При выполнении студентами дипломных и курсовых работ, связанных с моделированием асинхронного двигателя, возникает необходимость увеличения вариантов их модификаций. Одним из способов решения этой задачи является возможность выразить электромагнитный момент через различную комбинацию переменных токов и потокосцеплений двигателя [1, c.238] и [2]. Данная статья позволяет сформировать у студентов представление об одном из множества вариантов моделирования АД в «Matlab-Simulink». Вывод уравнений даем без сокращений, т. к. важен не только конечный результат, но и путь, ведущий к цели.
Основные уравнения математической модели АД, записаны в векторной форме в относительных единицах, имеют следующий вид [3]:
Рассмотрим асинхронный двигатель с К.З. ротором (), кроме того, определим электромагнитный момент по следующей формуле [1, с.238]
Из последнего уравнения выделим , которые в дальнейшем подставим в уравнение (1):
В уравнение (1) сделаем следующие преобразования:
Вещественную ось обозначим , а мнимую через . Пространственные векторы в этом случае раскладываются по осям:
Подставим эти значения в уравнения и, приравняв отдельно вещественные и мнимые части, получим:
-
С учетом электромагнитных моментов система уравнений в операторной
форме
примет вид:
- (1)
- (2)
- (3)
- (4)
- (5)
- (6)
- Структурная схема для уравнений (1) и (2):
- Структурная схема для уравнений (3) и (4):
- (1)
Рассмотрим трехфазный асинхронный короткозамкнутый двигатель со следующими номинальными данными и параметрами схемы замещения [4].
Номинальные данные:
номинальная мощность…………………………………………………
номинальное фазное напряжение……………………………………..
номинальный фазный ток……………………………………………...
номинальная частота……………………………………………………
номинальная синхронная скорость……………………………………
номинальная скорость ротора………………………………………….
номинальный КПД……………………………………………………...
номинальный коэффициент мощности……………………………….
число пар полюсов………………………………………………………
Параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте:
активное сопротивление обмотки статора…………………………….
индуктивное сопротивление рассеянья обмотки статора……………
активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к статору….
индуктивное сопротивление рассеянья обмотки ротора, приведенного к статору…………………………………………………………………………
главное индуктивное сопротивление…………………………………..
Суммарный момент инерции двигателя и механизма, приведенный к валу двигателя:
Базисные величины системы относительных единиц.
В качестве базисного значения моментов двигателя и статического механизма выбираем значение электромагнитного момента двигателя в номинальном режиме:
где – коэффициент, учитывающий различие значений электромагнитного момента и момента на валу двигателя в номинальном режиме.
В качестве базисной мощности выбираем значение электромагнитной мощности двигателя в номинальном режиме, определяемое по следующей формуле:
Относительные значения параметров схемы замещения двигателя.
Механическая постоянная времени системы «двигатель-механизм» составляет:
Значения безразмерных коэффициентов в уравнениях, рассчитанные по выражениям, приведенным выше:
Модель АКЗ, построенная по уравнениям (1) – (6), представленная на рис. 1.
На вход модели в момент времени подаются напряжения , , (), тем самым реализуя прямой пуск.
Осциллоскопы измеряют относительные значения электромагнитного момента и скорости. Результаты моделирования представлены на рис. 2. Они показывают, что при прямом пуске вначале наблюдается значительные колебания момента. Такие же колебания наблюдаются в токе и скорости.
Рис. 1.Полная модель АКЗ во вращающейся системе координат с переменными
Рис. 2. Результаты моделирования, относительные значения электромагнитного момента и скорости (=1).
Литература:
Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов
переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. 654 с.
Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем Matlab 6.0: Учебное пособие. – Спб.: Корона принт. 2001. – 320с., ил.
Емельянов А.А., Клишин А.В., Медведев А.В. Математическая модель АД в неподвижной системе координат с переменными [Текст] / Молодой ученый. – 2010. -№4. – С. 8-24.
Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 361 с.