Достижение метапредметных результатов при проведении лабораторных работ по биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.10.2019

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Пономарёва, Т. М. Достижение метапредметных результатов при проведении лабораторных работ по биологии / Т. М. Пономарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62940/ (дата обращения: 16.11.2024).



Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

В. Г. Белинский

Сегодня в лексикон учителя все больше входит понятие «метапредмет», «метапредметные связи и обучение». Каждый современный учитель идет в ногу со временем, а метапредметный подход — это подход новых образовательных стандартов.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. С этим сталкивались многие учителя. Ученик уходит после звонка на другой урок, и мы практически о нем забываем до следующего урока с ним. И подчас имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы не задумываемся, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Для нас главное хорошо знать свой предмет, его тонкости. При этом мы очень слабо ориентируемся в других дисциплинах, если с ними сталкиваемся. Особо тяжело нам даются такие «переходы» между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами. Мы, учителя, часто не задумываемся — на развитие каких способностей направлены наши усилия. Решение этих проблем требует введение метапредметного подхода.

Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Таким образом, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Сейчас всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии, в этом нет никакого сомнения. Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Каждый педагог-предметник должен стремиться стать полипредметником, метапредметником, т. е. при реализации новых образовательных стандартов нужно, чтобы изменился сам учитель, его мировоззрение по отношению к образованию.

Метапредметы нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех обучающихся.

Биология — это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественно — научном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т. д. Организация среды обитания человека роднит биологию с гуманитарными науками: историей и обществознанием, философией и диалектикой, социологией и этнографией.

Использование в биологии знаний и умений наук естественно — научного цикла создают условия для развития предметных, а главное метапредметных связей, результаты освоения которых являются основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

Я стараюсь выявить основные межпредметные связи и взаимодействие биологии с другими дисциплинами, что позволяет обеспечить формирование положительных метапредметных результатов на основе лабораторных работ по биологии.

Согласно ФГОСОО метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др. [1]

Введение метапредметного подхода не означает ненадобность предметного подхода в образовании. Необходимо только перестроить подачу предметного материала. Никто не говорит о том, что необходимо соединить пение и технологию, а осваиваться знания будут за счет освоения универсальных принципов.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метаумения. [2]

Метазнания- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приемы и методы познания и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывают на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.

Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) позновательные умения и навыки. К ним относятся: теоритическое мышление, навыки переработки информации, критическое мышление, качества мышления, творческое мышление, регулятивные умения.

Сочетание традиционных демонстраций и информационно- коммуникационные технологии позволяют наглядно, быстро и эффективно не только изучать новые темы, но и закреплять их здесь же на уроке. Я считаю, что использование информационных технологий на уроке должно быть дозировано. Тем более, исключать из уроков биологии лабораторные и практические работы с использованием реального оборудования ни в коем случае не стоит. Именно во время проведения лабораторных и практических работ, учащиеся могут научиться планировать и организовывать свою учебную деятельность. В результате лабораторных работ происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата.

В ходе проведения лабораторных работ я стараюсь расширить область распространения знаний биологии. Уже в 5 классе при проведении практической работы учащиеся знакомятся с лабораторным оборудование и признаками химических реакций, эти знания им пригодятся как на последующих уроках природоведения, так и на уроках химии. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» наглядно показывает действие химических реакций, учит превращению веществ. Наблюдая суточное движение звезд и погоду, учащиеся приобретают знания по географии и осваивают метод наблюдения.

Лабораторная работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» в 8 классе и «Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи» в 5 классе пересекаются с медициной. Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословных» и «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)» показывают связь биологии с математикой, учат логике, сопоставлению.

При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо и на других уроках. Таким образом, он осваивает метапредметную технологию. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.

И все-таки: что же является результатом метапредметного обучения? Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся. [3]

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  1. способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  2. умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  3. умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  4. способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  5. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает выполнение практических и лабораторных работ, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Определив результат, мы можем вывести главные особенности метапредметов:

  1. Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа — метапредметы;
  2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания;
  3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей;
  4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке. [3]

Особенность метапредметного занятия:

  1. Это интегрированное занятие;
  2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием;
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д.;
  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему решение задачи этого типа. Но из химии или физики;
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Требование к учителю

– Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

– Добиваться от учеников аргументированных ответов.

– Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

– Чётко и точно формулировать задание.

– Способность к импровизации.

– Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

– Учитель не актёр, а режиссёр!

В выполнение лабораторных работ по биологии можно и нужно использовать традиционные подходы, вобравшие в себя лучшие дидактические традиции, так и метапредметный подход, открывающий новые перспективы развития.

Литература:

1. http://standart.edu.ru/

2. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г.

3. http://krylowaew.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_chto_ehto_takoe_perekhodim_ot_teorii_k_praktike/1–1–0–7

Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, знание, лабораторная работа, умение, познавательная деятельность, работа, урок, учебный предмет, Учитель, учебный материал.


Похожие статьи

Лабораторные работы по физике как способ достижения метапредметных результатов

Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на уроках английского языка в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе

Внеклассное мероприятие как фактор реализации метапредметных результатов

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по физике

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Повышение качества знаний и эффективности системы их оценивания средствами метода модельного программирования на уроках информатики и физики

Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала

Похожие статьи

Лабораторные работы по физике как способ достижения метапредметных результатов

Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на уроках английского языка в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе

Внеклассное мероприятие как фактор реализации метапредметных результатов

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по физике

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Повышение качества знаний и эффективности системы их оценивания средствами метода модельного программирования на уроках информатики и физики

Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала

Задать вопрос