Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.
Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений:
Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;
Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.
Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:
обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;
защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
обеспечение безопасности и обороны страны:
рациональное использование земель.
Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование).
- Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).
Схема 1. Основные принципы земельного законодательства.
Принцип |
Содержание |
|
|
|
Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не нанесет ущерба окружающей среде. |
|
Использование и охрана земель должны обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье. |
|
Все прочно связанные объекты с земельными участками следуют их судьбе, за исключением, установленными федеральными законами. |
|
Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (леса первой группы), особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается федеральными законами. |
|
Любое использование земли осуществляется за плату за исключением, установленным законом. |
|
Правовой режим земель определяется исходя из их функционального назначения (категории) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законов. |
|
Правовой режим должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы. |
|
Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при гарантии каждому гражданину свободно владеть пользоваться и распоряжаться своими земельными участками. |
|
|
|
Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране. |
Функции государственного регулирования земельных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными требованиями к организации использования и охраны земель:
Учетная функция:
экологический мониторинг;
ведение земельного кадастра;
всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;
системность учета;
дифференцированность учета земель;
достоверность учета;
непрерывность учета;
единство методики учета;
гарантированность учета.
Распределительная функция:
проведение землеустроительных работ;
изъятие земель, используемых с нарушениями закона;
принудительный выкуп земель для общественных нужд;
предоставление земель в собственность, аренду, пользование.
Рационального использования земель:
экономическое и налоговое стимулирование;
ответственность за нарушение земельного законодательства;
введение нормативов деятельности на земельных участках;
меры по рекультивации земель;
выделение территорий с особым режимом использования.
Охранная функция:
в отношении объектов землепользования;
в отношении субъектов земельных отношений;
устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.
Контроль за использованием и охраной земель:
проверки, экспертизы проектов использования земель;
мониторинг использования земель;
соблюдение целевого характера использования земель;
предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства.
Функции государственного регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением в системе регулирования, а также юридическими последствиями:
Российская Федерация:
установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;
установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;
государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;
установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;
изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;
разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;
управление и распоряжение землями федеральной собственности.
Субъекты Российской Федерации:
изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;
разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;
иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;
управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления:
изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;
управление и распоряжение муниципальными земельными участками.
Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.
Литература:
Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).
Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с. – (Кодексы и законы России).