При решении проблем, связанных, с прогнозом транспорта наносов при наличии различного рода волновых движений, ведущее место занимает вопрос о формировании нестационарного турбулентного пограничного слоя. Поэтому не случайно исследование эрозионных процессов, обусловленных волновыми потоками в большинстве случаев начинается с изучения структурных особенностей пограничного слоя, которые в естественных условиях имеют преимущественно турбулентный характер. В настоящее время, благодаря фундаментальным исследованиям целого ряда авторов [1,2] в области исследования пограничного слоя достигнуть достаточно большие успехи. Однако, в виду больших математических трудностей описания процесса формирования пограничного слоя в условиях колебательного (осциллирующего) характера движения, на современном этапе, по-прежнему, существуют занимательные пробелы и прежде всего, в области достоверной количественной оценки параметров нестационарных слоев, которая во многом определяет правильность принятия проектных решений при гидротехническом строительстве.
Существующие математические модели пограничного слоя в большинстве случаев основываются на уравнениях, полученных после ряда упрощений общей системы уравнений Навье- Стокса и имеют вид:
где , – составляющие вектора скорости в пограничном слое, соответственно, по осям х и z; р – давление; - кинематический коэффициент молекулярной взякости; –удельная плотность воды.
Обычно граничными условиями служат:
Система (1)-(3) называется уравнениями Прандтля для пограничного слоя.
В нестационарном случае, когда движение имеет колебательный, осциллирующий характер, и необходим учёт возникающих при больших числах Pейнольдса турбулентных пульсаций, система (1)-(3) видоизменяется.
Граничные условии:
где - кинематический коэффициент турбулентной взякости; уровень нулевых скоростей; Кs- высота эквивалентной шероховатости по Никурадзе; -толщина пограничного подслоя.скорость невязкого внешнего течения, связанная с давлением в пограничном слое соотношением:
Объединяя (4) и (7) получаем основную систему уравнений, описывающую движение в нестационарном пограничном турбулентном слое:
В большинстве случаев, учитывая незначительные вертикальные размеры пограничного слоя и малую роль вблизи дна нелинейных членов, система (8)-(9) приводится к виду:
В таком (или подобном) виде система анализировалась целым рядом исследователей. В качестве недостатков большинстве существующих теорий можно отметить следующие:
1) они не учитывают нестационарности коэффициента турбулентной вязкости;
2) толщина пограничного слоя принималась в виде независимой от времени величины.
3) изменение тангенциального напряжения принималось синусоидальным.
Не вдаваясь математические тонкости существующих моделей пограничного слоя следует отметить следующее. В каждой из теоретических разработок предпринимались попытки (более или менее удачная) получения зависимости для наиболее важной с точки зрения транспорта наносов величины – параметра трения (здесь -максимальное значение динамической скорости в волновом потоке, –максимальное значие орбитальной скорости на внешнем крае турбулентного пограничного слоя). При этом в ряде случаев, исследователями удавалось получить зависимости, находящиеся в довольно хорошем соответствии с экспериментальными, данными (рис.1).
Однако это соответствие, на наш взгляд, является недостаточным для разработки достоверных методов прогноза транспорта наносов при волнениях. Поэтому целью нашей работы явилось обобщение существующих лабораторных и натурных данных для получения достаточно надежной эмпирической зависимости для расчёта параметра трения, включающего важнейшую для решения проблемы транспорта наносов в волновых потоках .
Рис.1. График связи f=fct(a;/Ks). 1 – связь [5], 2 – связь [6].
В результате анализа современной литературы [3] получены данные 51 измерений изменения параметра и (где ). По данным этих измерений построена зависимость f=fct(a; /Ks), представленная на рис.1, которая выгодно на наш взгляд, отличается от полученных ранее аналитических связей. Для удобства практического использования полученной эмпирической связи она была аппроксимирована с точностью до 2 % серией зависимостей в виде:
Зависимости (11а)-(11д) можно использовать в расчётах транспорта наносов и эрозионных процессов в условиях ветрового волнения, а также при исследовании нестационарной теплопередачи и гидродинамического сопротивления в подземных вентиляционных каналах плодоовощехранилищ.
- Литература:
1. Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. – М.: Наука, 1970. – 904 с.
2.Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. – М.: Наука, 1974. – 711 с.
3. Михинов А.Е., Эшев С.С. Расчёт параметра трения в условиях нестационарного турбулентного пограничного слоя. – М.: 1987. – 9 с. Деп. в ВИНИТИ. 17.11.87, №8088-В87.
4.Jonsson I.G., Carlsen N.A. Experimental and theoritikal investigations in an oscillatory turbulent boundary layer. - J. hydraul. Res., vol. 14, - №1, 1976. - р.45-60.
5.Kajiura K. A model of the botton boundary layer in water waves. Bulliten of the Eartquake Research Institute, Vol. 46, 1968. - р. 75-123.