Статья посвящена содержательному аспекту в обучении иностранному языку младших школьников на примере китайского языка, описываются наиболее эффективные методы и приемы обучения детей китайскому языку через игровую ситуацию — сказку.
Ключевые слова: китайский язык для младших школьников, сказка как прием обучения, игровая методика.
Обучение китайскому языку в младшей школе должно повысить качество языковой подготовки на дальнейших этапах обучения, а именно на среднем, старшем и профильно-ориентированном этапе. Задачи и содержание обучения на разных этапах взаимосвязаны. Так, база в обучении китайскому языку закладывается на начальном этапе. «В своих исследованиях ученые А. С. Белкин, Л. А. Венгер, М. Н. Емельянова, Ж. Пиаже, Л. В. Темнова, Д. Б. Эльконин отмечают, что именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах» [2, с. 159].
Исследования показывают, что у обучающихся начальных классов отсутствует потребность к изучению иностранного языка в целом. Как правило, они проявляют интерес и любопытство. В результате, одной из целей в обучении является повышение мотивации учеников к овладению иностранным кодом. Так, отечественные и зарубежные психологи утверждают, что сензитивность учащихся младшего школьного возраста помогает им в усвоении языка, в том числе и иностранного. Т. Элиот определяет длительность сензитивного периода с 1,5 до 7 лет, В. Пенфильд и Р. Робертс — с 4 до 8 лет. Этот возраст отличает школьников потребностью в познании, а также любознательностью.
Стоит отметить, что учителю важно, зная с какими трудностями придется столкнуться ученикам при изучении китайского языка, следует не отбить интерес, любопытство и мотивацию, а постараться понять и учесть психолого-физиологические, педагогические, лингводидактические особенности обучения китайскому языку. Здесь на помощь придут игровые технологии, а именно — сказки.
Игры принято относить к активной деятельности, способствующей взаимодействию мышления, обучения, развитию умения решать проблемы. «Игровые технологии — целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом» [1, с. 88]. Так, в современные педагогические (образовательные) технологии входят игровые технологии, которые основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Сказка — это неисчерпаемый источник игр, фантазий, познания нового.
Сказка, обладая своими специфическими особенностями, может выступать в качестве содержательной основы обучения китайского языка младшим школьникам. Присутствие вымысла в сказке делает ее еще более ценной в сравнении с остальными литературными жанрами. Внимание детей обращено на сказки в силу своей наполненность невероятными чудесами, волшебными событиями, встречами с такими сказочными героями, как колдуны, феи, ведьмы, которые обладают чудодейственными силами. Увлеченность младших школьников сказками объясняется тем, что сказки удовлетворяют некоторые потребности возраста, а именно: интерес к таинственности, перевоплощениям, чудесам, которые ощущаются в сказке как обыденное, привычное.
Слушая сказки, детям кажется существование сказочных героев как вполне реальное, переживают за него, сочувствует всему, что происходит с ним. Таким образом, фантазия и творческая деятельность ребенка развивается через его способность к воображению и сопереживанию. Дети развивают свою богатую фантазию через вымысел, который присутствует в каждой сказке, для того, чтобы расширить содержательную сторону общения.
Неразрывная связь фантастической сказки с реальной жизнью позволяет ребенку через ситуации, присутствующие в сказке, получить речевой и социальный опыт, который им всегда пригодится в дальнейшей жизни. Организованное на основе сказки общение носит истинный характер и в этом случае коммуникативность настоящая.
Китайский язык позволяет школьникам погрузиться в захватывающий сюжет сказки, которая была создана представителями другой нации, а также познакомиться с национальными героями страны. Построенные на основе сказки содержательное накопление упражнений и сценарий уроков немедленно приковывают к себе внимание детей. Сказка на китайском языке помогает учителю сделать из принудительного процесса обучения в процесс невероятно увлекательный и ожидаемый ребенком. Она не только помогает педагогу расположить школьников к учебному процессу, сделать из них юных помощников в поисках новых знаний, но и сформировать хорошее отношение к учебному и воспитательному процессам.
Китайские сказки характеризуются необычайными воспитательными функциями. Через сказку происходит ненавязчивое воспитание ребенка, она показывает детям мир в лучших своих образах, сущность человеческих отношений, особенности таких чувств, как отзывчивость, сострадание, доброта, взаимоуважение, дружба, справедливость, взаимопонимание, и, как следствие, несет очень богатый нравственный потенциал. Благодаря чтениям различных сказок у детей складывается яркий и многообразный образ мира [4, с. 18].
Используя сказку в качестве содержательной основы обучения, преподаватель может с легкостью сформировать у учащихся заинтересованность к другой культуре. Через сказку дети познают традиции, обычаи и нравы другого народа, особенности их культуры, узнают историю народа, их интересы, увлечения и быт, узнают особенности национальных праздников, символики и т. д., что в целом благоприятно влияет на общее развитие школьников.
В качестве содержательной основы обучения китайскому языку, сказка наиболее эффективно используется для решения задач учебного плана. Обучение, к примеру, говорению на основе сказки способствует формированию у младших школьников представления об иностранном языке как о равноценном по сравнению с родным языком. В содержательном отношении сказка представляет собой прекрасное средство для овладения разными умениями общения на китайском языке.
Изучение грамматики через сказку существенно облегчает ее усвоение и понимание. Так как в данном случае речь идет об языковых сказках, для учителя предоставляется хорошая возможность отработки не только творческого потенциала, а также языковых умений и навыков максимально доступным для школьников путем, ведь ребёнок воспринимает сказку как игру. По словам канадского преподавателя Джерри Стайнберга «…играть можно в любое время, если это пойдет на пользу вашим ученикам. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению» [3, с. 25].
При использовании сказки на уроках китайского языка, учитель, тем самым, знакомит детей с традициями и обычаями, национальными героями, находит сходство с родными сказками. В таком процессе очень важно использование аутентичного материала. Преподаватель с помощью сказки может развивать различные базовые умения и навыки, научить пересказывать содержание сказки. У школьников младшего возраста наблюдается смена основной деятельности с игровой, которая преобладает в дошкольном возрасте, на учебную, что поможет им перейти на следующий этап развития, связанный с активацией умственной деятельности, с новыми отношениями с окружающими, а также с новым социальным статусом.
В ходе учебно-воспитательного процесса деятельность школьников начальной ступени обучения, основанная и организованная с помощью сказки, как одного из вспомогательных средств, наиболее удовлетворяет возрастным особенностям и потребностям данной категории учеников.
Таким образом, сказки обладают богатым потенциалом для их использования в качестве содержательной основы обучения иностранному языку, в нашем случае китайскому, младших школьников. С уверенностью можно сказать, что никакие другие материалы не обладают такими обучающими свойствами, как сказка. Во-первых, сказка повышает образовательно-воспитательные функции китайского языка в качестве учебного предмета; во-вторых, она способствует повышению мотивации обучения; в-третьих, является превосходным средством обучения общению на китайском языке.
Литература:
- Аникушина Е. А. Инновационные образовательные техгологии и активные методы обучения: методическое пособие / Е. А. Аникушина. — Томск: В-Спектр, 2010. — 212 с.
- Свалова Е. В. Особенности обучения иностранному языку учащихся младших классов средней общеобразовательной школы / Е. В. Свалова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 6. — С. 159–162.
- Стайнберг Дж. 110 игр на уроках китайского языка / Дж. Стайнберг. — Москва: Астрель, 2004. — 129 с.
- Тарасюк Н. А. Иностранный для школьников. Уроки общения / Н. А. Тарасюк. — Москва, 1992. — С. 18–23.