В данной статье представлены способы экспериментального исследования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. В ней описаны некоторые методики коррекционной работы, направленные на развитие образной памяти детей данной категории, а также представлены варианты обработки и оценки результатов. Приемы и методы, представленные в статье, могут быть применены практическими работниками в дошкольных учреждениях на занятиях и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; старший дошкольный возраст; образная память; коррекционная работа; социальная адаптация.
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как и другие высшие психические функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Исключительно сильная образность лежит в основе феноменальной памяти. Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов.
В настоящее время в детской психологии и педагогике, проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка, за счёт подсознательной переработки поступающей информации. Осуществленный в этом направлении поиск позволил ведущим ученым-дефектологам, таким, как Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Байкина, P.M. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и др., внести весомый вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребёнка с нарушениями слуха, большую роль играет развитие образной памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.
Образная память у неслышащих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что неслышащие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Неслышащие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. У слышащих детей эти два вида познания предметов развиваются одновременно, что приводит к всевозрастающему у них числу «ступеней разноспецифического узнавания». Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение.
Нами было проведено экспериментальное исследование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада компенсирующего вида и для сравнения мы исследовали детей с сохранным слухом. В экспериментальном исследовании было задействовано восемь детей с нарушениями слуха и восемь детей с сохранным слухом. Для обследования нами были подобраны и модифицированы методики: Р.С. Немова; Т.Е. Рыбакова; Т.Е. Розановой; С.Д. Забрамной, О.В. Боровик. Выбранные нами методики исследования образной памяти подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
«Запомни фигуры». (Р.С. Немов.)
Цель: Определить особенности зрительной памяти.
Оборудование: Доска, мел, листочки бумаги, ручки;
Условия игры: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.
Ход занятия: Мы повторяем с ребёнком геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.
Оценка результата: высокий уровень – когда ребёнок по памяти рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний – 5 и 4 в разнобой; низкий – 3 и т.д.
«Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков).
Цель: Определить уровень развития произвольной образной памяти;
Оборудование: Рисунок (А) и рисунок (Б).
Ход занятия: Наглядный материал представлен на (рис.А). Мы используем наглядный материал, подготовленный, для данной методики в течение 10 сек. Показываем ребёнку рисунок (А) (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убираем, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые девять фигур.
Оценка результата: высокий – когда ребёнок без ошибок показывает 9 - 8 фигур; средний – 7 -5; низкий 4 и т.д.
«Весёлые картинки» (Т.В. Розановой).
Цель: Изучение кратковременной памяти;
Оборудование: Набор карточек со словами, достаточно хорошо знакомыми глухим детям. На одних карточках помещается 2 слова, на других – от 3 до 7 слов (всего 27): 1) лампа, санки; 2) книга, мясо, лодка; 3) волк, стул, молоко, бумага; 4) нос, вода, ботинки, дом, лопата; 5) подарок, мел, диван, птица, машина, забор; 6) мороз, дерево, кукла, парта, день, картина, погода.
Ход занятия: Ребёнку предъявляем сначала карточки с двумя словами, мы прочитываем вслух слова на карточках (слова после этого убираются) и сразу ребёнок воспроизводит слова вслух. Таким путем выясняются возможности детей старшего дошкольного возраста удержать в памяти 2, 3, 4, 5, и 7 слов при их одноразовом предъявлении.
Оценка результата: Каждое слово - это один балл. Всего 27слов.
Высокий уровень: 27 – 25 баллов; средний уровень: 24 – 17 баллов; низкий уровень – 16 баллов.
«Восстанови рисунок по памяти».
Цель: Определение объёма зрительной памяти;
Оборудование: один большой лист, разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой.
Ход
занятия: На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных
местах. Смысл задания заключается в том, что ребёнок в течение минуты
должен запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и
после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках
те же самые клетки.
Оценка
результата: высокий уровень – все 6 клеточек; средний – 5
и 4; низкий 3 и т.д.
«Особенности зрительной памяти». (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик). Цель: Определить особенности зрительной памяти;
Оборудование: девять картинок;
Ход занятия: Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезаются и наклеиваются на картон. Перед ребёнком кладём 9 картинок. Даём инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается следующая инструкция: «Возьми картинки и положи их, так как они лежали в самом начале».
Оценка результата: высокий уровень – ребёнок все картинки положил, так как они и лежали; средний – 1- 2 ошибки; низкий 3 – 4 ошибки.
«Весёлые рисунки».
Цель: Определить объём образной памяти;
Оборудование: картинка с изображением предмета; лист бумаги и карандаши и фломастеры;
Ход занятия: Ребёнку показывается картинка с предметом. Спрашивают: «Это что?». Потом дают инструкцию: «Посмотри и запомни, что на картинке изображено». Через тридцать секунд убирается картинка, и ребёнок должен нарисовать что запомнил.
Оценка результата: высокий уровень – точно изображён предоставленный предмет; средний - не точно; низкий – отказался или не нарисовал.
В результате нашего исследования, мы определили, что дети с сохранным слухом справились с методиками лучше, чем дети с нарушениями слуха. Нами было выявлено, что у 76% детей с сохранным слухом имеют высокий уровень зрительной памяти, 24% средний уровень зрительной памяти. А у детей с нарушениями слуха высокий уровень зрительной памяти составляет 35%, 40% средний уровень и 25% низкий уровень зрительной памяти.
Проведённое нами исследование показало, что у детей с нарушениями слуха имеются следующие особенности образной памяти: они реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти; сложившиеся системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у их слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В отличии от слышащих детей, дети с нарушениями слуха часто путали места расположения предметов, сами изображения предметов. Дети с нарушениями слуха запоминают неточно образы, или смешивают их со сходными образами (предметами).
Таким образом, для развития образной памяти необходимо совершенствовать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение, абстракцию. На основе проведенного диагностического эксперимента разработана система коррекционно-развивающей работы по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Подробное описание методик формирующего эксперимента планируется в следующей публикации.
- Литература:
1.Бертынь Г.П., Рознова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1993. - №1.
2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
4. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
5. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
6. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для обследования психолого – педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. – М., 2005.