Масонство появляется в России в 30-е годы XVIII века, и к концу того же века в деятельность масонских лож уже вовлечены несколько тысяч человек, среди них – офицеры, ученые, писатели, чиновники, представители буржуазии. Масонство в России нашло очень благоприятную почву для развития, и стало самобытным явлением нашей культуры. У русского масонства много отличий от западного, в данной статье будут рассмотрены его религиозные особенности.
В истории развития масонства в России можно выделить три этапа:
1730-е гг. – 1762 г. – в этот период масонство проявляет себя как мода, как часть процесса обращения к западу, оно носит секулярный и рационалистический характер;
1762 г.- начало 1780-х гг. – масонство предстает как организация, распространяющая прежде всего моральную философию, преобладание трех первых «иоанновских» степеней классического масонства – ученик, товарищ и мастер;
1780 – е гг. и далее – возникновение высших масонских степеней, масоны активно увлекаются мистикой, с 1790-х гг. существование в условиях периодических запретов со стороны правительства, заставляющих масонство становиться все более и более эзотерической организацией.
Мы видим, что изначально масонство появляется в России как рационалистическое течение, однако потом русские масоны обращаются к мистицизму, причины этого будут рассмотрены далее.
Реформы Петра I ориентировали массовое обращение к европейской культуре, что в свою очередь привело к упадку конфессиональной сплоченности национального сознания. Православие всё ещё оставалось государственной религией, однако в XVIII – XIX вв. оно начинает всё меньше и меньше способствовать поддержанию национального единства. Секуляризация церковных земель, политика Павла I, приглашение иезуитов в Россию, назначение обер-прокурора не из числа духовенства главой Святейшего Синода – всё это и многое другое пошатнуло авторитет православной церкви. Тем не менее кризис в религиозной сфере означал “не охлаждение в вере, а наоборот, религиозное пробуждение общества” [1]. В условиях такого положения православной церкви масонства выступило вперед, прежде всего, как течение, способное удовлетворить новые религиозные запросы общества. Это привело к такой ситуации, которую Ю. В. Стенник выражает следующими словами: “Увлечение идеями масонства со стороны русского дворянства нередко оказывалось формой своеобразного замещения невостребованности религиозного чувства” [2, с. 80].
В условиях такой ситуации не сложно понять, что заставило масонство обратиться к мистицизму. Церковная реформа Петра Великого также внесла свой вклад в это дело. Дело в том, что эта реформа отчасти разрушила мистическое положение церкви в русском обществе, учредив Священный Синод, что в свою очередь поспособствовало развитию идеи богоизбранности в масонской среде, позволив братьям без каких-либо посредников обращаться к Богу [3]. Идея богоизбранности является основным источником этики в русском масонстве. Из него вышла идея ответственности за всё человечество, за его нравственное и духовное развитие, а также гражданское благополучие. Богоизбранность предполагала ведение образа жизни, соответствующего истинному христианину. И здесь лежит корень окончательного разрыва нашего масонства с европейским, более того, со всем европейским рационализмом. Согласно масонскому учению Истинный Христианин всегда повинуется властям (эта идея очень развита в Новом Завете). По этой причине французская революция стала для масонов окончательным поводом к тому чтобы отвернуться от Запада. Русские масоны сделали вывод о том, что поскольку Европа не уважает власть, то и Истинного Христианства в ней. Почти все главные масонские деятели крайне негативно высказывались о революции. Приведем, в качестве примера, высказывание И. В. Лопухина: “О! когда бы во Франции больше господствовало истинное христианство, не представила бы она плачевного позорища, которое скорбь и ужас наносить должно всем человеколюбивым и богобоязненным сердцам!” [4, с. 10]. Таким образом, помимо того что обращение к мистике само под собой подразумевает отход от рационализма, окончательную точку в этом вопросе поставила революция. Это не значит, что масоны полностью от него отошли, они отдавали должное наукам, но мистическое познание занимало гораздо более высокое положение по сравнению с ними. Постулировалось утверждение о том, что познание истины без веры невозможно.
Можно выделить основные цели, важные для деятельности масонов мистического направления, - это идея морального перерождения на основах евангельской нравственности, любовь к Богу и ближнему; идея смирения и на базе постоянного познания самого себя приближение к познанию премудрости Творца. Цели ордена представлялись как возвращение к истинному христианству. Данные высказывания легко можно подтвердить, обратившись к работе опять же И. В. Лопухина “Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов”. В ней читаем: “Какая цель Ордена истинных ф[ранк] м[асонов]? Главная цель его та же, что и Цель Истинного Христианства” [5, c. 174]. Однако у русских масонов возникает идея разделения церкви на “Внешнюю” и “Внутреннюю”. Идея “внутренней церкви” основывалась на сочинении Гаугвица “Пастырское послание” 1785 года, которое имело большое значение для русских масонов. Эта работа провозглашает орден розенкрейцеров “внутренней или истиной церковью Христовой” [6, с. 155], а православие, оставаясь “внешней религией” является одним из обязательных средств приобщения к “внутренней”. Таким образом, русское масонство сохраняет важность православия. Интересное замечание по этому поводу делает Ю. В. Стенник, который считает что изначально сами “руководители розенкрейцерского ордена в Германии, в частности Вельнер, связывали именно с русской православной церковью идею возрождения истинного христианства, носителем которого, по их мнению, изначально являлся Орден у своих истоков. По их мнению, при разделении христианской церкви греческая оказалась более «правильной», нежели искаженная римская, православие же напрямую продолжало греческую/византийскую традицию” [7, с. 85].
В качестве подтверждения такого отношения к православию среди русских масонов можно привести также ещё один факт. Как известно, во время гонений вопрос об отношении масонов к православию всегда ставился довольно остро, в связи с чем масонов часто проверяли на предмет знания православных канонов. Так в январе 1785 года митрополиту Платону было доверено проверить по этому поводу Н. И. Новикова. М. Н. Лонгинов приводит слова митрополита, которыми он отчитался перед Екатериной II о проверке: “Как пред Престолом Божиим, так и пред престолом твоим, Всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, Всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но во всем мире были христиане таковые как Новиков” [8, с. 34- 35]. Такое высказывание ярко показывает отличное знание Н. И. Новиковым основ веры.
Тем не менее, среди всех масонов было отрицательное отношение к Российской Православной Церкви, но именно как к институту, поскольку масонство стремилось вернуться к оригинальной истинной христианской религии. Очевидно, что эта идея не нова, но если говорить о ней в контексте масонства, то наиболее ярко она проявилась именно в России. Эти тенденции в поиске истинного христианства, могли пойти на пользу православию, поскольку защищали религию. И С. Н. Некрасов замечает, что масоны делали попытки к соединению с православием, пытаясь заинтересовать в своём учении представителей духовенства. К сожалению, в период расцвета масонства этого не случилось, и тот же исследователь приводит слова, произнесенные одним из представителей духовенства: “Русское духовенство в общем своем составе по степени образования было недостаточно подготовленным к тому, чтобы достойно оценить религиозное движение (масонов. — С. Н.) и дать ему надлежащее направление в духе православной церкви” [9]. Но эти слова уже относятся ко второй половине XIX века, когда мистическое масонство себя практически не проявляло.
Стремясь вернуться к Истинному Христианству, масоны активно пользовались мистической литературой, в чем они не видели ничего противоестественного. Как справедливо замечает исследователь В. В. Кучурин: “ теософские и эзотерические учения они (масоны – Д. Ш.) считали соответствующими истинному христианству” [10]. Но не стоит переоценивать важность мистической литературы. Неоспоримый авторитет масоны оставляли за Священным Писанием, чему можно найти множество подтверждений. Например, Г. В. Вернадский приводит слова масона Краевича: “Во всех мистических книгах весьма много натуры, но в Св. Писании одна чистая благодать” [11, с. 127]. С таким почитанием Писания также связан и тот факт, что в деятельность “Библейского общества” было вовлечено большое количество масонов.
В условиях духовного кризиса мистическое масонство являлось необходимым этапом развития русского общества. Масонство в России - это уникальное, самобытное явление. “Российские масоны вписываются в отечественную духовную традицию; уже поэтому они не были простыми аналогами европейских братьев” [12, с. 15].
Литература:
1. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века http://www.gorodproshlogo.com/load/3-1-0-47
2. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. – 1995, №1. – С. 76 - 92
3. Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства – Екатеринбург, 1995 – 398 с.
4. Тарасов Е. И. Московское Общество розенкрейцеров (Второстепенные деятели масонов)// Масонство. Т.2 – М.: СП «ИКПА», 1991 – С. 1 - 27
5. Лопухин И. В. Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов// Масонство и русская культура – М.: “ИСКУССТВО”, 1998 – С. 150 - 179
6. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II – Петроград: Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дела, 1917 – 285 с.
7. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. – 1995, №1. – С. 76 - 92
8. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты - СПб.: Лань, 2000 – 671 с.
9. Некрасов С.Н. Философско-этические идеи масонства в России http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=993
10. Кучурин В.В. Мистицизм и западно-европейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII – первой половине XIX в.: опыт междисциплинарного исследования http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/slovo_misl/kutchurin.htm
11. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II – Петроград: Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дела, 1917 – 285 с.
12. Новиков В.И. Масонство и русская культура// Масонство и русская культура – М.: “ИСКУССТВО”, 1998 – С. 5 - 50