В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия педагогическая технология.
Ключевые слова: образовательные, педагогические технологии, технологический подход к обучению
The article presents an analysis of some scientific and educational research concepts of educational technology
Key words: educational technology, technological approach to teaching
В педагогической науке и практике появляются и получают развитие педагогические технологии. В источниках как научного, так и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.
Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, позволило получить более полное представление о педагогических технологиях, как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.
Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)[1]. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов)[2]. Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов)[3].
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)[4].
В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех. За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [5].
Долгое время считалось, что если найти определенные приёмы или методы, то желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила множество средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения не всегда были однозначны.
Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.
Особенность преимуществ применения современных образовательных технологий: меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе - контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Понятие "образовательная технология" является более
широким, чем "педагогическая технология" (для
педагогических процессов), так как образование включает, кроме
педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические,
управленческие, культурологические, психолого-педагогические,
медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С
другой стороны, понятие "педагогическая технология"
относится ко всем разделам педагогики.
В зарубежной литературе
используются следующие близкие термины:
technology in education - технологии в образовании,
technology of education - технологии образования,
educational technology - педагогические технологии.
Зарубежные подходы к определению педагогических технологий представлены как
определениями, которые связанны с использованием в педагогическом процессе различного оборудования, так и определениями, основанными на комплексном использовании технических и человеческих ресурсов.
Например, М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.
Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации: оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства.
Д. Финн заметил, что только наивные люди считают, что технология это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Но это и способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина».
П.Д. Митчелл в результате анализа более ста источников, связанных с изучаемой дефиницией, считает, что педагогическая технология это область исследования и практики в рамках системы образования, имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов.
На основе анализа публикаций зарубежных и российских исследователей можно сделать следующие выводы.
Технологический подход к обучению означает:
1.Постановку и формулировку учебных целей, ориентированных на достижение предполагаемого результата обучения.
2.Организацию хода обучения в соответствии с учебными целями.
3.Оценку текущих результатов и их коррекцию.
Признаки педагогической технологии:
цели (для чего необходимо преподавателю ее применять);
наличие диагностических средств;
закономерности взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие программировать педагогический процесс;
система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.
В связи с этим значимыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях
Таким образом, педагогическая технология обучения может рассматриваться как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Литература:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.// Издательство: Педагогика - 1989.
Чошанов М.А. Дидактика и инженерия //Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, -2010 г.
Монахов В. М. Методологические основы теории // 2006 г. - Педагогический журнал Казахстана "Коллеги"!
Кларин М.В. Развитие "педагогической технологии" и проблемы теории обучения //Советская педагогика – 1984 - № 4, с. 117-122
Сакович С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании // URL: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles.php