Движущей силой в результативности занятиями хореографией является творческое начало. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог которого, создание объективно нового продукта. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), уникальность его результата.
Так как любой педагог в области хореографического искусства профессионально владеет своим предметом, то важным в этой области знаний является формирование мотивации обучающихся к занятиям, так как дополнительное образование является необязательным, и учащийся в любой момент может передумать посещать занятия.
В связи с этом, первое, это учет возрастных особенностей обучающихся. Для того, чтобы сохранность контингента была на высоком уровне, необходимо использовать в своей работе комплекс мотивирующих элементов занятий, применение которых направлено на развитие интереса к танцевальной деятельности учащихся. Используемые комплексы разнятся в зависимости от возраста обучающихся.
Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при развитии у них мотивации к танцевальной деятельности
Дошкольный возраст — очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и педагогу правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников:
– следить за их физическим, психическим и творческим развитием;
– педагогу подбирать доступные для дошкольника методы воспитания.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». В своей работе продолжает эту мысль Е. М. Торшилова «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме».
Дошкольный возраст играет огромное значение для творческого развития ребенка. Для него в этот период детства важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.
Каждое занятие хореографией с дошкольниками наполнено комплексом мотивирующих к овладению танцевальным творчеством деталей:
– частая смена нахождения дошкольника в хореографическом зале: занятия поделены на блоки-движения по кругу, по диагонали, на ковриках, в середине.
За счет смены территории дошкольник устает значительно меньше, нежели занимаясь на одном месте. Каждое место отмечено наклейками с детским рисунком или яркими кружочками (диаметр30см);
– музыка на протяжении занятий меняется, но на каждый блок одинаковая. Музыка: детская (эстрадная) сменяется классической и классическая — народной.
Это дает возможность ребенку познакомиться с различными видами музыкального искусства, и с характерными движениями для этой музыки; развивает внимание и художественный вкус; способствует повышению интереса к активному выполнению заданий педагога. Лучшие учащиеся в конце занятия получают награду-наклейку или какой-то сюрприз;
– постоянная смена заданий: выполнение упражнений на развитие гибкости, образного мышления, актерского мастерства, координации, укрепления костно-мышечного аппарата;
– включение в занятие дидактических игр с использование хореографических элементов («Машинки», «Бабочки», «Острова» и др);
– проведение мероприятий совместно с родителями (праздник красавиц проводится в один день в 3 тура. 1 тур-прохождение по подиуму, как модель. Родители готовят образ (прическа, костюм, макияж). 2 тур — чтение стихотворения, созвучного образу. 3 тур- показ танцевального этюда, на любую тематику, в любом костюме, под любую желаемую музыку. В конце мероприятия жюри, из числа старшеклассников, награждает всех участников за прекрасные номера.
Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при развитии у них мотивации к хореографической деятельности
Знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в хореографическом объединении. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Характерным является переход ребенка от игровой к учебной деятельности как ведущей. Основной деятельностью становится учение. И здесь важную роль играет личный мотив, направленный на получение одобрения педагога за старание на занятии.
Необходимо педагогу стимулировать интерес к процессу обучения без осознания его значения, так как только после возникновения этого, формируется интерес к содержанию учебной деятельности и к приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования у обучающегося младшего школьного возраста мотивов к хореографическим занятиям. Для укрепления мотивации педагог использует:
– похвалу за хорошо выполненное задание;
– доверие самостоятельного проведения некоторых блоков упражнений (упражнение по диагонали, упр. со скакалками, стрейчинг);
– выбор лидера-старосты группы;
– выбор дежурного для проведения своей игры в конце занятия;
– на заданную музыку сочинение танца-этюда;
– проведение конкурса «Танцы», где каждый желающий готовит свой танец. костюм, грум. В конце конкурса учащиеся получают призы и родительский комитет проводит чаепитие.
Учет возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста при укреплении у них мотивации к хореографическому искусству
Средний школьный возраст — это переход от детства к юности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма, приводящей к серьезным изменениям в жизни учащихся. У них наблюдается избирательность внимания, отклик на необычные, склонность к спорам и к творчеству. Важно педагогу быть внимательным к внутреннему миру учащегося. Учитывая эти особенности, педагог по-иному строит хореографические занятия, направленные осознанное отношение к занятиям. Укрепление мотивации происходит за счет:
– использования музыки, которую учащиеся подбирают сами;
– учет мнения учащихся при составлении репертуара, при пошиве костюмов;
– проведения конкурса «Танцы» в качестве танцоров и членов жюри;
– интенсивности занятий;
– привлечения учащихся в качестве тьютеров в проведении занятий у учащихся младших групп;
– проведения соревнований и конкурсов («Осенний калейдоскоп», «Синяя роза», «Арт-триумф» и др.) по окончании которых учащиеся получают медали.
Обязательным для всех возрастных групп является проведение показательного открытого урока и заключительного концерта, состоящего из авторских номеров.
Летом проводятся мини-спортивные сборы «Летняя тренировочная площадка». Собираются все желающие в группу, не зависимо от возраста. Занятия строятся с использованием спортивных и танцевальных элементов. Тренировки проводятся на улице, на специальной спортивной площадке. В конце сборов лучшие награждаются дипломами, медалями и кубками. Ребята получают новый заряд бодрости, развиваются физически, не расставаясь с танцами.
Итак, учет мотивационных притязаний учащихся разных возрастов, способствует развитию их интереса к занятиям танцами. Ведь каждое занятие включает в себя интересные эпизоды, поддерживающие уровень мотивации.
Разнообразные учебные занятия и воспитательные мероприятия способствуют тому, чтобы учащиеся с различными физическими и музыкальными данными, находясь в ситуации успеха, полюбили танцы и от неосознанных занятий ими, постепенно сознательно продолжали своё обучение, «погружаясь» в удивительный мир хореографии.
Литература:
- Богданов Г. Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. — М.: Крокус, 2012.
- Боголюбская М. С. Музыкально — хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.:ВНМЦ НТ и КПР, 2014.
- Захаров Р. Слово о танце. — М.: Молодая гвардия, 2013.