Исследованы особенности методики преподавания правовых дисциплин в высших учебных заведениях. С этой целью проанализирован процесс обучения, раскрыто содержание термина «методика преподавания». Рассмотрены и определены методы правового обучения. Охарактеризованы методические приемы обучения правовой теории с помощью объяснения, логического мышления. Обоснована необходимость модернизации научно-педагогическими работниками методики преподавания и обучения, что позволит студентам получить более глубокие знания в области права.
Ключевые слова: методика преподавания, стратегия обучения, модернизация образования, методические приемы обучения.
Становление России как правового государства, формирование его, как неотъемлемой составляющей мирового сообщества, невозможно без высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности и развитию. Уровень их подготовки должен соответствовать потребностям развития национальной экономики и современным запросам рынка труда. Модернизация и развитие высшего образования должны иметь опережающий и непрерывный характер. Повышение качества высшего образования необходимо для обеспечения экономического роста государства, решения социальных проблем общества, ведь качественное высшее образование является необходимым условием обеспечения устойчивого демократического и правового развития государства.
Образовательный процесс предполагает интеллектуальную, творческую деятельность в сфере высшего образования, осуществляемую через систему научно-методических и педагогических мероприятий и направленную на приумножение, передачу, усвоение и использование знаний, умений и других компетенций у обучающихся лиц, а также на формирование гармонично развитой личности [1]. При этом важное значение приобретает умение научно-педагогического работника мотивировать студентов к самостоятельной творческой деятельности. Однако, такая учебная деятельность должна проводится под методическим руководством и контролем преподавателя, без его прямого участия.
Обеспечение учебного правового процесса невозможно без материальных средств передачи учебной информации, которые являются инструментом учебной деятельности преподавателя и студента. Оптимальное создание условий для изучения правовых дисциплин в вузах возможно с использованием таких материальных средств передачи учебной информации, как:
– печатная учебная информация (учебные пособия, учебники, справочники, нормативно-правовые акты, таблицы, плакаты, информационные стенды);
– технические средства обучения (мультимедийный проектор, слайды, видеофильмы, звукозаписи, электронная библиотека и т. д.).
Контроль за учебной деятельностью студентов, как завершающий этап любого организационного процесса, призван обеспечить успешный результат учебной как аудиторной, так и самостоятельной работы. Важно, чтобы контроль не сводился исключительно к проверке знаний студентов, а стимулировал их к активному творческому развитию, переосмыслению ими изученного материала, творческому решению проблемных правовых вопросов, осознанию результатов своей деятельности.
Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию [2].
Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей. Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин [4].
Оптимальное сочетание общих дидактических методов, средств, приемов преподавания раскрывает содержание термина «методика преподавания». Эти средства и приемы применяются в таких традиционных формах обучения, как лекции, семинарские и практические занятия, написание и защита рефератов, курсовых и дипломных работ, научно-исследовательская работа, практика. Методика преподавания правовых дисциплин призвана обеспечить высокий теоретический и практический уровень преподавания, научность, доступность подачи учебного материала [1].
Важное значение в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов имеют не только практические навыки преподавателя, которые влияют на формирование у студентов заинтересованности, профессиональной мотивации, а также способствуют выработке критического профессионального мышления, а вместе с тем и инновационные подходы в деятельности научно-педагогических работников.
В настоящее время эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель — студент.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач [3].
Модернизация методов и форм обучения включает деловые, ситуативные или имитационные игры, тренинги, тесты для контроля знаний, творческую работу с понятийным аппаратом, решение тематических кроссвордов, проведение различных экспериментов, социологические исследования и пр. Чем более активную роль выполняет студент при изучении правовых дисциплин, тем более разносторонне развивается его личность, навыки будущего специалиста, проявляется гибкость, креативность и критичность мышления, а также привычка сосредотачиваться. Следует заметить, что проявляют заинтересованность даже самые пассивные слушатели.
Современная педагогическая практика применяет различные методические приемы обучения, среди которых наиболее важными для преподавания правовой теории является объяснение, логическое мышление и коммуникационные средства. Юридические дефиниции (государство, форма государства, функции государства, право, правотворчество, нормативно-правовой акт, права человека, обязанности человека, отрасль права, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д.) нужно раскрывать путем объяснения. А при решении правовых задач, когда необходимо установить суть правового вопроса и дать ему логическое, обоснованное объяснение нужно использовать прием логического мышления. С помощью этого приема, преподаватель разъясняет отдельные положения, продумывает серию взаимосвязанных вопросов и тем самым подводит слушателей к определенным выводам. Кроме того, не менее важным для эффективного правового обучения студенческой молодежи является умелое использование научно-педагогическими работниками приемов словесной коммуникаций.
Таким образом, в преподавании правовых дисциплин в ВУЗах необходимо умело использовать наиболее эффективные методы и методические приемы обучения. Деятельность преподавателей должна направляться на сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, мотивацию студентов к самостоятельной творческой деятельности, оптимальное сочетание обще-дидактических методов, средств и приемов обучения, модернизацию методики преподавания и обучения, умелое применение различных методических приемов обучения.
Система нашего образования все еще существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации, которая предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и приумножении лучших традиций отечественного образования.
Литература:
- Болотока Е. Л. Методика преподавания правовых дисциплин / Е. Л. Болотока — М.: МПГУ, 1999.
- Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, И. Ильясов, В. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011
- Калашникова Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 901–903. — URL https://moluch.ru/archive/59/8415/ (дата обращения: 01.10.2019).
- Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци М.: Педагогика, 1989.