В статье рассматриваются приемы формирования и развития исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в студии раннего развития детей в среде дополнительного образования.
Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательское поведение, исследовательское обучение, познавательный интерес, познавательная активность.
Одним из принципов дошкольного образования, заложенных во ФГОС ДО, является принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В то же время стандарт определяет требование к образовательной программе в детском саду: обучение должно быть направлено на развитие личности ребенка, инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что укладывается в содержание программы определением направлений развития ребенка (образовательных областей), среди которых заявлена образовательная область «познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [1]
Познавательное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с исследовательской деятельностью. Исследуя мир, ребенок познает его: его устройство, действующие в нем законы и причинно-следственные связи.
Исследовательская деятельность — та деятельность, которая отвечает не только за поисковую активность, но и за личностное развитие, развитие мышления, воображения, творческой активности. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [2]
Исследовательская деятельность дошкольника — результат сформированного в ходе исследовательского обучения исследовательского поведения.
Исследовательское обучение — подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [3]
Обучение, построенное на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, должно стать традиционным в любой образовательной среде, ориентированной на обучение и развитие дошкольников.
Исследовательское обучение можно рассматривать как одно из средств достижения части целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской деятельности, в которой проявляет инициативу и самостоятельность; обладает развитым воображением, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. [1]
Исследовательское обучение имеет в основе формирование и развитие исследовательского поведения — поведения, направленного на изучение объекта, имеющего в своей основе психическую потребность в поисковой активности. [3]
Формирование исследовательского поведения возможно в рамках освоения дополнительных общеразвивающих программ различной направленности в среде дополнительного образования. На любом этапе проведения учебного занятия по программе возможно включение заданий, упражнений, игр, которые будут ориентированы на развитие познавательного интереса и исследовательской активности ребенка — дошкольника (составляющих базу исследовательского поведения).
Это может происходить в рамках тренинга исследовательских способностей.
В ходе такого тренинга дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они учатся видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Умка» и «По дороге к азбуке» используется спектр игр, заданий и упражнений, ориентированных на овладение навыками исследовательского поиска:
– научиться видеть проблемы (игры: «Карусель», «Волшебные превращения», «Тема одна — сюжетов много», «Почему так, а не иначе?»; упражнения «Посмотрите на мир чужими глазами» (котёнка, карандаша, лестничного пролета и т. д.), «Сколько значений у предмета», упражнения на наблюдение за явлениями, предметами и их связями);
– ставить вопросы (игры «Угадай предмет», «Чёрный ящик», «Спроси меня», «Юный корреспондент», упражнения с игрушками, предметами, цель которых — правильное построение вопроса для выявления информации о предмете). Возможно обратное направление мыслительной деятельности детей за счет того, что вопросы задает педагог, а из ответов детей складывается представление о предмете, способах действия с ним, взаимодействии предмета с другими предметами: «Где и как это можно использовать?», «Почему?», «На что похоже?» и т. д.
– выдвигать гипотезы: задаем провокационные вопросы: почему голуби не сидят на ветках деревьев?, почему ветер дует?, почему вода течет?, почему три больше двух? и т. д.; задания на нахождение причины события: мы услышали сигнал пожарной машины…; представьте что было бы, если бы у каждого жителя Земли в руках оказалась волшебная палочка?
– давать определение понятиям (упражнения на описание, характеристику предметов и их свойств, сравнение, различение, обобщение; отгадывание загадок);
– классифицировать (игра «Коллекционеры», «Найди лишнее», задачи с ошибками);
– наблюдать (упражнения с использованием графического материала для сравнения: «Найди отличия», «Продолжи цепочку», «Что пропало?», «Найди ошибки»; упражнения с предметами, например: «Два карандаша», «Чьи это ботинки?» (по картине Винсента Ван Гога «Ботинки»), «Сыщики», цель которых на основе наблюдения высказать предположение, кому могут принадлежать эти предметы; наблюдения за предметами, явлениями природы);
– проводить эксперименты (проведение самостоятельных экспериментов с предметами для выявления их свойств, связей междк предметами: эксперименты с водой, неньютоновской жидкостью, красителями и жидкостями, со светом и т. д.);
– делать умозаключения и выводы (упражнения с использованием графических схем для выделения главного, анализа; упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения: «На что похоже?», «Что общего?», «Что это значит?», «Можно ли сказать, что…»).
Вышеперечисленные приемы формирования и развития исследовательского поведения дошкольников, используемые на различных этапах занятий по программам, могут стать основой целого занятия, самостоятельной (индивидуальной и групповой) деятельности ребенка.
Формирование и развитие таких исследовательских умений, как умение структурировать материал, готовить тексты собственных докладов происходит в рамках тесного сотрудничества педагога дополнительного образования, ребенка и родителей, в котором педагог выступает консультантом, а дети и родители — сотрудниками творческой исследовательской деятельности, оформляющими полученный материал.
Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи, защищать собственную исследовательскую работу формируется в ходе выступлений с полученными результатами перед товарищами по студии, родителями на открытых занятиях, участия в учебно-исследовательских конференциях разного уровня.
В итоге развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста становится залогом формирования самостоятельности ребенка в учебной деятельности, развития его творческого потенциала, дальнейшего развития исследовательского поведения ребенка в условиях начальной школы.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература, 2010.
3. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. — Ярославль: Академия развития, 2008.