Территориальное землеустройство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 8609 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Территориальное землеустройство / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3143/ (дата обращения: 16.11.2024).

Территориальное землеустройство это комплекс технических, экономических и правовых действий по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и их межеванию.

Объекты землеустройства это все земли Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и иных административно-территориальных образований, территориальные зоны, землевладения, землепользования, земельные участки, а также группа или части указанных территорий, зон и участков.

Межевание объектов землеустройства это мероприятия по установлению (восстановлению) границ объектов землеустройства на местности, включая государственную границу Российской Федерации, границы субъектов Российской Федерации, границы муниципальных и других административно-территориальных образований, границы земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

В период земельной реформы (1991-2005 гг.) территориальное землеустройство стало основным видом работ. Это было связанно с перераспределением земель, образованием новых и упорядочением существующих объектов землеустройства, а также постановкой на кадастровый учет, межеванием и оборотом земельных участков.

В период с 1991 по 2004 гг. территориальное землеустройство осуществлялось на основе проектов, перечень которых можно свести к следующим:

  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий;

  • разграничение государственной собственности на земли и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков для этих целей;

  • образование новых землевладений и землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан;

  • упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользований существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель;

  • организация землепользований несельскохозяйственного назначения (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);

  • осуществление мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозий, деградации, а также консервации, рекультивации и восстановлению земель;

  • установление и изменение границ (черты) городов и других населенных пунктов (поселений);

  • установление и упорядочение границ муниципальных и других административно-территориальных образований;

  • установление границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

  • размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

  • образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределительного, переселенческого и других);

  • земельно-хозяйственное устройство городов;

  • упорядочение землевладений, землепользований и границ закрытых административно-территориальных образований;

  • изменение (восстановление) границ земельного участка (участков);

  • предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

  • перераспределение сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

  • межевание объектов землеустройства;

  • формирование земельных участков для совершения сделок с ним [1, с. 39-40].

Работы по территориальному землеустройству, в связи с изменением общей экономической ситуации, стали проводиться без учета предпроектных схем землеустройства, на разной технической базе с использованием неточной методики, что, в свою очередь, повлекло к их удорожанию, увеличению сроков проведения, поставило под сомнение их достоверность и точность, а также правовую ценность этой землеустроительной документации.

Отсутствие должного контроля за территориальным (межхозяйственным) землеустройством, бессистемность и непоследовательность при проведении землеустроительных работ, выполнение их некомпетентными организациями и лицами привело к тому, что принятие решений проводилось без необходимого правового, технического, экономического и экологического обоснования и соблюдения требований рационального использования и охране земель.

Следствием этого стали следующие негативные тенденции: самовольные захваты земель и строительство на них объектов недвижимости; выделение земель из фонда особо охраняемых природных территорий в охранных и санитарно-защитных зонах; в документах на землю не отражаются ограничения и обременения прав на использование земли; изъятие сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд и т.п.

Несмотря на законодательно установленное положение (глава II Земельного Кодекса РФ) об охране земель повсеместно прекращено составление и осуществления проектов сохранения почв и их плодородия, защиты земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, загрязнения и захламления, что привело к усилению процессов деградации продуктивных земель и сокращению их площадей.

В настоящее время территориальное землеустройство является основным видом землеустроительных работ, которое обеспечивает создание пространственных условий для эффективного хозяйства во всех сферах деятельности, оформление прав физических и юридических лиц на землю, точность и бесспорность положения на местности границ земельных участков муниципальных, региональных и федеральных административно-территориальных образований, специальных земельных фондов, территорий с особым правовым использованием земель.

При проведении территориального землеустройства выполняют следующие работы:

  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

  • межевание объектов землеустройства.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства производится в следующих случаях:

  • изменение границ земельных участков;

  • восстановление границ земельных участков;

  • изъятие земельных участков для государственных (или муниципальных) нужд и предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной (или муниципальной) собственности;

  • перераспределение сельскохозяйственных угодий используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей или долевой собственности;

  • совершение физическими и юридическими лицами сделок с земельными участками.

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяют:

  • местоположение границ земельных участков;

  • варианты использования земель с учетом размеров земельных участков, их целевого назначения, разрешенного использования и расположения на них объектов производственной и социальной инфраструктуры;

  • площади земельных участков;

  • виды разрешенного использования;

  • категории земель;

  • иные характеристики земель, необходимые собственникам для принятия решений по распоряжению земельными участками.

Проектирование границ объектов землеустройства осуществляется в соответствии с документами на основании сведений государственного земельного кадастра.

Межевание объектов землеустройства производиться в следующих случаях:

  • реализация утвержденных проектов границ земельных участков;

  • упорядочения на местности границ объектов зеслеустройства (при отсутствии достоверных сведений об их местоположении);

  • восстановление на местности границ объектов землеустройства при наличии сведений в государственном земельном кадастре.

Для повышения качества и достоверности получаемой землеустроительной документации при территориальном землеустройстве необходимо обеспечить принятие решений основанных на правовом, экономическом, социальном, экологическом и инженерно-технологическом обосновании.


Литература:
  1. Состояние и основные направления развития землеустройства в Российской Федерации [Текст]: монография /под ред. С.Н. Волкова; Гос. ун-т по землеустройству. – М., 2006. – 319 с.

  2. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" (принят ГД ФС РФ 24.05.2001).



Основные термины (генерируются автоматически): территориальное землеустройство, образование новых, участок, Российская Федерация, существующий объект землеустройства, землеустройство, местность границ, принятие решений, государственный земельный кадастр, охрана земель.


Задать вопрос