Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат определяет перспективы развития страны и будущее состояние экономической системы. [1, с.54]
Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования и налогообложения бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения важнейших политических и экономических проблем. Однако для стабильного экономического роста и технического прогресса государственных инвестиций недостаточно. Определяющее значение в такой ситуации приобретают частные, отечественные и иностранные, инвестиции. Именно благоприятный инвестиционный климат позволяет увеличить приток частных инвестиций, а также конкурировать России на международных рынках капиталов.
В условиях глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Для интеграции России в международное экономическое сообщество необходима разработка эффективной инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дифференциации экономики и развития народного хозяйства в целом и основывающейся в большей степени на предложениях и пожеланиях потенциальных иностранных инвесторов. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия нашей страны в мировой экономике и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
До 2007 г. наблюдалось стабильное увеличение притока иностранных инвестиций в российскую экономику, так в 2007 г. было инвестировано 120,9 млрд. долларов. В 2008 г. в связи с кризисными явлениями в экономике и финансовой нестабильностью объем инвестиций снизился и составил 103,8 млрд. долларов. Однако темпы снижения инвестиций в российскую экономику были не столь высоки, по сравнению с развитыми странами, что в первую очередь связано с тем, что в посткризисный период наиболее привлекательными объектами инвестирования являются экономики развивающихся стран.
В 2009 г. продолжалось снижение объёма иностранных инвестиций, который был равен 81,9 млрд. долларов. По данным на конец июня 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял 262,6 млрд. долларов (это на 8,3 процента больше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года), из которых [2]:
- прямые инвестиции — 40, %;
- портфельные инвестиции — 4,2 %;
- прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,2 %.
В первом полугодии 2010 г. в экономику России поступило 30,4 млрд. долларов иностранных инвестиций (что на 5,5 процента меньше, чем в 2009 году), из них 5,4 миллиарда долларов прямых инвестиций (что на 11 процентов меньше уровня первого полугодия прошлого года). По данным на март 2010 г. наибольший приток иностранных инвестиций был из Кипра (52,2 млрд. долларов), Нидерландов (43,3 млрд. долларов) и Люксембурга (36,4 млрд. долларов). [4]
В сентябре 2009 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. [4]
При заметном падении объёма инвестирования, по сравнению с докризисным периодом, в последние годы наблюдается тенденция к стабильному увеличению притока иностранных инвестиций в Россию.
Для активизации механизма привлечения иностранного и отечественного капитала, следовательно, стабилизации экономического развития России, невозможно обойтись без государственного вмешательства. Необходима четкая инвестиционная стратегия государства, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в наиболее перспективные отрасли экономики [1,с.57].
Основные направления улучшения инвестиционного климата определены Правительством РФ:
1. Сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов, в том числе за счет:
• строительства производственных объектов, включая вопросы технического регулирования, в том числе строительство по европейским стандартам;
• сокращения отраслевых административных барьеров;
• страхования ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.
2. Оптимизация миграционного режима.
3. Минимизация государственного воздействия на реальный сектор экономики посредством приватизации и реорганизации государственных предприятий.
4. Развитие инфраструктуры.
5. Меры налоговой политики, направленные на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики.
6. Совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики.
7. Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.
8. Координация сопровождения инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов.
В целях улучшения инвестиционного климата Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия полномасштабных структурных реформ. Так 2007 г. была принята концепция «Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». Программа предлагает ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного имиджа России за рубежом и продвижение национальных и региональных российских брендов. Кроме того, программа направлена на привлечение иностранных инвесторов, которые пока мало представлены на российском рынке.
В 2009 г. была утверждена «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации». Мероприятия концепции направленны на совершенствование процедур таможенного оформления. Особое внимание уделяется значительному сокращению сроков оформления и объема предоставляемой информации и документов, переходу на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных деклараций и документов на бумажных носителях, максимальному сокращению в таможенном законодательстве отсылочных норм, а также нормам, требующих издания ведомственных нормативных актов.
С целью сокращения
административных барьеров при реализации инвестиционных проектов
постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в
постановление от 04.12.2000 № 921 «О государственном
техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов
капитального строительства». Также внесены изменения в
Градостроительный кодекс, которые касаются упрощения процедуры
получения разрешений на строительство на основания заключения
негосударственной экспертизы.
Планируется принятие поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза, касающихся упрощения процедур таможенного оформления экспорта высокотехнологичных товаров и машинно-технической продукции и создающих условия для развития экономических таможенных процедур. Дорабатывается закон «О таможенном регулирование в Российской Федерации», акцент при этом делается на упрощении таможенных процедур применительно к несырьевым товарам и сокращении перечня документов, предоставляемых при их экспорте.
Значительное влияние на инвесторов оказывают различного рода налоговые льготы. В связи с этим планируются мероприятия по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие комплекс налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию экономики. С учетом этого принимаются стимулирующие меры, в частности, освобождение от налога на прибыль организаций при реализации ценных бумаг, сроком владения свыше 5 лет и размере владения не менее 10 %, а также организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.
По итогам совещания по проблемам инвестиционного климата в России, состоявшегося 2 февраля 2010 года, Правительству России в целях улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности в российской экономике было дано поручение подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на оптимизацию миграционного режима для приглашенных на работу иностранных граждан организациями, реализующими инвестиционные, научные, высокотехнологичные проекты на территории Российской Федерации.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 19.05.2010 №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающий меры по оптимизации миграционного режима для приглашенных на работу иностранных граждан организациями в части введения упрощенного порядка выдачи виз и разрешений на работу, в том числе сроков рассмотрения документов, увеличения сроков их действия до 3 лет, упрощения миграционного учета при перемещениях внутри страны, а также возможности отказа от системы квотирования в отношении высококвалифицированных сотрудников.
В мае 2010 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов на лондонской конференции, которая посвящена инвестиционному потенциалу стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), сообщил, что инвестиционный климат в России меняется в лучшую сторону. Первый заместитель председателя Правительства РФ подчеркнул, что у инвесторов есть реальные возможности вкладывать средства в инфраструктурные проекты по всей территории России. Игорь Шувалов отметил, что в настоящее время проявляется огромный интерес к сделкам в регионах по локальной энергетике и другим инфраструктурным проектам.
Федеральные власти предпринимают и другие шаги для привлечения иностранных инвесторов. К началу 2011 года Министерство Экономического Развития РФ планирует запустить сайт для иностранных инвесторов, раскрывающий процедуры и правила для работы с российскими инвестиционными объектами. Новый сайт на русском и английском языках позволит иностранным инвесторам узнать актуальную информацию о России, о процедурах и правилах ведения бизнеса в России. Также будет предусмотрен канал обратной связи с потенциальными иностранными инвесторами. [3]
В настоящее время функционирует Национальный Совет по развитию инвестиционного климата - это некоммерческая организация, объединяющая предпринимателей, бизнесменов, финансистов, имеющих схожее видение в отношении развития экономики России и готовых поддерживать его в форме общественной деятельности. Цель Совета — найти взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, включая государственные органы, для улучшения инвестиционного климата в России в целом, путём анализа ситуации и выработки конкретных предложений. [2]
Для России в современных условиях особенно актуальна проблема привлечения иностранных инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата. Иностранные инвестиции способствуют развитию отраслей экономики, что приводит к появлению новых рабочих мест и возникновению спроса на квалифицированную рабочую силу. Кроме того, иностранный капитал совершенствует рыночные методы хозяйствования, что, несомненно, ускоряет проведение экономических реформ в России и делает их более эффективными.
Литература и источники:
1. Григорьев, Л. Инвестиционный климат в России (доклад к 15 съезду РСПП) экспертный институт / Л. Григорьев // Вопросы экономики. – М., 2006. – № 5. – С. 48 – 77.
2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Краснодар, [2010]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Российская газета «Экономика» [Электронный ресурс]. – Краснодар, [2010]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/08/19/rosstat-anons.html
4. Федеральная служба Государственной статистики «Об иностранных инвестициях в I квартале 2010 года» [Электронный ресурс]. – Краснодар, [2010]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/102inv20.htm