. — С. 4–10.
- Подольский А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. — 2002. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/219/18168-psixologicheskaya-sistema-p-ya-galperina.html. Дата обращения: 19.09.2019.
- Сергеева А. И. Современные тенденции профессиональной подготовки дефектологов в ВУЗе // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5 (170). — С. 42–46.
- Филатова И. А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов в условиях современного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.03. — М., 2012. — 401 с.
- Черкасова Е. Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах РФ // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 85–90.