Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:
– ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
– более полно принимает себя и свои чувства;
– становится более уверенным в себе;
– начинает принимать и понимать других людей.
Отсюда очевидна моя главная задача как учителя — принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная общепедагогическая проблема — изменившийся социальный заказ школе: от человека знающего к человеку умеющему. Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению знаний: надо — услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя.
Поэтому, как и И. В. Кабанова, я считаю, что в условиях модернизации современного образования жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. (2)
В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей”.
Среди выделяемых федеральным стандартом ключевых умений особое место занимают коммуникативные умения, коммуникативная компетентность. Что такое коммуникативная компетентность?
Коммуникативная компетентность представляет собой следующие умения инавыки:
– инициировать и вступать в контакт;
– формировать благоприятное первое впечатление;
– задавать вопросы и отвечать на них;
– вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
– стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
– слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
– осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
– выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
– считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
– управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
– эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
– владеть моделями общения;
– использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
– понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Чтобы определить, какое значение играет коммуникативная компетентность ученика в образовательном процессе, обратимся к опыту учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Кирова Н. А. Раскопкиной. Педагог пишет, что, во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. В процессе своей работы я заметила, что если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Поэтому на своих уроках стараюсь, чтобы ребенок привык не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Для развития коммуникативной компетентности необходимо:
– определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
– применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
– выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся. (3)
С проблемой развития речи учащихся я столкнулась, когда они из начальной школы пришли ко мне в 5 класс. Причинами стресса явилась смена учителей, обстановки, большее разнообразие школьных предметов. Поэтому для себя решила: в первой четверти буду использовать те методы и формы работы, к которым ребенок привык в начальной школе. Начиная со второй четверти, учебные задачи буду усложнять, приучая детей к своим требованиям и работе в основном звене.
В связи с чем на уроках истории и обществознания я много времени уделяю таким методам работы, как рассказ по картинке, схемы, работа с текстом, тематические рисунки, игровые ситуации. Но применяю эти методы в совокупности с такой формой, как диалог.
Согласна с Е. В. Гинцяк, учителем истории и права МКОУ «Средней общеобразовательной школы № 15» г. Щадринска, что диалог как беседа учителя с учениками способна актуализировать знания учащихся на разных этапах урока. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Урок в форме диалога-беседы учителя с учащимися способствует формированию коммуникативных умений и навыков (например, у пятиклассников) практически, с самого начала. Диалогизация отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении темы, учатся умению общаться с учителем [1].
Для эффективной работы с учащимися я использую психолого-педагогическую диагностику, которая помогает определить уровень развития коммуникативных способностей учащихся, скорректировать работу в данном направлении. Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей была выбрана методика Т. Гордона.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания может быть и использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективной технологией, по моему мнению, в данном случае является технология развития критического мышления, которая в последнее время набирает популярность в школах России.
Технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы. Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений, ведь критическое мышление — это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, которая сможет применить полученные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.
Использование технологии развития критического мышления может стать залогом достижения одной из ключевых целей образования — формирования коммуникативной компетенции. Сформированная речевая компетенция — ключ к успеху не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации, но и в дальнейшей взрослой жизни.
Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков — непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности учителя и ученика. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи — это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения — это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Литература:
- Гинцяк, Е. В. Развитие монологической речи школьников на уроках истории и обществознания на среднем этапе обучения/Е. В. Гинцяк// URL: https://infourok.ru/razvitie-monologicheskoy-rechi-shkolnikov-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-na-srednem-etape-obucheniya-2345315.html (дата обращения: 09.10.2019г).
- Кабанова, И. В. Современные образовательные технологии как средство развития коммуникативной компетенции на уроках письма, чтения и развития речи у старших школьников (из опыта работы СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»)/И. В. Кабанова// URL: https://schoolfiles.net/1166775 (дата обращения: 09.10.2019г).
- Раскопина, Н.А Формирование коммуникативных компетентностей на уроках обществознания/Н. А. Раскопкина// URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00026692_0.html (дата обращения: 09.10.2019г).