Старший школьный возраст (или период ранней юности) – период жизни и развития человека от 15 до 17 лет (IX – XI классы). «Слово юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости» [8]. Психологический словарь дает такое определение: «юношеский возраст – это возраст энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически окрашенного стремления к большим делам».
Данный период характеризуется следующими физиологическими особенностями:
завершается бурный рост и развитие организма;
нарастает мышечная сила и работоспособность;
заканчивается половое созревание.
Основными видами деятельности становятся учение и труд, ведущим видом деятельности – учебно-профессиональная деятельность, связанная с предстоящим выбором профессии, направленная на поиск места в жизни. Кроме развития познавательно-профессиональной направленности этот вид деятельности обеспечивает новый уровень самоопределения учащихся.
Самоопределение формирует умение строить жизненные планы, находить средства их реализации. «Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем» [10, с. 322].
Самосознание выходит на новый уровень. «Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений» [12]. На основе самосознания происходит открытие своего внутреннего мира, появляется потребность выразить свою индивидуальность. Старшеклассники стремятся к самопознанию, самовоспитанию, «решается задача становления человека как субъекта собственного развития [16, с. 267] (основные мотивы – «найти себя», «сделать себя»).
Самовоспитание направлено не только на преодоление тех или иных недостатков и развитие положительных качеств, но и на формирование личности в соответствии со своими идеалами.
Образцом для подражания становятся гармонично развитые люди. В человеке, прежде всего, уважают интеллектуальные качества, живость ума, культуру, образованность.
В этом возрасте формируется мировоззрение (научное и гражданское), крепнут этические убеждения, нравственные установки, ценностные ориентации. Появляется интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды и убеждения.
Высокого уровня развития достигают волевые качества: инициативность, самостоятельность, настойчивость, выдержка.
На данный возрастной период приходится расцвет умственной деятельности. Мышление характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Мыслительная деятельность активна и самостоятельна. Преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, школьники стараются понять диалектическую сущность явлений.
Эмоциональная сфера становится значительно богаче: повышается эмоциональная восприимчивость, способность к сопереживанию. Значительное место в эмоциональной жизни занимают чувства, отличающиеся богатством и многообразием переживаний. Связаны они с интимной сферой отношений людей – чувством любви. Юношеские мечты о любви отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости.
Также старшеклассников отличает повышенная реактивность (чувствительность) – их интересует все, что нового происходит в литературе, искусстве, моде. Увлекаются всем ультрасовременно модным.
Для учащихся старших классов искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. «В связи с глобальным распространением СМИ, посвящающих значительную часть времени искусству, в частности – музыке, её роль в становлении личности неизмеримо возросла. Музыка становится одним из наиболее действенных и актуальных факторов воспитания молодежи» [15, c. 12]. «Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса» [15, c.4].
Однако, в связи с многолетними сложившимися особенностями музыкального образования в общеобразовательной школе, обязательные уроки музыки в старших классах не были предусмотрены. Не предусматривает их и нынешний федеральный государственный стандарт общего образования. Он рекомендует изучать музыку с 1 по 7 классы, с 8 по 9 классы - интегрированный курс «Искусство», в 10 и 11 классах – «Мировую художественную культуру». Несмотря на то, что предметы эстетического цикла (Искусство и МХК) преподаются с 8 по 11 классы, являются обязательными для изучения учащихся, тем не менее, решить проблему музыкального образования старшеклассников они не могут, в силу ограниченности часов, отводимых на изучение музыкального искусства.
Школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем нуждается формирующаяся личность старшеклассника. Полученные ранее музыкальные знания и умения частично утрачиваются либо «растворяются в потоке музыкального суррогата». «Систематическое обогащение индивидуального опыта с музыкой новыми знаниями, практическими умениями способствует положительным изменениям в её восприятии, препятствует распространению потребительского отношения к музыкальному искусству» [7, с. 5-6]. «Музыкальная классика способна воспитать иммунитет к музыкальной антикультуре и сформировать музыкальную культуру, так как обладает богатым идейно-эмоциональным содержанием и воспитывающим потенциалом» [3, c.4-5].
«С отключением школы от руководства музыкальным развитием старшеклассников и прекращением их систематического общения с музыкальной классикой происходит разрушение основ их музыкальной культуры, заложенных в процессе семилетнего музыкального образования» [3, c.4]. «Многие хотели бы слушать серьезную музыку и даже пробуют, но, не понимая ее, оставляют это занятие» [6, c.4]. Тем не менее, старшеклассники музыкой активно интересуются, но только той, которая им доступна, и тогда речь идет об односторонности предпочтений, поверхности знаний о музыке. «Бесспорно, из всех искусств музыка сегодня оказывает наибольшее влияние на умы и души людей. Для молодежи она сейчас наиболее популярное и, казалось бы, наиболее известное искусство. О музыке много говорят, о ней идут жаркие дискуссии на страницах молодежных газет и журналов», однако «…сегодняшние увлечения, предпочтения и споры молодежи касаются лишь небольшой части, или сферы, музыкального искусства» [6, c. 3].
Д.Б. Кабалевский в свое время упрекал систему школьного образования в том, что она отказывает старшеклассникам в музыкальном образовании: «А ведь это именно тот возраст, когда у ребят активно формируются мировоззрение, идейные взгляды, нравственные идеалы, эстетический вкус. И в этот период школа отказывается от такого могучего средства воздействия на духовный мир ребят, каким является искусство!» [4, с. 185]. З.К. Кальниченко: «Необходимость непрерывного пополнения музыкально-эстетических знаний порождается возрастающей в современных условиях ролью искусства как средства воздействия на нравственный мир личности» [7, с.128]. У Н.Н. Телышевой читаем: «Именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается» [15, c.4]. Л.А. Ежова так высказывается по этому поводу: «Возрастной уровень развития психики старших школьников, их стремление к самопознанию, «философствованию», возросшие возможности саморегуляции потенциально создают условия привлечения учащихся к освоению серьёзной музыки» [3, с.5].
Понимая всю важность проблемы, отечественные педагоги-исследователи всегда искали любую возможность включить в образовательный процесс старших школьников музыкальное образование.
В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий музыкальное образование старшеклассников в общеобразовательной школе реализовалось в форме факультативных занятий и в сфере развивающего дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и т.д.).
Ведущим видом музыкальной деятельности обычно избирается слушание музыки (Н.Л. Гродзенская (1969), К.П. Португалов (1980), Д.Б. Кабалевский (1968), М.Ю. Самакаева, Е.Н. Таллин, Л.А. Ежова, Е.А. Бодина, Е.Я. Бурлина и многие другие). Подавляющее число исследователей и практиков считают данный вид музыкальной деятельности наиболее доступной и массовой формой приобщения старшеклассников к музыке, «наиболее устойчивой и престижной формой музыкального поведения молодежи» (Л.А. Ежова). Как правило, занятия носят просветительский характер, направлены на расширение музыкального и общехудожественного кругозора, на воспитание музыкально-художественного вкуса, ориентированы на высокохудожественные образцы музыкального искусства.
В 1968 году в Москве были организованы «Вечера ровесников» (или «Музыкальные вечера для юношества»), которые были адресованы в первую очередь молодежи. Они были задуманы не как обычные концерты, а как серьезные беседы о музыке, представляя собой самостоятельную ценность познавательного характера. Д.Б. Кабалевский так определял задачу этих бесед: «Не только знакомить слушателей с исполняемыми произведениями, но и раскрывать перед ними музыку как одно из удивительнейших проявлений человеческого гения, показать музыку в её связях с другими искусствами, с историей человеческого общества, раскрывая ее многообразные жизненные связи, словом, говорить о музыке как о большой, важной и ценной части жизни. Всей жизни в целом, жизни каждого из нас, каждого нашего слушателя в частности» [5, c.5].
Проблема формирования у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании была рассмотрена в диссертационном исследовании З.К. Кальниченко [7]. Формой приобщения старшеклассников к музыке была выбрана школьная дискотека. Этот вид внеклассной воспитательной работы помогает объединить учащихся на основе интереса к музыке, самодеятельному творчеству, межличностному неформальному общению. Воспитательный процесс осуществляется на двух уровнях – среди участников дискоклуба (дискоклуб – творческий коллектив, ориентированный на пропагандистскую и культурно-просветительскую деятельность в школьной дискотеке) и в массовой аудитории посетителей дискотеки. Для членов клубного объединения стимулом приобщения к музыкальному самообразованию являлась необходимость выступлений с сообщениями на занятиях клуба, участие в подготовке и проведении программ школьной дискотеки, передач школьного радио, общешкольного фестиваля искусств, недели музыки, песенных конкурсов, в выпуске школьной музыкальной газеты, «Музыкального календаря», оформление стенда «Послушай, посмотри» и т.д. Среди посетителей школьной дискотеки – регулярная пропаганда музыкальных знаний, привлечение к подготовке и участию в музыкально-познавательных играх, конкурсах, диспутах, дискуссиях.
Ещё один, достаточно популярный и любимый вид музыкальной деятельности среди молодежи - инструментальное музицирование. Образование вокально-инструментальных ансамблей в общеобразовательных школах, клубах, Дворцах, Домах детского творчества – явление достаточно частое. Как показывает практика, основу исполнительского репертуара составляет самодеятельная песня, сочиненная в самом коллективе. Однако односторонняя ориентация только на творческую самостоятельность сужает интерес некоторых исполнителей к народной музыке, классическому наследию, произведениям профессиональных композиторов. Вопросы методики музыкально-эстетического образования и воспитания участников вокально-инструментальных ансамблей рассмотрены Б.А. Брылиным в книге «Вокально-инструментальные ансамбли школьников» [1].
Широкое распространение информационных технологий внесло свои коррективы в образовательную сферу. Особый интерес у современных исследователей вызывает вопрос применения компьютерных технологий в музыкальном образовании: освоение учащимися старших классов музыкального компьютера, как инструмента творчества (И.М. Красильников, М.И. Фролов, И.Р. Черешнюк и др.), также возрос интерес к современным видам и формам музыкальной деятельности, в частности – электронному инструментарию (И.М. Красильников, Н.Н. Телышева). Ведущим инструментом массового любительского музицирования стал синтезатор. Его освоение старшеклассниками занимает устойчивые позиции в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе. Видами компьютерного музыкального творчества являются создание звуковых образов, звукорежиссерская аранжировка музыкальных композиций, музицирование, композиция и др.
Перспективы оптимизации музыкального образования старшеклассников в настоящее время связывают с деятельностью профильных классов. Учебный план в подобных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса профилей. Одним из вариантов может стать задействование потенциала элективных курсов (они же – курсы по выбору), позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения.
Несмотря на то, что проблема музыкального образования школьников все время находится в центре внимания педагогов, тем не менее, она остается малоразработанной. Аномальная ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения.
Литература:
Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1990. – 109 с.
Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: «Просвещение», 1969. – 77 с.
Ежова Л.А. Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музыкального образования старшеклассников: Дис. …канд. наук: 13.00.02. – Кострома, 2006. – 166 с.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
Кабалевский Д.Б. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества. Вып.1. – М.: Музыка, 1980. – 120 с.
Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш.шк., 1990. – 303 с.
Кальниченко З.К. Формирование у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании в школьной дискотеке: Дис. …канд. наук. – Москва, 1985. – 234 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
Красильников М.И. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования /И.М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Падагогика, 1983.
Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. – Свердловск, 1989.
Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе /Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
Телышева Н.Н. Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук:13.00.01. – Москва, 2006. – 19 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.