В ФГОС одной из целей, которые связанны с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности детей, их творческих способностей.
Формирование творчески мыслящей личности — одна из важнейших задач современной школы, и особенно начальной, потому что именно начальная школа закладывает «фундамент» в становлении личности ребёнка, учит самостоятельно принимать решения, формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня целью обучения является не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.
В наши дни креативная и творческая личность имеет гораздо больше преимуществ на всех этапах развития, поскольку именно способность мыслить не стандартно позволяет осуществлять быстрый поиск решений. Умение педагога разглядеть и раскрыть талант каждого ребенка позволит учащемуся реализовать свой потенциал, достигнув максимальных результатов в обучении.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.
Поэтому, педагогу необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество. А творчество, во всех его проявлениях обязательно увеличивает интерес к любому предмету. Интересные приемы и формы проведения занятия располагают к определенному эмоциональному настрою учащихся, а это в свою очередь значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка.
К таким приемам относятся: игровые ситуации на занятии; ролевая игра; конкурсы; творческие задания, целью которых является решение какой-то определенной проблемы; использование аутентичных песен; иллюстрирование и инсценирование стихотворений, сказок; мини-проекты и многое другое.
Приведу в пример некоторые творческие задания, которые использую на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста.
Задание «Монстрики».
Данное творческое задание позволит закрепить названия частей тела, цвета на английском языке, поспособствует развитию фантазии, творческого мышления.
Перед учащимися на доске висит картинка с изображением планеты. Педагог сообщает, что она необитаема. И предлагает детям немного пофантазировать и создать жителей для этой планеты.
Педагог: I have deferent parts of body: legs, arms, eyes, ears and bodies.
Учащимся раздается необходимый материал: распечатанные и вырезанные картинки (туловище, голова, ноги, руки, глаза, рот, нос, волосы; клей карандаш). Дети склеивают части тела, демонстрируют всем свою работу, рассказывая о получившемся монстрике на английском языке по образцу: This is my monster. His name is Tony. He is red. He has got one head, one nose, three blue eyes, one pink mouth, two legs and three arms. Затем, монстриков прикрепляют на доску рядом с планетой.
Задание «Веселые загадки»
Данная дидактическая игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она способствует закреплению материала по теме «Питомцы и другие животные», развивает мышление и память.
Все дети любят загадки. Так интересно их разгадывать! А составлять загадки самим интереснее вдвойне.
Так как писать и читать дошкольники еще не умеют, то в составлении загадок им помогут пиктографические знаки. Учащимся раздаются планшеты и картинки для описания животных, которые можно прикрепить на планшет. По образцу необходимо составить загадку о животном. (It is …. It can …. It likes ….) Английские слова can и like заменяются пиктографическими знаками. Составив загадку, каждый озвучивает её для остальных детей.
Эта игра многофункциональна. С помощью данного планшета можно составить рассказ о животном, которое нравится.
Активизировать творческую деятельность учащихся, безусловно, помогают интегрированные занятия. Исследованиями педагогов и психологов выявлено, что в процессе изобразительной деятельности у детей развивается образное мышление, способствующее лучшему усвоению иностранного языка. Поэтому, в процессе организации обучения английскому языку тесное взаимодействие с педагогом по изобразительному искусству дает превосходные результаты. Изучая английский язык с использованием художественных игр и упражнений, дети получают и легко запоминают новые представления на стыке традиционных предметных знаний, ведь «чем ярче первое впечатление, тем оно длительнее».
Приведем в пример следующее творческое задание с применением интеграции.
Задание «Книжка-малышка»
Данное творческое задание способствует закреплению лексического материала по теме «Времена года», развитию творческих способностей, воображения, памяти.
Отработать и закрепить изученный материал с детьми можно при помощи создания так называемой «книжки-малышки».
Учащимся объявляется, что сейчас они попробуют сочинить собственную книгу о временах года. Для каждого из детей имеется заготовка книги с обложкой и страницами и цветные карандаши. Но только вот страницы пока пусты. Педагог предлагает составить рассказ о временах года: — Open your book, please. Let’s draw spring at first page of your book. Затем, необходимо вспомнить признаки каждого из времен года и изобразить на их страницах книги. (Во время работы педагог подходит к учащимся, задает вопросы: — What colour is it? — What is this?)
Затем, дети демонстрируют получившиеся книги.
В дальнейшем такая книга может помочь в разучивании стихотворения «Spring is green».
Spring is green, (Весна зелена)
Summer is bright. (Лето яркое)
Autumn is yellow, (Осень желтая)
Winter is white. (Зима белая)
Таким образом, творческая деятельность на уроке как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого занятия, создавая условия для раскрытия личности учащегося.
Необычность проведения занятия, оригинальные приёмы позволяют не только научить учеников чему-либо, сформировать определённые навыки работы, но и развивают креативность, вариативность мышления и разнообразить учебную деятельность.
Литература:
- Томчикова С. Н. Игровые технологии в ДОУ — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 80 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 384 с.