Формирование мотивации учащихся к занятиям хореографией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.10.2019

Статья просмотрена: 1498 раз

Библиографическое описание:

Горбатых, О. С. Формирование мотивации учащихся к занятиям хореографией / О. С. Горбатых, И. В. Долженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62968/ (дата обращения: 16.11.2024).



Движущей силой в результативности занятиями хореографией является творческое начало. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог которого, создание объективно нового продукта. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), уникальность его результата.

Так как любой педагог в области хореографического искусства профессионально владеет своим предметом, то важным в этой области знаний является формирование мотивации обучающихся к занятиям, так как дополнительное образование является необязательным, и учащийся в любой момент может передумать посещать занятия.

В связи с этом, первое, это учет возрастных особенностей обучающихся. Для того, чтобы сохранность контингента была на высоком уровне, необходимо использовать в своей работе комплекс мотивирующих элементов занятий, применение которых направлено на развитие интереса к танцевальной деятельности учащихся. Используемые комплексы разнятся в зависимости от возраста обучающихся.

Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при развитии у них мотивации к танцевальной деятельности

Дошкольный возраст — очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и педагогу правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников:

– следить за их физическим, психическим и творческим развитием;

– педагогу подбирать доступные для дошкольника методы воспитания.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». В своей работе продолжает эту мысль Е. М. Торшилова «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме».

Дошкольный возраст играет огромное значение для творческого развития ребенка. Для него в этот период детства важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.

Каждое занятие хореографией с дошкольниками наполнено комплексом мотивирующих к овладению танцевальным творчеством деталей:

– частая смена нахождения дошкольника в хореографическом зале: занятия поделены на блоки-движения по кругу, по диагонали, на ковриках, в середине.

За счет смены территории дошкольник устает значительно меньше, нежели занимаясь на одном месте. Каждое место отмечено наклейками с детским рисунком или яркими кружочками (диаметр30см);

– музыка на протяжении занятий меняется, но на каждый блок одинаковая. Музыка: детская (эстрадная) сменяется классической и классическая — народной.

Это дает возможность ребенку познакомиться с различными видами музыкального искусства, и с характерными движениями для этой музыки; развивает внимание и художественный вкус; способствует повышению интереса к активному выполнению заданий педагога. Лучшие учащиеся в конце занятия получают награду-наклейку или какой-то сюрприз;

– постоянная смена заданий: выполнение упражнений на развитие гибкости, образного мышления, актерского мастерства, координации, укрепления костно-мышечного аппарата;

– включение в занятие дидактических игр с использование хореографических элементов («Машинки», «Бабочки», «Острова» и др);

– проведение мероприятий совместно с родителями (праздник красавиц проводится в один день в 3 тура. 1 тур-прохождение по подиуму, как модель. Родители готовят образ (прическа, костюм, макияж). 2 тур — чтение стихотворения, созвучного образу. 3 тур- показ танцевального этюда, на любую тематику, в любом костюме, под любую желаемую музыку. В конце мероприятия жюри, из числа старшеклассников, награждает всех участников за прекрасные номера.

Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при развитии у них мотивации к хореографической деятельности

Знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в хореографическом объединении. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Характерным является переход ребенка от игровой к учебной деятельности как ведущей. Основной деятельностью становится учение. И здесь важную роль играет личный мотив, направленный на получение одобрения педагога за старание на занятии.

Необходимо педагогу стимулировать интерес к процессу обучения без осознания его значения, так как только после возникновения этого, формируется интерес к содержанию учебной деятельности и к приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования у обучающегося младшего школьного возраста мотивов к хореографическим занятиям. Для укрепления мотивации педагог использует:

– похвалу за хорошо выполненное задание;

– доверие самостоятельного проведения некоторых блоков упражнений (упражнение по диагонали, упр. со скакалками, стрейчинг);

– выбор лидера-старосты группы;

– выбор дежурного для проведения своей игры в конце занятия;

– на заданную музыку сочинение танца-этюда;

– проведение конкурса «Танцы», где каждый желающий готовит свой танец. костюм, грум. В конце конкурса учащиеся получают призы и родительский комитет проводит чаепитие.

Учет возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста при укреплении у них мотивации к хореографическому искусству

Средний школьный возраст — это переход от детства к юности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма, приводящей к серьезным изменениям в жизни учащихся. У них наблюдается избирательность внимания, отклик на необычные, склонность к спорам и к творчеству. Важно педагогу быть внимательным к внутреннему миру учащегося. Учитывая эти особенности, педагог по-иному строит хореографические занятия, направленные осознанное отношение к занятиям. Укрепление мотивации происходит за счет:

– использования музыки, которую учащиеся подбирают сами;

– учет мнения учащихся при составлении репертуара, при пошиве костюмов;

– проведения конкурса «Танцы» в качестве танцоров и членов жюри;

– интенсивности занятий;

– привлечения учащихся в качестве тьютеров в проведении занятий у учащихся младших групп;

– проведения соревнований и конкурсов («Осенний калейдоскоп», «Синяя роза», «Арт-триумф» и др.) по окончании которых учащиеся получают медали.

Обязательным для всех возрастных групп является проведение показательного открытого урока и заключительного концерта, состоящего из авторских номеров.

Летом проводятся мини-спортивные сборы «Летняя тренировочная площадка». Собираются все желающие в группу, не зависимо от возраста. Занятия строятся с использованием спортивных и танцевальных элементов. Тренировки проводятся на улице, на специальной спортивной площадке. В конце сборов лучшие награждаются дипломами, медалями и кубками. Ребята получают новый заряд бодрости, развиваются физически, не расставаясь с танцами.

Итак, учет мотивационных притязаний учащихся разных возрастов, способствует развитию их интереса к занятиям танцами. Ведь каждое занятие включает в себя интересные эпизоды, поддерживающие уровень мотивации.

Разнообразные учебные занятия и воспитательные мероприятия способствуют тому, чтобы учащиеся с различными физическими и музыкальными данными, находясь в ситуации успеха, полюбили танцы и от неосознанных занятий ими, постепенно сознательно продолжали своё обучение, «погружаясь» в удивительный мир хореографии.

Литература:

  1. Богданов Г. Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. — М.: Крокус, 2012.
  2. Боголюбская М. С. Музыкально — хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.:ВНМЦ НТ и КПР, 2014.
  3. Захаров Р. Слово о танце. — М.: Молодая гвардия, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, возрастная особенность детей, дошкольный возраст, конец занятия, младший школьный возраст, проведение конкурса, укрепление мотивации, учебная деятельность, хореографическое искусство, школьный возраст.


Задать вопрос