Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.10.2019

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Земченкова, О. В. Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) / О. В. Земченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62973/ (дата обращения: 19.12.2024).



Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

– ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

– более полно принимает себя и свои чувства;

– становится более уверенным в себе;

– начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна моя главная задача как учителя — принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная общепедагогическая проблема — изменившийся социальный заказ школе: от человека знающего к человеку умеющему. Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению знаний: надо — услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя.

Поэтому, как и И. В. Кабанова, я считаю, что в условиях модернизации современного образования жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. (2)

В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей”.

Среди выделяемых федеральным стандартом ключевых умений особое место занимают коммуникативные умения, коммуникативная компетентность. Что такое коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность представляет собой следующие умения инавыки:

– инициировать и вступать в контакт;

– формировать благоприятное первое впечатление;

– задавать вопросы и отвечать на них;

– вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

– стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

– слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

– осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

– выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

– считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

– управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

– эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

– владеть моделями общения;

– использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

– понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Чтобы определить, какое значение играет коммуникативная компетентность ученика в образовательном процессе, обратимся к опыту учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Кирова Н. А. Раскопкиной. Педагог пишет, что, во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. В процессе своей работы я заметила, что если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Поэтому на своих уроках стараюсь, чтобы ребенок привык не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

– определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

– применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

– выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся. (3)

С проблемой развития речи учащихся я столкнулась, когда они из начальной школы пришли ко мне в 5 класс. Причинами стресса явилась смена учителей, обстановки, большее разнообразие школьных предметов. Поэтому для себя решила: в первой четверти буду использовать те методы и формы работы, к которым ребенок привык в начальной школе. Начиная со второй четверти, учебные задачи буду усложнять, приучая детей к своим требованиям и работе в основном звене.

В связи с чем на уроках истории и обществознания я много времени уделяю таким методам работы, как рассказ по картинке, схемы, работа с текстом, тематические рисунки, игровые ситуации. Но применяю эти методы в совокупности с такой формой, как диалог.

Согласна с Е. В. Гинцяк, учителем истории и права МКОУ «Средней общеобразовательной школы № 15» г. Щадринска, что диалог как беседа учителя с учениками способна актуализировать знания учащихся на разных этапах урока. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Урок в форме диалога-беседы учителя с учащимися способствует формированию коммуникативных умений и навыков (например, у пятиклассников) практически, с самого начала. Диалогизация отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении темы, учатся умению общаться с учителем [1].

Для эффективной работы с учащимися я использую психолого-педагогическую диагностику, которая помогает определить уровень развития коммуникативных способностей учащихся, скорректировать работу в данном направлении. Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей была выбрана методика Т. Гордона.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания может быть и использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективной технологией, по моему мнению, в данном случае является технология развития критического мышления, которая в последнее время набирает популярность в школах России.

Технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы. Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений, ведь критическое мышление — это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, которая сможет применить полученные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.

Использование технологии развития критического мышления может стать залогом достижения одной из ключевых целей образования — формирования коммуникативной компетенции. Сформированная речевая компетенция — ключ к успеху не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации, но и в дальнейшей взрослой жизни.

Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков — непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности учителя и ученика. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи — это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения — это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Литература:

  1. Гинцяк, Е. В. Развитие монологической речи школьников на уроках истории и обществознания на среднем этапе обучения/Е. В. Гинцяк// URL: https://infourok.ru/razvitie-monologicheskoy-rechi-shkolnikov-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-na-srednem-etape-obucheniya-2345315.html (дата обращения: 09.10.2019г).
  2. Кабанова, И. В. Современные образовательные технологии как средство развития коммуникативной компетенции на уроках письма, чтения и развития речи у старших школьников (из опыта работы СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»)/И. В. Кабанова// URL: https://schoolfiles.net/1166775 (дата обращения: 09.10.2019г).
  3. Раскопина, Н.А Формирование коммуникативных компетентностей на уроках обществознания/Н. А. Раскопкина// URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00026692_0.html (дата обращения: 09.10.2019г).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, критическое мышление, умение, коммуникативная компетентность учащихся, коммуникативная компетенция, метод работы, начальная школа, образовательный процесс, общеобразовательная школа, процесс обучения.


Похожие статьи

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Похожие статьи

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Задать вопрос