Территориальное землеустройство это комплекс технических, экономических и правовых действий по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и их межеванию.
Объекты землеустройства это все земли Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и иных административно-территориальных образований, территориальные зоны, землевладения, землепользования, земельные участки, а также группа или части указанных территорий, зон и участков.
Межевание объектов землеустройства это мероприятия по установлению (восстановлению) границ объектов землеустройства на местности, включая государственную границу Российской Федерации, границы субъектов Российской Федерации, границы муниципальных и других административно-территориальных образований, границы земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
В период земельной реформы (1991-2005 гг.) территориальное землеустройство стало основным видом работ. Это было связанно с перераспределением земель, образованием новых и упорядочением существующих объектов землеустройства, а также постановкой на кадастровый учет, межеванием и оборотом земельных участков.
В период с 1991 по 2004 гг. территориальное землеустройство осуществлялось на основе проектов, перечень которых можно свести к следующим:
образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий;
разграничение государственной собственности на земли и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков для этих целей;
образование новых землевладений и землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан;
упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользований существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель;
организация землепользований несельскохозяйственного назначения (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);
осуществление мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозий, деградации, а также консервации, рекультивации и восстановлению земель;
установление и изменение границ (черты) городов и других населенных пунктов (поселений);
установление и упорядочение границ муниципальных и других административно-территориальных образований;
установление границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределительного, переселенческого и других);
земельно-хозяйственное устройство городов;
упорядочение землевладений, землепользований и границ закрытых административно-территориальных образований;
изменение (восстановление) границ земельного участка (участков);
предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
перераспределение сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;
межевание объектов землеустройства;
формирование земельных участков для совершения сделок с ним [1, с. 39-40].
Работы по территориальному землеустройству, в связи с изменением общей экономической ситуации, стали проводиться без учета предпроектных схем землеустройства, на разной технической базе с использованием неточной методики, что, в свою очередь, повлекло к их удорожанию, увеличению сроков проведения, поставило под сомнение их достоверность и точность, а также правовую ценность этой землеустроительной документации.
Отсутствие должного контроля за территориальным (межхозяйственным) землеустройством, бессистемность и непоследовательность при проведении землеустроительных работ, выполнение их некомпетентными организациями и лицами привело к тому, что принятие решений проводилось без необходимого правового, технического, экономического и экологического обоснования и соблюдения требований рационального использования и охране земель.
Следствием этого стали следующие негативные тенденции: самовольные захваты земель и строительство на них объектов недвижимости; выделение земель из фонда особо охраняемых природных территорий в охранных и санитарно-защитных зонах; в документах на землю не отражаются ограничения и обременения прав на использование земли; изъятие сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд и т.п.
Несмотря на законодательно установленное положение (глава II Земельного Кодекса РФ) об охране земель повсеместно прекращено составление и осуществления проектов сохранения почв и их плодородия, защиты земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, загрязнения и захламления, что привело к усилению процессов деградации продуктивных земель и сокращению их площадей.
В настоящее время территориальное землеустройство является основным видом землеустроительных работ, которое обеспечивает создание пространственных условий для эффективного хозяйства во всех сферах деятельности, оформление прав физических и юридических лиц на землю, точность и бесспорность положения на местности границ земельных участков муниципальных, региональных и федеральных административно-территориальных образований, специальных земельных фондов, территорий с особым правовым использованием земель.
При проведении территориального землеустройства выполняют следующие работы:
образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
межевание объектов землеустройства.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства производится в следующих случаях:
изменение границ земельных участков;
восстановление границ земельных участков;
изъятие земельных участков для государственных (или муниципальных) нужд и предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной (или муниципальной) собственности;
перераспределение сельскохозяйственных угодий используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей или долевой собственности;
совершение физическими и юридическими лицами сделок с земельными участками.
При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяют:
местоположение границ земельных участков;
варианты использования земель с учетом размеров земельных участков, их целевого назначения, разрешенного использования и расположения на них объектов производственной и социальной инфраструктуры;
площади земельных участков;
виды разрешенного использования;
категории земель;
иные характеристики земель, необходимые собственникам для принятия решений по распоряжению земельными участками.
Проектирование границ объектов землеустройства осуществляется в соответствии с документами на основании сведений государственного земельного кадастра.
Межевание объектов землеустройства производиться в следующих случаях:
реализация утвержденных проектов границ земельных участков;
упорядочения на местности границ объектов зеслеустройства (при отсутствии достоверных сведений об их местоположении);
восстановление на местности границ объектов землеустройства при наличии сведений в государственном земельном кадастре.
Для повышения качества и достоверности получаемой землеустроительной документации при территориальном землеустройстве необходимо обеспечить принятие решений основанных на правовом, экономическом, социальном, экологическом и инженерно-технологическом обосновании.
-
- Литература:
Состояние и основные направления развития землеустройства в Российской Федерации [Текст]: монография /под ред. С.Н. Волкова; Гос. ун-т по землеустройству. – М., 2006. – 319 с.