В статье рассматривается понятие структуры капитала и дивидендной политика организации. Рассмотрены теории формирования дивидендной политики и влияние на нее структуры капитала.
Ключевые слова: структура капитала, дивидендная политика, дивидендные выплаты, стоимость компании, стоимость капитала, нераспределенная прибыль.
The article discusses the concept of capital structure and the dividend policy of the organization. Theories of the formation of dividend policy and the impact of capital structure on it are examined.
Введение
На сегодняшний день менеджмент предприятий необходим для выявления оптимального источника финансирования для того, чтобы увеличить стоимость компании, а также улучшить ее положение на рынке, что положительно влияет на финансовую состоятельность ее владельцев.
Основная проблема корпоративных финансов заключается в необходимости сформировать рациональную структуру капитала. На данный момент структура капитала тесно связана с дивидендной политикой корпорации. Необходимо отметить, что такая связь возникает в результате наличия зависимости структуры капитала от объема чистой прибыли, которая направлена на развитие производства и выплату дивидендов, а также от рентабельности собственных средств. Получается, что если рентабельность собственного капитала является высокой, то объем чистой прибыли, направленной на пополнение оборотных активов, при условии отсутствии снижения выплачиваемых акционерам дивидендов, возрастает.
Цель данной работы — изучение влияния структуры капитала на дивидендные выплаты.
Довольно важное место в финансовой политики какой-либо компании принадлежит решениям, принимаемым по дивидендам. От этих решений зависит размер выплат дивидендов, а также решения, связанные с денежным потоком акционерам.
Получается, что при решении вопроса по распределению денежных средств (выплаты дивидендов или инвестирование в развитие компании) требуется проводить тщательный анализ.
1. Понятие структуры капитала организации.
Структура капитала — соотношение источников денежных средств, направленных на развитие компании в общем объеме имеющихся денежных средств. [1].
Средневзвешенная цена капитала является основным показателем верного выбора источника финансирования. В задачи финансового менеджера входит выявление наиболее приемлемых источников финансирования для того, чтобы минимизировать средневзвешенную стоимость капитала. В качестве еще одной главной задачи финансового менеджера стоит выделить выявление принципа максимальной финансовой отдачи от деятельности компании, которая должна превышать стоимость его капитала.
В том случае, после вложения денежных средств не приносит должного результата, то появляется риск банкротства. Именно по этой причине финансовому менеджеру необходимо с особой тщательностью подходить к процессу выбора источников финансирования.
Оптимальной структурой капитала является соотношение применения заемных и собственных средств, которое сможет обеспечить эффективную пропорциональность рентабельности собственного капитала с коэффициентом финансовой стабильности компании. Другими словами, структура капитала считается оптимальной, если она максимальным образом повышает рыночную стоимость компании [2].
2. Дивидендная политика организации ивлияние структуры капитала на ее формирование.
Дивидендная политика — часть общей политики по управлению доходом. Ее задача: оптимизация соотношений капитализируемой и потребляемой ее частями для того, чтобы увеличить стоимость всей компании.
Этапы разработки и реализации дивидендной политики [3]:
На первом этапе необходимо проанализировать дивидендную политику, которая реализовывалась в предыдущем периоде;
Задача второго этапа заключается в анализе имеющихся факторов, в соответствии с которыми формируется дивидендная политика;
Далее необходимо осуществить учет факторов, в соответствии с которыми формируется дивидендная политика;
На четвертом необходимо выбрать тип дивидендной политики, опираясь на внешние и внутренние условия организации на этом этапе ее существования;
Суть пятого этапа заключается в определении взаимной связи дивидендной политики и иных важных экономических стратегий;
После реализации пятого этапа необходимо получить согласие собственников на реализацию выбранной дивидендной политики;
Далее следует распределить прибыль, опираясь на ту дивидендную политику, которая была выбрана;
Суть следующего этапа заключается в выявлении общего уровня всех дивидендных выплат.
На девятом этапе необходимо определить денежную сумму, которая будет выплачиваться акционеру за 1 акцию.
Эффективность принятой дивидендной политики определяется на десятом этапе.
После этого при необходимости вносят в нее изменения.
Большое количество различных ученых в своих работах рассматривают и изучают дивидендную политику.
Рассмотрим далее наиболее известные и популярные теории, на которых основывается дивидендная политика [2]:
1. Теория независимости дивидендов.
Авторами данной теории являются: М. Миллер и Ф. Модильяни. По их мнению, дивидендная политика никак не влияет на рыночную стоимость всей компании, т. е. цена акций от нее никак не зависит. Также необходимо отметить, что дивидендная политика не влияет на финансовое состояние акционеров, т. к. они связаны с суммой формируемой прибыли [4].
Миллер и Модильяни считают, что инвесторам не принципиален вид, в котором они будут получать доход, т. е. доход, выраженный в качестве увеличения стоимости акций или же доход, получаемый в виде дивидендов. Получается, что стоимость компании состоит из наличия у компании способности приносить доход, а также уровня имеющегося риска. В основном, на стоимость компании влияет не дивидендная политика, а именно инвестиционная. Если компания будет осуществлять выплату высоких дивидендов, то ей необходимо будет увеличить объем выпускаемых акций. Тогда как стоимость компании не должна превышать или быть меньше, чем суммы дивидендов, которые будут выплачиваться.
2 Теория предпочтительности дивидендов (или «синицы вруках»).
Авторами данной теории являются: М. Гордон и Д. Линтнер, которые считают, что необходимая доходность от акций возрастает при уменьшении размера прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов. Это происходит по той причине, что интерес инвесторов в дивидендах значительно сильнее, чем доход от увеличения капитала, который планируется в результате прибыли, которая не была распределена [4].
По той причине, что единица нынешнего дохода, выплачиваемая в виде дивидендов, «очищена от риска», она значительно превышает доход, который отложен на другой период. Получается, что необходимо максимизировать дивидендные выплаты, а не капитализировать прибыль.
Стоит отметить, что противники данной теории считают, что доход от дивидендов проходит реинвестирование в акции какой-либо компании. В результате этого фактор риска не является доказательством принятой дивидендной политики.
3. Теория минимизации дивидендов (или «теория налоговой дифференциации»).
Авторы данной теории: Р. Литценбергер и К. Роумасвом [5].
Получается, что эффективность выбранной дивидендной политики зависит от критериев сведения к минимуму всех выплат по налогам по предстоящим и текущим периодам. По той причине, что налоговое обложение текущей прибыли, которая выражена дивидендами превышает ожидаемых, то в задачи дивидендной политики входит уменьшение дивидендных выплат, что увеличивает капитализацию прибыли для получения максимальной защиты от налогов.
Стоит отметить, что многие мелкие акционеры выступают против такой дивидендной политики.
Получается, что политика М. Миллера и Ф. Модильяни ни как не отражается на стоимость компании, т. е. компания должна установить максимально высокий удельный вес выплат по дивидендам в прибыли, а также максимизировать дивидендный доход для увеличения рыночной стоимости компании.
4. Влияние информации на дивидендную политику (или «теория сигнального или информационного содержания»)
В данной теории Миллер и Модильяни отметили, что менеджеры и инвесторы ожидают одного и того же, если рассуждать о прибыли компании и об ее дивидендах [4]. Но на сегодняшний день есть некая информационная ассиметрия. Необходимо отметить, что при росте дивидендов увеличивается стоимость акций, и наоборот, что говорит о том, что акционеры выбирают дивиденды, а не увеличение капитала.
В основе данной теории лежит то, что все основные модели формирования оценки нынешней рыночной стоимости акций используют в роли основных элементов сумму дивидендов, выплачиваемых по ней. Получается, что дивидендные выплаты возрастают в результате увеличения реальной, а также котируемой стоимости акций, что становится причиной возникновения дополнительного дохода.
5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «эффект клиентуры»)
Стоит отметить, что многие инвесторы по разному относятся к одной и той же дивидендной политике [8]. В приоритете у некоторых акционеров получение увеличенных выплат дивидендов, тогда как другие являются сторонниками реинвестирования.
Особое место в данном случае принадлежит системе налогов на общую сумму доходов. У акционеров имеется такая возможность: распределять имеющиеся инвестиции между разными компаниями, тогда как у компаний имеется возможность вносить изменения в существующую политику.
Но, стоит отметить, что любое перераспределение может не быть столь эффективным, как ожидалось. Причина этому заключается в наличии имеющихся брокерских расходов, а также в том, что акционеры с акциями осуществляют выплату налогов. Еще одной причиной является недостаточное количество акционеров, положительно выступающих за действующую политику выплат дивидендов.
По этой причине менеджеры обращают свое внимание на эффект клиентуры, а также без особого желания вносят изменения в принятую дивидендную политику, т. к. в результате этих изменений акционеры могут начать продавать свои акции, в результате чего произойдет спад на них.
Получается, что предприятию необходимо проводить дивидендную политику, соответствующую предпочтениям акционеров.
Благодаря практическому применению данных теорий стало возможным выработать следующие подходы для того, чтобы сформировать дивидендную политику. Данные подходы звучат следующим образом: «умеренный» («компромиссный»), «консервативный», «агрессивный» [7]. У каждого подхода имеется некий тип дивидендной политики.
1. под остаточной политикой дивидендных выплат подразумевается выплата дивидендов фондом после удовлетворения прибылью потребности формирования имеющихся финансовых ресурсов, благодаря которым реализуются инвестиционные возможности компании.
Данная политика обладает следующим преимуществом: развитие компании осуществляется с высокой скоростью, повышается финансовая его устойчивость.
Однако необходимо отметить, что данная политика имеет свой недостаток, а именно: отсутствие стабильности в сумме дивидендных выплат, уверенности в сумме дивидендных выплат в будущем периоде, а также их полное отсутствие.
В основном она применяется при зарождении компании, которая обладает высоким уровнем инвестиционной активности.
2. Под политикой стабильного размера подразумевается сумма продолжительных выплат.
Положительная сторона данной политики заключается в надежности данной политики, в соответствии с которой акционеры уверенны в получении дохода, которые не зависит от положения компании на рынке.
Данная политика также обладает и недостатками, которые заключаются в наличии плохой связи с финансовым состоянием компании, что становится причиной минимальной инвестиционной деятельности в неблагоприятные для компании периоды.
Для ликвидации таких негативных последствий в основном дивидендные выплаты имеют минимальный размер. По этой причине данный тип политики является консервативным, т. е. максимально снижающий рис падения финансовой устойчивости компании по причине отсутствия требуемого развития всей компании.
3. Политика наименьшей установленной суммы дивидендов с ее увеличением в некоторые периоды.
Преимущество данной политики: стабильные дивидендные выплаты при наличии различных финансовых результатов у компании, благодаря которой появляется возможность повышать сумму выплачиваемых дивидендов при наличии на это возможности, не уменьшая инвестиционную активность.
В основном данная политика пользуется популярностью среди компаний, которые обладают нестабильной прибылью.
Отрицательные черты данной политики: снижение инвестиционной привлекательности для акционеров при минимальных выплатах, что негативно отражается на стоимости акций.
4. под политикой стабильного уровня дивидендов подразумевается формирование продолжительного нормативного коэффициента выплат дивидендов, если рассматривать с точки зрения дохода компании.
Данная политика является востребованной по причине ее простого формирования и наличия связи с суммой формируемого дохода.
Однако, такой вид политики имеет и свой недостаток, который выражается в отсутствии стабильности в сумме выплачиваемых дивидендов, что является следствием нестабильности дохода компании.
5. Политика постоянного увеличения суммы дивидендов (реализуется в соответствии с девизом: «никогда не снижай годовой дивиденд»).
Данная политика подразумевает стабильное увеличение суммы выплат по дивидендам, если их рассматривать в расчете на 1 акцию.
Недостаток политики: отсутствие при ее реализации гибкости, увеличение финансовой напряженности: при увеличении скорости роста коэффициента выплат дивидендов, падает инвестиционная активность компании, а также коэффициенты финансовой устойчивости.
Рассмотрим далее этапы распределения прибыли акционерного общества:
- Все обязательные выплаты вычитаются из общей прибыли (чистой). Оставшаяся сумма прибыли является «дивидендным коридором», в соответствии с которым происходит реализация утвержденной дивидендной политики.
- Далее происходит распределение оставшейся прибыли на потребляемую и капитализируемую.
- Деление фонда потребления, который появился в результате дохода, на фонд выплат дивидендов, фонд потребления сотрудников АО (мотивация работников, социальные выплаты работникам).
Рассмотрим далее формулу выявления уровня выплат дивидендов на 1 акцию [6]:
УДВпа=
Где:
УДВпа представляет собой уровень выплат дивидендов за 1 акцию;
ФДВ является фондом дивидендных выплат, который был сформирован на основании с выбранным и утвержденным видом дивидендной политики;
ВП выражен в качестве фонда дивидендных выплат акционерам.
Необходимо отметить, что утверждение форм дивидендных выплат занимает особе место при формировании всей дивидендной политики. Рассмотрим основные формы [6]:
1) наличные — наиболее популярная форма.
2) акции — разрешена при условии предоставления акционерам новые эмитированные акции, которые соответствуют дивидендным выплатам. Вызывает заинтересованность у акционеров, которым важно развитие компании. Те акционеры, которые хотят быстрого получения дохода, в данном случае обладают правом продажи на рынке дополнительных акций.
3) Автоматическое реинвестирование — выбор первого или второго варианта.
4) покупка акций у акционеров, т. е. реинвестирование дивидендов, где компания выкупает свободные акции на рынке.
Заключение
Особенности дивидендной политики компании влияют на уровень ее потребности во внешних источниках финансирования. Если компания заранее предвидит трудности с наращиванием объема капитала, то целесообразным может быть рассмотрение вопроса о снижении нормы выплаты дивидендов. Вместе с тем, чтобы принимать такие решения, менеджерам следует изучить возможность влияния снижения дивидендов на рыночную стоимость компании. Если этот фактор малосущественен, то компания может избрать политику выплаты дивидендов по остаточному принципу и в максимальной степени использовать нераспределенную прибыль для удовлетворения потребностей в финансировании.
Литература:
- Алексеева Л. В., Березинец И. В., Ильина Ю. Б. Концентрация собственности и дивидендная политика: исследование российских акционерных обществ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2018. Вып. 3. С. 3–31.
- Винокуров С. С., Гурьянов П. А., Дивидендная политика и интересы крупных акционеров // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. — 2017. № 12. С. 13–21.
- Данилочкин С. Базовые компоненты технологии формирования дивидендной политики //РИСК. — 2017 № 1 — с.22–26.
- Заволокина Л. И., Дивидендная политика компании // Труд и социальные отношения. 2017. — 6. С. 102–108.
- Зайцев В. Ю., Федчишин Ю. И., Дивидендная политика нефтяных корпораций // Приволжский научный вестник. — 2018. № 7. С. 28–31.
- Ружанская Л., Лукьянов С. Особенности дивидендной политики российских компаний и интересы инвесторов //Вопросы экономики. — 2018 № 3 -с.132–146.
- Рыжих Л. В., Особенности дивидендной политики предприятия // Вестник Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. — Том 1: Экономические науки. 2018. № 3. С.102–106.
- Семыкина О. Ф. Факторы увеличения инвестиционной активности предприятия: системный подход // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 292. С.158–162.
- Серебрякова А. А., Дивидендная политика российских корпораций // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. № 7. С. 6–9.