Патриотическое воспитание как фактор снижения количества подростков с девиантным поведением в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 2658 раз

Библиографическое описание:

Самохина, Е. Н. Патриотическое воспитание как фактор снижения количества подростков с девиантным поведением в школе / Е. Н. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62991/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: патриотизм, девиантное поведение, «Юнармия», волонтерское движение, волонтер, доброволец, юнармеец, военно-патриотическое движение, первичная профилактика девиантного поведения, асоциальное поведение.

Во все времена воспитание детей и подростков было заботой общества. Воспитание осуществлялось всеми социальными институтами. В настоящее время школа является одним из основных элементов в воспитании несовершеннолетних. В основе воспитательного процесса лежит одна цель: создание подходящих для каждого, условий, способствующих нравственному, эмоциональному, физическому, творческому развитию личности. На данный момент гражданско-патриотическое воспитание является одним из главных направлений воспитания в общеобразовательных учреждениях. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [7]

Рассмотрим некоторые основные понятия:

Гражданское воспитание — целенаправленная деятельность по формированию гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Включает формирование социально-политической компетентности, политической, правовой демократической культуры личности, четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, ориентацию на приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.

Патриотическое воспитание — это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой, традициями своих предков, родителей. При этом в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должны соседствовать с уважением к другим народам и странам [5].

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, общественные организации. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

В подростковом возрасте наиболее ярко проявляется девиантное поведение, так как подростковый возраст — это переломный момент в развитии каждой личности. В этот период подросток хочет доказать свою самостоятельность и взрослость. Юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на правонарушения.

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций.

Важной предпосылкой преступного поведения несовершеннолетних выступает отсутствие организованного досуга. Будучи предоставлены самим себе, подростки, зачастую, совершают правонарушения, поскольку им просто нечем заняться. Длительный опыт бессодержательного проведения досуга обуславливает бедность эмоций, устремлений. В силу этого подростки достаточно легко вовлекаются в действия, сопряженные с элементами риска, запретного, непонятного и потому — идеализированного. Так как многие родители не находят свободного времени, для того чтобы провести его с детьми. [4,6]

Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Согласно результатам отдельных исследований (А. В. Баскакова, М. В. Данилова, В. В. Кухарук, и др.), по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. Из-за этого подростки идут на улицу, собираются в компании и развлекаются путем неправомерных действий [1,2,3].

Для того, чтобы предотвратить увеличение численности подростков с девиантным поведением в МБОУ «СШ № 28» города Смоленска проводятся различные мероприятия патриотической направленности. Большую работу по патриотическому воспитанию и организации досуга среди подростков проводит военно-патриотическое движение «Юнармия». Школьный детский волонтерский корпус «Идущие вперед!» также проводит работу по воспитанию у подростков чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» также направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного самоопределения подростков. Именно поэтому так важно взаимодействие организованных и целенаправленных юнармейцев и ребят склонных к девиантному поведению, ребят, стоящих на пороге выбора жизненного пути.

Добровольческая (волонтерская) деятельность — добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат). [8]

С целью снижения подростковых правонарушений в школе ведется активная работа по патриотическому воспитанию. На начало 2018–2019 учебного года в МБОУ «СШ № 28» города Смоленска на учете в ОПДН состояло 5 обучающихся. Социальный педагог школы проводил с этими обучающимися не только профилактическую работу, но и старался вовлечь в различные мероприятия патриотической направленности.

Влияние патриотического воспитание на подростков с девиантным поведением хотелось бы показать на опыте работы школы. Обучающийся С., состоящий на учете, проявил заинтересованность в мероприятиях, проводимых общественным движением «Юнармия». Мальчика приняли в школьный отряд, и он активно начал принимать участие в деятельности движения. Через 3 месяца в обучающемся С. стали заметны перемены: он начал лучше соблюдать правила поведения, стал более дисциплинирован и перестал выражать свою агрессию. Еще через полгода обучающегося сняли с учета ОПДН, но мальчик не перестал принимать участие в мероприятиях движения.

В школе также проводится множество других мероприятий, направленных на воспитание патриотизма у обучающихся: обучающиеся школы раз в два года несут Почетный караул у Вечного огня в память о погибших в Великой Отечественной войне, в школу приходят ветераны ВОВ, ветераны службы МЧС, проводятся уроки мужества, каждый год обучающиеся участвуют во флешмобе, посвященном годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Волонтеры школы посещают ветеранов ВОВ на дому, помогают расчищать снег, убирают мемориалы и братские могилы. В эти мероприятия социальный педагог, старшая вожатая и классные руководители вовлекают обучающихся стоящих на различных видах учета, а также обучающихся, склонных к девиантному поведению. Обучающиеся состоящие на учете привлекаются к проведению классных часов, уроков мужества у обучающихся начальной школы, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Проводятся классные часы, игры и правовые турниры на тему «Законы нашей страны», на которых обучающимся рассказывают о Конституции и Конвенции о правах ребенка.

Хотелось бы отметить, что гражданско-патриотическое воспитание является хорошим средством для первичной профилактики девиантного поведения для обучающихся так как:

– вовлекает обучающихся в мероприятия во внеурочное время, тем самым организуя досуг;

– воспитывает в обучающихся чувство патриотизма, чувство любви к Родине;

– развивает такие качества как: трудолюбие, дисциплина, ответственность, уважение к правам и свободам человека

Литература:

  1. Баскакова, А. В., Данилова, М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова //- Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 551–554.
  2. Бондарева, П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних / П. Ю. Бондарева // — Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.
  3. Вологина, Ж. Ю., Спивакова, Н. В., Камалов, А. А. Преступность среди несовершеннолетних / Ж. Ю. Вологина, Н. В. Спивакова, А. А. Камалов // Право: современные тенденции: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Молодой ученый— Уфа: Лето, 2012.- С. 46–49.
  4. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская//  М.: Академия, 2003.  С. 100.
  5. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2016- 2020 годы»
  6. Кудрявцев, В. Н. Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева// — М.: Норма, 2009. — С. 564.
  7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.c
  8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, обучающийся, патриотическое воспитание, свободное время, подросток, Великая Отечественная война, военно-патриотическое движение, гражданско-патриотическое воспитание, патриотическая направленность, первичная профилактика.


Ключевые слова

патриотизм, девиантное поведение, волонтёрское движение, асоциальное поведение, волонтер, «Юнармия», доброволец, юнармеец, военно-патриотическое движение, первичная профилактика девиантного поведения

Похожие статьи

Коррекция профилактики наркомании в старших классах

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Основные методы профилактики наркозависимости среди молодежи и приобретение навыков активного сопротивления

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Похожие статьи

Коррекция профилактики наркомании в старших классах

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Основные методы профилактики наркозависимости среди молодежи и приобретение навыков активного сопротивления

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Задать вопрос