Вопросы профессиональной социализации в семье являются актуальными и важными для узбекской семьи. Так как профессиональная социализация внутри семьи, как традиционно, так и в нынешнее время, активно практикуется. И данном ракурсе семья является клечевым звеном подготовки требуемых специалистов в различных сферах деятельности. Учитывая что Узбекистан перешел на рыночные экономические отношения и всячески развивает малый и средний бизнес, то вопрос о профессиональной социализации в семье становится злободневным в нескольких ракурсах: и для самих семей, и для подрастающего поколения, в плане их профессиональной подготовки и подготовленной интерграции в жизнь социума, и для системы образования, и для развития экономики страны.
В Узбекистане некоторые профессиональные навыки и умения, касающиеся национальных ремесел и кустарного производства передавались из поколения в поколение именно в институте семьи, и семья являлась полигоном формирования специалистов.
Что является семейным обучением?! Семейное обучение это организация педагогического процесса в рамках и условиях семьи, с использованием возможностей, традиций, целей семьи, и галвной задачей семейного обучения является формирование специалиста.
Как в недавнем прошлом, так и многие тысячалетия назад, ремесленные и кустарные производства являлись семейным делом, делом чести и достоинства. Семейный выбор производственного дела становилось основной социализации всей семьи, ее главным атрибутом, на базе которого общество опрелеляло данной семье ее социальный статус. После независимости в Узбекистане национальные традиции семейного образования и профессиональной социализации процесса обучения были возрождены. Сегодня, когда были профессионально восстановлены и государством юридически защищены институты ремесленного и кустарного производства, спрос на семейное образование в различных ее формах все более развивается и широко используется. Среди широко применяемых в нынешнее время, но тардиционно существовавших национальных ремесел и кустарных производств, можно перечислить следующие виды работ:
хлебопечение (нонвойлик, узбекские лепешки);
золототкаческий и златошвейный промысел (зурдўзлик - шитье халатов золотыми нитками, парчовых халатов);
золотых дел мастер (заргар - ювелирное исскусство);
профессия живописца (наққошлик);
гончарное ремесло (кулол);
производство и сооружение тандыров (тандирсоз - печей для печки лепешок);
производство и вышивание тюбетеек (дуппидўзлик);
знахарство, т.е. народная медицина (табиблик);
строительство домов (қурувчи);
сооружение для зимнего периода сандалов, специальных сооружений, служащих для согрева помещения и людей (сандалсоз);
поварное искусство (ошпаз);
подготовка образованных женщин-педагогов, которые обучали женщин грамоте, давали образование по гуманитарным наукам (отин ойи);
сооружение сундуков (сандиқдўзлик);
сооружение национальных спальных убаюкивающих кроваток для новорожденных (бешикдўзлик);
изготовление детских игрушек (қўғирчоқсозлик);
ткачество, в особенности натурального шелкового атласа и мн. др.
В народном творчестве узбеков можно найти очень много примеров, когда именно профессиональное качество становилось основой формирования различных пословиц, поговорок, песен и танцев. Например, «Цену золота может оценить только ювелир» (Зар қадрини заргар билади), “В доме горски муки нет, но есть два тандира” (Уйда чакса уни йўқ, том бошида қўш тандир – это сказано о спесивом человеке), “Бош омон бўлса, дўппи топилади” (Была бы голова цела, а тюбетейка найдется), Дўппини ерга қўйиб ўйламоқ” (Серьёзно обдумать, буквально – Спокойно подумать, поставив тюбетейку на землю), Тилла сандиқ очилди, ерга бодом сочилди” ( Открылся золотой сундук, и на землю посыпался миндаль) и др.
Особенности педагогического процесса в семье характерезуется тем, что именно родители, часто отец, или мать, выступают в роли педагога, человека, который целенаправленно организует, направляет и производит процесс обучения. Для них, т.е. для родителей собственные дети являются субъектом обучения. Но довольно часто родители не имеют специального педагогического образования. Поэтому они организуют данный процесс стихийно, на основе рефлексации происходящего момента и определения тех или иных прерогатив. В семейном обучении и речи не может быть о научном подходе. Данный процесс зависит от многих составляюших, что вредит качеству обучения, так как данный процесс можно прервать в любое время (нужно посмотреть за младшим братом), можно отказаться о него (сегодня не занимаемся, так как свадьба у родственников), в данном процессе нет его всесторонней разработанности (учебных планов, эпатов передачи материала и организации учебного процесса, учебников, методических разработок), волеизъявления самого учащегося (т.е. часто родители решают за детей, что они будут обучаться тому или иному ремеслу), в данном процессе не всегда соблюдаются педагогические нормы и условия труда ( получили заказ, выполняется вразрез усталости или сна) и т.д.
Но не смотря на эту внешнюю профессиональную некомпетентность обучающего персонала и отсутствие методических вспомогательных материалов, в семейном обучении результативность процесса обучения бывает очень высока. Потому что, в данный процесс имеет такие особенные характеристики, которые способствуют полноценному и всестороннему овладению профессией, как:
а) Именно семейно передается самая необходимая, важная и секретная информация о профессии, которая способстсвует разработке продукта наивысшего качества и формирует человека-профессионала - мастера своего дела. Внутри этой секретной информации находятся и секретные условия производства, и ингридиенты, необходимые в каждом конкретном случае, и технология производства, и способы работы, и мастерство производителя. В узбекской семье традиционно такие секреты передавались чужим только в том случае, если у семьи не было продолжителя рода, т.е. не был рожден мальчик, или ребенок.
б) Семейное обучение изначально направлено на результативность. Если нет результативности, то и семейного обучения не будет. Т.е. если семейное обучение не справляется задачей передачи необходимых знаний, то оно отказывается, отказывается не от себя, как способа организации обучения, оно отказывается от ученика, находит именно такого, кто будет способствовать не только передачи знаний и навыков, но и будет способен сохранить и развить традиции. Именно передача всей накопленной бызы данных, всех навыков и умений является основной целью семейного обучения. Для семейного обучения важно, чтобы подготовленный специалист мог давать запланированный результат. Таким образом, результативность семейного образования при обучении ремеслам и кустарному производству основывается не на насышенности учебного процесса различными педагогическими технологиями и методами (хотя здесь также наблюдается активность и изобретательность), а на подборе наиболее совершенной кандидатуры для их передачи.
в) Семейное обучение это – непрерывное обучение. Оно может происходить в любое время, и в любых условиях. Семейное обучение это на самом деле реально внедренный в жизнь и деятельность конкретного индивидуума интерактивный педагогический процесс, в котором постепенно, закономерно, целенаправленно и рефликтивно созревает, т.е. формируется будущий специалист. В семейном образовании есть полноценный, доступный, основанный на обоюдном доверии, личностный контакт. Ученик может спросить у преподавателя тот или иной вопрос именно тогда, когда он будет готов задать этот вопрос. И получит ответ на него, так как прежде всего в образовании, в формировании данного ученика заинтересован педагог. В семейном образовании – формирование специалиста является жизненной позицией педагога, его стремлением и целью. Есть большие плюсы в этом, ученик интересуется проблемой, и именно тогда, когда он эмоционально, эмперически, диалектически и умственно готов к получению ответа, тогда он его и получает. Социальный заказ в умах и чаяниях ученика, помогают ему быстрее и результативнее осваиваить заданный урок. Данная непрерывность и основательность дает свои плоды, в виде результативности всего педагогического процесса.
г) Семейное обучение – это национальные и семейные традиции, мораль, эстетика и духовная направленность конкретной семьи. Поэтому, семейное образование это часть духовно-нравственной составляющей всего общества. Это образец саморегуляции, самодеятельности, самоопредения общественных институтов. Поэтому, сегодня семейное образование необходимо признать как неформальную часть системы образования государства.
д) 2011 год в Узбекистане объявлен годом развития малого и среднего бизнеса. Одним из активно формирующихся направлений малого и среднего бизнеса в Узбекистане является развитие народных ремесел и кустарного производства. Т.е. развитие государственности, экономики страны, малого и среднего бизнеса нельзя представить без народных промыслов. Следовательно, необходимо поощрять и развивать семейное образование, направленное на передачу знаний, навыков и умений по национальным ремеслам. Необходим научный педагогический подход к семейному образованию. Необходимо насыщать и вооружать семейное образование современными новыми педагогическими методами и технологиями. Нужно переосмыслить опыт и деятельность семейного процесса обучения, для определения необходимых трансформаций.
е) Семейное образование в Узбекистане заполняет необходимую нишу в системе образования. Но, семейное образование несмотря на то, что оно формирует специалистов пока официально не признано. Оно продолжает действовать вне системы официального образвания. Хотя и для семейного образования важны такие вопросы, как обмен педагогическим опытом, обмен педагогических форм, способов, технического оснащения и вооружения новыми технологиями. Поэтому, крайне важно включать семейное образование в широкомасштабную деятельность по развитию инновационной педагогики.
Таким образом, семейное образование в Узбекистане имеюет свои исторические корни и сегодня важно использовать потенциал семейного образования для развития малого и среднего бизнеса, для продвижения страны по пути прогресса.