В конце весны – начале лета 2005 года в Европейском Союзе разразился самый глубокий кризис за всю историю его существования, который проявляется в несовпадении взглядов стран-членов ЕС по основным вопросам дальнейшей интеграции Союза. Показательными были отклонения Европейской Конституции на референдумах во Франции и Нидерландах, безрезультатный саммит Евросоюза в Брюсселе 16–17 июня, на котором ведущие державы не смогли преодолеть острые противоречия по поводу единой сельскохозяйственной политики ЕС, разногласия между Великобританией и Францией в вопросах формирования бюджета ЕС [1], недовольство Германии ролью «Европейского экономического локомотива». Более того, попытка выхода из системного кризиса путем расширения ЕС за счет включения в его состав в 2007 году Болгарии и Румынии не увенчалась успехом, а напротив, усугубила упаднические настроения европейцев.
Общая картина системного упадка, вызванная коренными противоречиями по основополагающим вопросам дальнейшего развития Евросоюза, усугубилась экономическим спадом, вызванным Мировым финансовым кризисом в 2008 году. Кризис обострил и так непростые взаимоотношения между Берлином, Парижем и Лондоном [1] и разобщил их взгляды на финансовую помощь Греции, оказанную стране в апреле 2010 года для преодоления бюджетного дефицита. Хотя и можно сказать, что к началу 2011 года пик внутрисоюзной нестабильности уже пройден, до выхода из кризиса Евросоюзу еще далеко, и кажется, что все возможные внутренние средства уже исчерпаны. Еще на начальных этапах системного кризиса Европа осознала необходимость обратить более пристальный взгляд на восточного соседа в лице Российской Федерации. Новый этап в развитии этих отношений начался после саммита Россия – ЕС, состоявшегося 10 мая 2005 года. На нем были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» – экономическому, внутренней безопасности, внешней безопасности, культуры и образования, включая науку[2]. Вопрос на 2011 год состоит лишь в том, смогут ли Россия и ЕС продолжить выстраивать линию взаимоотношений, которые способствовали бы выходу Евросоюза из внутреннего кризиса с одной стороны и укреплению позиций РФ на мировой арене с другой.
«Наш постоянный диалог с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов. Совместная реализация нами концепций общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития» [3]. Обусловленные географией и историей процессы взаимодействия, при которых любая из сторон получает выгоды в соответствии со своими стратегическими интересами, показывают, что максимально интенсивное взаимодействие и сближение ЕС и России могут обогатить их возможности как партнеров в этом все более небезопасном мире [4, с. 204]. Как Россия сможет помочь Евросоюзу в преодолении кризиса и что выиграет Россия от сотрудничества с ЕС?
Страны Евросоюза обеспечены природными ресурсами лишь на 65%- 70%, и, безусловно, они заинтересованы в их стабильной поставке. Если ЕС выработает четкую стратегию сотрудничества с Россией и будет следовать ей, то Европа получит постоянный доступ к природным ресурсам и энергоносителям России, которые составляют почти одну треть мировых запасов. Кроме того, учитывая нестабильную обстановку в странах-поставщиках нефти, таких как Ливия и Бахрейн в начале 2011 года, тесное сотрудничество с Россией в энергетической сфере избавит Европу от второй волны экономического кризиса или, как минимум, минимизирует ее последствия для экономики Евросоюза. С другой стороны, партнерство выгодно для России, так как оно привлечет иностранные инвестиции в нефтяную и газовую индустрию, строительство транспортных коммуникаций и другие проекты. В рамках данного направления осуществляется строительство газопроводов «Северный поток» (Nord Stream), проходящего по дну Балтийского моря и осуществляющего поставку российского газа в Германию, и «Южный поток» (South Stream), который является российско-итальяно-французским проектом газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря. Но, несмотря на очевидную для Европы выгоду от реализации подобных проектов, строительство газопроводов подверглось жесткой критике со стороны некоторых стран-членов ЕС. Сразу после заключения соглашения президент Польши Александр Квасьневский назвал «подписанный пакт Путина — Шрёдера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения» [5], а экс премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис заявил, что планируемое строительство «не отвечает единой энергетической политике ЕС» [6]. Данная реакция свидетельствует о расколе Евросоюза изнутри и отсутствия единой политики в отношении России, но выгода, полученная впоследствии от эксплуатации газопроводов, возможно, заставит критикующие страны изменить свое мнение, а, соответственно, сделать шаг к преодолению внутреннего Европейского раскола.
Внутренний кризис Европейского союза, усугубленный Мировым экономическим кризисом, повлек за собой снижение финансирования научных разработок в Европе (с 56,2% инвестиций со стороны бизнес-сектора в НИОКР в 2001 году до 47,8% в 2009), а, соответственно, спад в высокотехнологичном производстве, не смотря на то, что во время встречи на высшем уровне, состоявшейся в Барселоне в марте 2002 года, лидеры стран ЕС приняли решение о том, что инвестиции в НИОКР, как доля от ВВП, должны увеличиться с 1.9% в 2000 году до 3% в 2010 году [7]. Но правильная линия взаимодействия с Россией, которая обладает высокоразвитым образованием и научно-исследовательской деятельностью, которая сосредотачивается в основном на фундаментальных исследованиях, сможет обогатить Евросоюз технологиями и инновационными прорывами, а также вывести Европу на позиции мирового лидера по многим направлениям [4, с. 204]. Специалисты считают, что из 50-55 направлений развития макротехнологий Россия вполне могла бы побороться за доминирование в 17 областях, таких как авиационные и космические, информационные, электронно-ионные, плазменные, атомная энергетика, технология нефтедобычи и переработки, рекомбинантные вакцины [8]. В свою очередь Россия выиграет экономически от привлечения европейских инвестиций, которые могут быть направлены на модернизацию технопарков и финансирование научных исследований. Неправильным будет утверждать, что взаимодействие по данному вопросу не осуществляется вообще. Так, в 2010 году наблюдательный совет РОСНАНО одобрил участие корпорации в Европейском фонде прямых инвестиций (European Private Equity Fund) с целью передачи технологий [9], но это скорее исключение, чем правило.
Европейскому союзу также следует уделить должное внимание инвестированию в российскую экономику. По данным рейтингового агентства Fitch, инвестиционный рейтинг России находится на уровне ВВВ (достаточная кредитоспособность, второй уровень) и может быть повышен в ближайшее время [10], что произойдет на фоне проблем в экономике Европы и США. Инвестируя в экономику России, ЕС не только будет развивать структуру рынка на этом огромном пространстве, но и откроет дополнительные возможности для развития европейского бизнеса. В свою очередь Россия также выиграет от прямых Европейских инвестиций в экономику, которые будут способствовать скорейшему вступлению Российской Федерации в ВТО и развитию дальнейшего торгово-экономического сотрудничества России и ЕС, которое бы не ущемляло Россию.
Российская Федерация действительно заинтересована в выходе Союза из кризиса. В силу того, что российский рынок тесно связан с европейским, экономика России сильно зависит от ситуации в странах ЕС. РФ вносит посильный вклад в антикризисный стабилизационный фонд, в который решено вложить €750 миллиардов, в том числе, через МВФ, в состав которого входит Россия [11]. Кроме того, РФ заинтересована в покупке облигаций Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Доходность облигаций EFSF составила 2,8%, превысив на 6 базисных пунктов средний показатель аналогичных европейских бумаг. Бумагам был присвоен высший инвестиционный рейтинг ААА. Россия, вопреки тому факту, что еврозона сейчас переживает самый жестокий экономический кризис за все двенадцать лет своего существования, может начать покупать облигации EFSF. У РФ есть средства на подобные покупки: объем международных резервов РФ по состоянию на 18 марта 2011 года составил 500 млрд долларов. И хотя покупка данных облигаций плохо соотносится с «консервативным управлением золотовалютными резервами РФ», так как является на сегодняшний день рискованной инвестицией, аналитики не считают, что это будет потерей денег. Как считают в Fibo Group, «покупка европейских облигаций Россией укладывается в рамки международной политики страны: РФ участвует в программе выхода Европы из финансового кризиса. Вряд ли эти бумаги будут очень дорогими при существующих долговых рисках даже с учетом того, что их гарантом будет весь Европейский союз». Гарантия же со стороны ЕС позволяет верить, что средства, потраченные на облигации EFSF, не пропадут [12] и действительно будут направлены как на выход из кризиса отдельных членов ЕС, в частности Португалии, Греции, Испании, так и на устойчивое экономическое развитие всей конфедерации в целом.
Европейские сообщества представляют собой пестрый конгломерат правовых семей и систем. Так Германия, Австрия, Венгрия и Швейцария принадлежат к системе германского права, Франция, Италия, Бельгия и Испания – к системе романского права, Дания и Швеция - к системе скандинавского права. Особняком стоит Великобритания, система права которой относится к англо-саксонской правовой семье, где основным источником права признается юридический прецедент и отсутствует писаная конституция. Не смотря на работу по унификации и гармонизации коллизионного права, которая ведется с 1967 года в рамках Европейских сообществ Европейской комиссией (КЕС), в праве Европейского союза существует достаточно пробелов и коллизий. В частности, не до конца разработан вопрос о юридических лицах [13], внедоговорных обязательствах. Право Европейского союза предусматривает коллизионную привязку lex loci delicti commissi [14], что затрудняет применение права. Конечно, не соврем верно будет утверждать, что в законодательство Российской Федерации отсутствуют пробелы и коллизии, но оно достаточно прозрачно и стабильно. В ближайшем будущем абсолютно реальным может оказаться тезис о возможности заимствования правовых норм российского законодательства правом Евросоюза с целью его стабилизации.
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором мирно сосуществуют представители разных национальностей, а также конгломерат самобытных культур, сопряженных наличием широкой культурно-языковой действительности. В данной сфере Россия выполняет несколько очень важных задач, необходимых для стабильного развития страны – сохранение национальной идентичности, воспитание толерантности и интеграция этнокультурных меньшинств в общество. Россия может передать свой опыт Европе в интеграции огромных масс мигрантов из Азии и Африки [4, с. 205]. Особенно актуальными для ЕС являются проблема исламизации Европы и вопрос интеграции мусульман в христианское общество. С этой точки зрения пример России, где уживаются представители как мировых, так и национальных религий, может быть достаточно показательным. Кроме того, опыт России может быть полезен ЕС в процессе преодоления разногласий между национальными государствами в отношении политической линии Евросоюза, что также послужит шагом к преодолению внутриевропейского кризиса.
Внутренний кризис Евросоюза, отчасти вызванный исламизацией Европы, сопряжен с борьбой с террористическими группами радикальных исламских фундаменталистов и экстремистов. Несмотря на наличие у ЕС контртеррористической стратегии [15], Союз нуждается в сотрудничестве с Россией, которая может оказать помощь ЕС и поделиться богатым опытом ведения антитеррористической войне с представителями различных радикальных структур исламистского толка. Все всяких сомнений Европейский союз нуждается в сотрудничестве с Россией в сфере пресечения контрабанды [4, с.205] оружия и незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.
При наличии доброй воли и при взаимном учете законных интересов обеих сторон прочное и стабильное будущее отношений между Россией и ЕС, вполне возможно, пойдет на пользу народам всей Европы [4, с.205]. Российская Федерация заинтересована в помощи Евросоюзу в преодолении внутреннего кризиса и имеет необходимые для этого ресурсы и опыт. Проблема же состоит в том, увидит ли Европа все взаимные перспективы сотрудничества с Россией и откроется ли для конструктивного диалога, не ограниченного вопросом «четырех общих пространств».
Литература:
Maarten Vanheuverswyn. European Union faces deepest crisis in its history. – Режим доступа: http://www.marxist.com/Europe-old/european-union-crisis200605.htm
Караганов С.А. Кризис ЕС и политика России. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/n_5463
Путин В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 2006.
Фролова Е.И. Место России в системе европейской безопасности / Е.И. Фролова // Современная Европа: сб. науч. ст. / под ред. Т. А. Закаурцевой, Т. В. Зверевой. – М.: Восток – Запад, 2008. – С. 204 - 205.
Владимир Водо, Вильнюс; Михаил Зыгарь, Наталия Гриб. Россия получает транзитный удар. Коммерсантъ № 174 (3258) (16 сентября 2005). – Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/609354
Латвия согласна на Nord Stream // Деловой Петербург ISSN 1606-1829— 11:04 05 июня 2008. – Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2008/06/05/Latvija_soglasna_na_Nord_S#
Чернова С.А. Оценка направлений политики ЕС и РФ в области исследований, технологических инноваций и образования. – Режим доступа: www.riep.ru/works/almanach/0004/almanach0004_385-401.pdf
Ганчев П. Европейский союз и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. С.19-21
The Supervisory Board Of Rusnano Has Approved Investment In The European Fund For The Transfer Of Technology Which Is To Be Established In Partnership With UniCredit And Fleming Family & Partners. – Режим доступа: http://www.ffam.ru/news/45826/?PHPSESSID=7ts4rp61cddhpchndhdt0vnpo5
Анна Резникова. Россия поднимется в рейтинге благоприятных для инвестиций стран. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2011/01/11/focus/562949979523621
Москва поможет Европе выйти из кризиса. – Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2010/05/20/895161.shtml
Россия поможет ЕС. – Режим доступа: http://expert.ru/2011/03/29/rossiya-pomozhet-es/
Унификация и гармонизация законодательства о юридических лицах в рамках Европейского Союза. – Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/publications/chapters/osnovy1_zak-vo_o_ur_licah.htm
Сагова Э.А. Унификация коллизионного права в рамках Европейского союза. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/conf/past/2009/xxxviii/phil/025.pdf/file_download
EU Counter-Terrorism policy: Commission outlines main achievements and future challenges. – Режим доступа: .http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP%2F10%2F987&format=PDF&aged=0&language=EN&guiLanguage=en