Сравнение патопсихологических и нейропсихологических методов исследования нарушений мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 8702 раза

Библиографическое описание:

Скрипка, Е. Ю. Сравнение патопсихологических и нейропсихологических методов исследования нарушений мышления / Е. Ю. Скрипка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3225/ (дата обращения: 19.12.2024).

На сегодняшний день психиатрическая практика предполагает всё более расширенное участие психологов в решении отдельных вопросов. Таковыми являются, в первую очередь, дифференциальная диагностика психических заболеваний, мероприятия по поиску новых форм и средств обследования больных, разработка реабилитационных и психокоррегирующих рекомендаций, различные мероприятия по профилактике инвалидизации и др.

Прикладной областью психологии, которая направлена на решение задач психиатрической клиники, является патопсихология. Также в арсенал диагностических методов клинических психологов включены методы клинической нейропсихологии.

Как патопсихологические, так и нейропсихологические методы позволяют получить полноценную картину психического нарушения, выявить различные особенности нарушений мышления, а также сопоставить полученные данные для полноценного анализа дефекта.

В чём же состоит отличие данных методов?

Согласно определению Б.В. Зейгарник (1969), патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии.

В патопсихологическом исследовании мышление выступает как усвоение и использование знаний. Однако это усвоение происходит не в виде простого суммирования фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на систему понятий, которые дают возможность «отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах».

В патопсихологическом исследовании мы используем классификацию нарушений мышления Б.В. Зейгарник, которая выделяла нарушения операциональной стороны мышления, нарушения логического хода мышления, а также нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления.

При использовании патопсихологических методик, мы в первую очередь исходим из задачи исследования, что в некоторых случаях может способствовать субъективности психолога, поскольку его действия направлены на выявление того, о чём он заранее предполагает. В соответствии с задачами исследования осуществляется подбор методического материала.

Нейропсихологическое обследование имеет две основные задачи - дифференциальная топическая диагностика и описание структуры нарушений психических функций на основе синдромообразующей составляющей в виде указания на нарушение фактора (факторов), лежащего в основе их дефицитарности и функциональных перестроек

Исходя из теории высших психических функций Выготского, мышление существует благодаря взаимодействию высоко дифференцированных мозговых структур, каждая из которых вносит свой вклад в динамическое целое, и участвует в функциональной системе на своих собственных ролях.

А.Р. Лурия, основоположник отечественной нейропсихологии, уделяет внимание анализу нарушений продуктивного мышления, которые могут наступить при локальных поражениях мозга. Лурия отмечает поэтапное протекание мыслительного процесса – от выделения конкретной цели, которая бы сохранялась на протяжении всей деятельности, далее к предварительной ориентировке в условиях поставленной задачи, затем к этапу, на котором формируется гипотеза или схема действий, далее – переход к подбору правильных операций, и к процессу осуществления их. При проведении исследования внимание концентрируется в том числе на анализе того, на каком из этапов возникают нарушения мышления.

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А.Р. Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трёх блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций. Мышление является сложнейшей психической функцией, для осуществления которой требуется констелляция работы множества различных отделов мозга. Анализируя данные, исходя из модели блоков мозга, можно судить о наличии физиологических нарушений той или иной локализации.

Следует отметить, что использование нейропсихологических проб всегда комплексное и следует отработанной схеме.

Таким образом, можно придти к выводу, что основная разница между патопсихологическими и нейропсихологическими методами заключается в способе анализа полученных данных, а также в рассмотрении разных сторон одного и того же процесса – мышления. Если патопсихологическое исследование направлено на изучение непосредственной феноменологии, то есть того, что мы видим в клинике, то нейропсихологическое производит анализ и сопоставление первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз. Точность нейропсихологических методов составляет до 97%, что подтверждено результатами зарубежных исследований.

Патопсихологические методики, построенные на количественном анализе данных, предоставляют возможность получить данные о структуре личности. В исследовании нарушений мышления анализ личностных качеств имеет огромное значение, поскольку познавательная деятельность в немалой степени определяется личностными диспозициями, а также особенностями мотивационной сферы.

Ограничение нейропсихологии состоит в том, что её методы не предназначены для изучения личности, поскольку личность человека невозможно свести к психическим процессам. Сфера, которую затрагивает нейропсихологическая диагностика – это исследование эмоционально-личностных нарушений, которое включает в себя оценку эмоциональных состояний, сознания.


Литература:

1. Ениколопова, Е.В. Новые методы нейропсихологического исследования / Е.В. Ениколопова. – М., 1989. – С.51-63.

2. Зейгарник, Б.В. Патология мышления / Б.В. Зейгарник. – М. : Издательство Московского университета, 1969. – 380 с.

3. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 208с.

4. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия . – М. : Академический проект, 2000. – 354 с.

Основные термины (генерируются автоматически): данные, мышление, нарушение, нарушение мышления, психическая деятельность.


Задать вопрос