Ключевые слова: профессиональное образование, преподаватель, просвещение, нравственность, воспитание, образование, урок, педагогика, новая педагогическая технология, гармонично развитый, метод, средство, занятие, проблема, сравнение, обобщение, конкретизация.
В целях развития общества требуется подготовка умелых, досконально знающих свою профессию предприимчивых, инициативных, гармонично развитых, в духовно-нравственном характере, специалистов для всех сфер производства. Такие специалисты должны быть вооружены современной техникой, технологией её использования и иметь опыт участия в этом процессе.
Этого можно достичь только путём внедрения новых педагогических технологий в процесс учебы и формирования высокой профессиональной квалификации будущих специалистов, так как новые педагогические технологии являются силой, которая приводит в действие все реформы в образовательной сфере, даёт возможность возвысить процесс учёбы и воспитания до уровня искусства и таланта. Для обеспечения будущих преподавателей такими реформами, в первую очередь, вырисовывается необходимость их воспитания гармонично развитыми в духовно- нравственном характере.
Итак, необходимо обращать внимание на следующие аспекты в процессе духовно-нравственного воспитания будущих преподавателей профессионального образования:
• представить, почувствовать и осмыслить духовно- нравственные понятия и возможности студента;
• духовно-нравственное воспитание студентов при взаимосвязанности духовного наследия, религии, учения тасаввуф, обрядов, внешних и внутренних духовных особенностей личности, махали и духовности семьи;
• повысить активность самостоятельного мышления студента;
• организация составного содержания урока и взаимопонимания преподавателя со студентами, изучение смыслового качества и состояние учебных материалов, а также содержания урока.
Необходимо отметить, что выбор учебных материалов для урока, точное определение цели, принятие во внимание реальных возможностей преподавателя и студентов, выбор метода, средства для понятного, точного объяснения учебной информации создаёт большую возможность для формирования в студентах духовно-нравственных понятий при помощи изучаемой темы.
В процессе учёбы и воспитания было бы целесообразно при доведении до студентов духовно-нравственных понятий основывать темы и информации на следующих аспектах:
1) актуальность, понятность, лаконичность и научность;
2) совместимость с возрастом, умственной способностью, требованиями и потребностями студента;
3) уровень способности направлять преподавательские и ученические отношения к цели;
4) улучшение уровня подготовки и познавательной деятельности студентов.
Исходя, из вышеуказанного основной целью изучаемых тем в процессе учёбы и воспитания является использования ожидаемого результата в качестве ресурса.
При этом преподаватель обязан выполнять следующие действия:
• контролировать деятельность студентов в процессе урока;
• обеспечение полной реализации цели урока;
• комментирование точки зрения студентов;
• направление внимания студентов, на ресурсы, выражающие духовно-нравственное воспитание взаимосвязанные с определённой темой;
• призывать к обоснованию мыслей доводами;
• составлять краткое заключение к каждой точке зрения.
Урок должен проводиться на основе проблемного типа обучения, который отвечает требованиям современного образования и новых педагогических технологий, потому, что проблемное обучение проводится при исследованиях, спорах и дискуссиях. Проблематичное образование имеет свои особенности: развивает самостоятельное мышление и творческие способности студентов, даёт возможность анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать фонетические материалы с помощью умственных действий и получать новую информацию. Поэтому студент старается мыслить самостоятельно и творчески, а также защищает свою точку зрения в процессе проблемного обучения.
При этом студент пытается выявить духовно-нравственную сторону темы и на её основе воспитывает свои аналогичные понятия.
Принимая во внимание цель, результат занятия для достижения этой цели и результата преподаватель должен подчиняться нескольким педагогическим, психологическим и методическим условиям:
• иметь углубленную научно - теоретическую подготовку по определённому предмету и теме;
• иметь информацию об этапах организации и реализации проблемного обучения;
• знать проблемы учения и воспитания, а также находить их решения;
• правильный выбор способов и средств обучения исходя из содержания темы занятия.
Новая педагогическая технология - это комплекс новых систематизированных, научно - теоретически и методически основанных форм, способов и средств процесса образования и воспитания. При сообразности смысла, формы, способа и средства обеспечивается целостность цели, задачи, деятельности и педагогического результата.
По нашему мнению, использование элементов новой педагогической технологии в процессе учёбы и воспитания создаёт большие возможности для точного планирования процесса образования и воспитания, предопределения результатов, анализирования, достижения желаемого результата, а также для экономии времени и сил. Творчество, способность создавать, предприимчивость студента возрастает, и его потребности удовлетворяются на уровне его требований и желаний.
Распространение новой педагогической технологии в процессе образования и воспитания повышает творчество, способность создавать, мастерство преподавателя, выводит студента на уровень перехода от объекта образования к его субъекту. Более того, новая педагогическая технология
1) помогает преподавателям в комплексном решении образовательно- воспитательных задач по общему развитию студентов;
2) оказывает практическую помощь преподавателям в выявлении реальных учебных возможностей студентов, в планировании работ, достижении результатов деятельности, формировании опыта и квалификации в осваивании знаний глубоко и тщательно;
3) приучает к важности постоянного определения основных, важнейших средств учёбы;
4) создаёт возможность выбора самых удобных способов и средств в воспитании духовно-нравственных, трудовых, идеологических особенностей студентов;
5) обучает создавать самые удобные нравственно-психологические, образовательно-воспитательные, гигиенические, эстетические условия в процессе занятий;
6) даёт возможность выбора конкретных способов и средств, воспитывающих потребность к осваиванию учебных материалов и знаниям;
7) создаёт возможность использования трёх компонентов методического творчества в учебном процессе: мотивация - управленческая деятельность - познавательная деятельность и тщательная организация. Именно поэтому, сейчас как никогда необходимо внедрять новые педагогические технологии в процесс образования и воспитания. Также следует обратить внимание на тот аспект, что новая педагогическая технология повышает результативность образования и воспитания. Для повышения уровня обученности и воспитанности студентов на основе новых педагогических технологий следует принимать во внимание следующие действия:
• постоянный анализ результатов деятельности;
• распределение форм и типов образования и воспитания;
• выбор важнейших, необходимых и альтернативных проектирующих средств;
• учёт региональных и национальных особенностей;
• способность предвидения желаемого результата;
• обеспечение взаимосвязанности и целостности процесса образования и воспитания.
Анализ результатов проведённых опытов показывает, что для воспитания духовности и нравственности студентов путём усвоения духовно-нравственных ценностей, идеалов прошлого, ставшие содержанием гуманитарных наук, требуется следующее:
а) изучение опыта прошлого поколения и на этой основе опираться на педагогические и психологические законы при формировании личного опыта;
б) принимать во внимание особенности гуманитарных наук и юношеского возраста;
в) распределять смысл, формы, типы учебных занятий, исходить из методических особенностей взаимосвязанности и целостности работ на уроке и вне урока.
В высшем образовании урок является основной формой достижения целей образования и воспитания. В процессе урока студенты усваивают законы природы, общества, развития мышления (в процессе изучения естественных, математических, гуманитарных наук), приобретают профессиональный опыт (при изучении наук по специальности), воспитывают в себе полноценную личность.