В статье раскрывается значение активных форм, методов и приёмов обучения чтению, которые не только помогут выработать навык правильного чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), но и корректировать, а также стимулировать познавательные процессы учащихся с нарушением интеллекта, такие как внимание, восприятие, мышление, память, воображение.
Ключевые слова: коррекция познавательных процессов, дети с нарушением интеллекта, умственная отсталость, разговорная речь,, активные формы обучения, правильное чтение.
В системе коррекционного образования предмет «Чтение и развитие речи» занимает центральное место. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение.
От того, насколько школьники овладеют этим предметом, зависит успешность всего обучения. Поэтому в коррекционной школе приходится учитывать особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Дети с нарушением интеллекта значительно позднее овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Длительное отсутствие собственной активной речи, а также недостаточное понимание обращенной к ним речи отрицательно сказывается на всем развитии умственно отсталых детей. У них значительно осложняется процесс накопления сведений об окружающем мире. Это затрудняет руководство познавательной деятельностью детей.
У детей с умственной отсталостью нарушены все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушено понимание значения тех слов, которые используют окружающие (т. е. семантика речи). Это связано с нарушением словесно-логического мышления. [5, с. 123] Употребляемые ими предложения просты по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
– научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т. д., что затрудняет выработку других качеств чтения.
– научить последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной форме;
– повысить уровень общего развития учащихся;
– формировать нравственные качества школьников.
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе — это сложное образование. Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
На уроках чтения важно своевременное чередование различных форм работы, (фронтальные, групповые, индивидуальные) более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями.
Необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как это самый эффективный стимул познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха можно незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверены в поддержке и понимании ситуации в классе.
Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь поможет дифференцированный подход к обучению. Например, готовя задания для урока, стараться сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения («речевая зарядка» или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4–5 классах нужно сохранить «разминку», наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4–5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:
– доступность содержания;
– простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
– относительная занимательность сюжета;
– ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.
Оптимальное время проведения «разминки» — начало или конец урока.
Методика работы в период «разминки»
- Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1–1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,
- Один — три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.
- По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.
- Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью «светофоров», например «зеленый» — "5", «желтый» — "4", «красный» — "3"), комментируя эту оценку.
Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми. «Речевые разминки» необходимы и для развития беглости чтения — такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Только в 6-м классе основной состав учащихся с интеллектуальной недостаточностью начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи. С помощью «речевых разминок» не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников.
Считаем, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам своих учеников.
Литература:
1. Виноградова А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология»/ А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова – 33 с.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Школа-пресс, 1994. — 517 с.
- Ю. В. Саенко. Специальная психология. Учебно-методическое пособие. Таганрог, 2002 – 123 с.