Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей в концерны, создание совместных предприятий — все это делает данную отрасль очень интересной и актуальной для анализа. Автомобильный сектор имеет влияние на экономику в целом, так как обладает увесистой долей в экономике каждой страны. Стоит так же отметить, что рынок автомобилей тесно связан с другими отраслями: напрямую с рынком деталей и нефтедобывающей промышленностью; косвенно- со строительством дорог и рынком аксессуаров для автомобилей. Благодаря автомобилю повысилась мобильность человечества, эффективность труда и производства, которые так важны для современного мира. Автомобиль олицетворяет материальное благополучие, как его владельца, так и государства. Именно поэтому изучение и проведение анализа о перспективах и тенденциях является весьма актуальной темой исследования.
Ключевые слова: рынок легковых автомобилей, структура рынка, анализ рынка, динамика товарооборота, автомобильное кредитование, межрегиональный анализ.
Реализация санкционных рисков повлияла на некоторые экономические показатели российского рынка, а также на автомобильный рынок. За 2019 год цена на нефть марки Brent снизилась на (27,9 %) по сравнению к предыдущему году. В то время как прирост курса доллара к рублю составил (4 %). Индекс потребительской уверенности повысился на (1 %) и составил (-15 %). Индекс благоприятности условий для крупных покупок увеличился на (3 %) и составил (-26 %) против (-29 %) в 2019 году. В 2019 году реальная заработная плата увеличилась на (0,4 %), а реальные располагаемые доходы населения уменьшились на (2,3 %). Также не стоит забывать о появлении на рынке электроавтомобилей. Согласно статистике PwC рынок электромобилей находится в зарождении, но увеличивается с каждым годом. На момент 2019 года объем достиг 1 914, среди них новые автомобили 188 единиц. Считается, что в следующие года средний темп прироста составит до (30 %), а в Москве до (60 %). На момент 2019 года 43,5 млн шт. или (84 %) от общего автопарка составляют легковые автомобили, 4,1 млн шт. или (8 %) приходится на лёгкие коммерческие автомобили, 3,8 млн шт. или (7 %) составляют грузовые автомобили, 0,4 млн шт. или около (1 %) приходится на автобусы. По данным Kantar TNS, у (53,1 %) опрошенных есть автомобиль в семье: большинство респондентов (42,2 %) имеют один автомобиль в семье, (9,6 %) — два автомобиля, а (1,2 %) владеют тремя и более автомобилями. Средняя цена новой -1 776 900 рублей, отечественной машины — 660 500 рублей. Прирост составил (11,1 %) и (8,2 %).
Далее была рассмотрена статистика розничных продаж новых легковых автомобилей.
Таблица 1
Динамика розничных продаж новых легковых автомобилей
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Продажи, (тыс. шт) |
623,0 |
665,0 |
790,0 |
775,0 |
Прирост (снижение) к предыдущему году (%) |
- |
6,7 |
18,8 |
-1,9 |
Прирост (снижение) к 2016 (%) |
- |
6,7 |
26,8 |
24,4 |
Источник: Отчет PwC
Как можно увидеть, в 2017 году наблюдался небольшой прирост продаж по сравнению с предыдущим годом, зато в 2018 году прирост составил целых (19 %). Но в 2019 году наблюдается незначительное снижение продаж (-2 %).
Если говорить о структуре потребления на 2019 год, то (17 %) занимают импортные новые автомобили, (23 %) отечественные бренды и (60 %) иномарки российского происхождения. Если сравнить с 2016 годом, абсолютный прирост для отечественных брендов (1,5 %), для иномарок российского происхождение (3,2 %), а для импортных автомобилей снижение (-4,6 %).
Таблица 2
Динамика товарооборота с 2016- 2019 года
Категории легковых автомобилей |
Продажи, млрд руб. |
% прироста |
||||
январь-июнь |
январь-июнь |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018 |
2019/2016 |
|
Отечественные бренды |
77,0 |
83,0 |
105,0 |
117,0 |
11,4 |
51,9 |
Иномарки российского происхождения |
404,0 |
485,0 |
585,0 |
581,0 |
-0,7 |
43,8 |
Импортные новые автомобили |
365,0 |
321,0 |
400,0 |
481,0 |
20,3 |
31,8 |
Итог |
846,0 |
889,0 |
1090,0 |
1179,0 |
8,2 |
39,4 |
Источник: Отчет PwC
Согласно опубликованному отчету PwC, можно наблюдать положительную динамику роста продаж автомобилей с небольшими снижениями. Так, например, существует большой прирост на импортные автомобили, средний на отечественные и незначительное снижение на иномарки российского происхождения. Если посмотреть на прирост по отношению к 2016 году, то наибольшее увеличение наблюдается у отечественных брендов (51,9) и иномарок российского происхождения (43,8).
Таблица 3
Доля новых легковых автомобилей, проданных вкредит с 2016- 2019 года
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Выданы кредиты, (тыс. шт) |
102,1 |
128,0 |
168,3 |
191,3 |
Доля проданных в кредит автомобилей (%) |
16,4 |
19,2 |
21,3 |
24,7 |
Источник: НБКИ и АВТОСТАТ
Также были проанализированы данные о количестве автомобильных кредитах и сопоставлены с количеством проданной продукции. На сегодняшний день наблюдается рост покупки автомобиля в кредит. Если на 2016 год это составляло (16,4 %), то уже в 2019 данный показатель увеличился на (8,3 %) по сравнению с 2016. Такая статистика отражает произошедшее ухудшение покупательской способности населения. Но доля задолженности по автокредитам свыше 30 дней сократилась на (0,6 %), составив (8,5 %).
Таблица 4
Топ-5 регионов по объему продаж новых легковых автомобилей за 2018–2019 года, тысяч штук
Регион |
Продажи, (тыс шт) |
Прирост |
|
январь-май |
|||
2018 |
2019 |
2019/2018 |
|
г.Москва |
93,0 |
84,2 |
-9,5 % |
Московская область |
50,4 |
54,6 |
8,3 % |
г.Санкт-Петербург |
42,7 |
38,9 |
-8,9 % |
Республика Татарстан |
28,1 |
25,6 |
-8,9 % |
Краснодарский Край |
22,6 |
22,4 |
-0,9 % |
Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Далее была проанализирована статистика продаж в разрезе регионов. Наибольшие продажи осуществляются в Москве и Московской области. Хотя наибольшее снижение по сравнению с предыдущем годом у Москвы (-9,5 %), а также у Санкт- Петербурга (-8,9 %) и Республики Татарстан (-8,9 %).
Подводя итог, можно сказать, что после рецессии 2015 года экономика России восстанавливается. На рынке легковых автомобилей наблюдается положительный рост с 2016 года по настоящий момент. Также наблюдается повышение спроса на отечественные бренды и иномарки отечественного производства. Но товарооборот все равно выше у импортных автомобилей, что объясняется разницей в ценовом диапазоне. Более того, наблюдается повышение количества автомобилей, купленных в кредит, но количество невыплат по кредитам сокращается. Наибольшее количество продаж осуществляется в Москве, но положительный прирост по отношению к прошлому году только у Московской области.
Литература:
- Коротков А. В., Минашкин В. Г. Потребительский спрос как статистический показатель // Вопросы статистики, № 7/2014, с. 11–16. — 1,06 п.л.
- Коротков А. В. Вершинина А. А. О содержании экономической категории и измерении рыночного спроса // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО МЭСИ: Научно-практический журнал. — М.: МЭСИ, № 1/2014. — с.72–77. — 1,0 п.л.
- Отчет консалтинговой компании PwC -URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/automarket-review-2019.html (дата обращения: 09.10.2019)
- Потребительские ожидания в России; Росстат -URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/127.htm (дата обращения: 10.10.2019)