В современных условиях, переход экономики на инновационный тип развития сопровождается, как правило, процессом диверсификации хозяйствующих субъектов, который позволяет реорганизовать хозяйственный комплекс, развивая наукоемкое производство и обеспечивая экономический рост региона.
Согласно исследованиям, роль инновационной составляющей
социально-экономического развития, является основным катализатором
экономического роста. При этом следует учитывать необходимость
использования институционального подхода при изучении процессов
формирования экономики нового типа. Между экономическими отношениями,
складывающимися в процессе инновационной деятельности, мерами их
хозяйственного регулирования и самими инновационными процессами в
национальной экономике существуют сложные взаимосвязи. И это в свою
очередь требует анализа сущности и тенденций инновационного развития,
выяснения противоречий, негативно сказывающихся не только на
экономических результатах непосредственных производителей
инновационного продукта, но и на скорости инновационных
преобразований.[1].
Многообразие инновационных преобразований
определяется особенностью модели институциональной среды, которая
отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и
исторические особенности территории. Процессы взаимодействия
структурных элементов основаны на правилах и нормах, которые
осуществляются с помощью организационных механизмов. Все это, в
совокупности, образует институциональную среду, которую следует
рассматривать, как базовую составляющую промышленного комплекса
инновационного типа развития в регионе. Формирование
институциональной среды инновационного развития подвержено влиянию
экономических, социальных, демографических и географических факторов,
что определяет специфику институциональной региональной среды [2].
При определении приоритетов социально-экономической политики, затрагивающих промышленную сферу рассматривают сбалансированное развитие различных отраслей промышленности, что позволит обеспечить условия перехода экономики на новый уровень устойчивого роста.
Отраслевая и территориальная структура экономики Чеченской Республики сформировалась под воздействием природно-географических и социально-демографических особенностей, представляющая собой многоотраслевой комплекс, в составе которого функционируют машиностроение, нефтедобывающая, строительная, пищевая отрасли. Проблема концентрации промышленного потенциала Чеченской Республики, главным образом, в г. Грозном, вызывала диспропорции в уровне социально-экономического развития республики и отражалась на инвестиционной и инновационной привлекательности.
В настоящее время, создание конкурентоспособной промышленности, разработка механизмов, стимулирующих инновационное развитие, даст импульс к подъему экономики республики в целом и дисперсному размещению промышленного потенциала. Осуществлять производство конкурентоспособной продукции возможно лишь при выявлении и использовании интеллектуальных ресурсов и разработки инновационной политики развития промышленности.[3].
Наиболее важным в инвестиционной политике Чеченской Республики, является необходимость восстановления и строительства новых современных высокотехнологичных предприятий, ориентированных в первую очередь на использование местных природных ресурсов путем привлечения инвестиций, как в виде финансовых средств, так и новых технологий и оборудования.
Основным приоритетом в промышленности региона, следует рассматривать некоторые направления в развитии - строительство предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения и металлообработки, в том числе развивающейся автомобильной отрасли, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности, энергетики, полимерного производства, сборочного производства, с привлечением новых инвесторов в экономику республики, с использованием разных форм собственности. Важнейшим условием привлечения инвестиций, для развития промышленного сектора, является формирование благоприятного инвестиционного климата и процесса вовлечения инвесторов, в том числе из регионов России, и других стран. Необходим комплекс мер по стимулированию привлечения внешних инвестиций, среди них ведущее место должны занимать механизмы страхования всех видов рисков, набор региональных льгот и покрытие расходов на создание части инфраструктуры.[4].
Последовательная политика региональных органов власти по формированию инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности послужит успехом в реализации инновационной стратегии в Чеченской Республике. Для перевода экономики на инновационный путь развития требуется полноценная инфраструктура. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что бюджетные средства целесообразно использовать для создания и развития инновационной инфраструктуры в виде прямых инвестиций. Однако такие инвестиции желательно осуществлять в рамках государственно-частного партнерства путем объединения государственных ресурсов и предпринимательского сообщества. [2].
Реализация всех форм поддержки инновационной деятельности потребует, конечно, значительных затрат бюджетных средств. Однако опыт передовых стран свидетельствует, что затраты на создание благоприятных условий для инновационной деятельности быстро окупаются. Рассмотрим лишь некоторые перспективные производства, которые получили конкретные очертания и новые направления в развитии промышленности, такие как автомобильная отрасль и энергетика. Введена в эксплуатацию первая очередь пускового комплекса по сборочному производству автомобилей на ГУП Аргунский завод «Пищемаш». Данное производство позволит создать ряд крупных современных высокотехнологичных предприятий и конкурентоспособную продукцию, которая будет способствовать динамичному развитию других отраслей экономики и увеличению научно-технического потенциала республики. Создание производства автомобилей и автокомпонентов в Чеченской Республике требует инвестиции в размере 12,0 млрд. руб., которые позволят в 2012 г. выйти на проектную годовую мощность в объеме 20 650,8 млн. рублей, что позволит создать более десяти тысяч рабочих мест, базы для роста высокотехнологичных, наукоемких, конкурентоспособных предприятий различных отраслей республики ориентированных на потребности, как регионального, так и внутреннего рынка страны, а также вспомогательных служб и предприятий малого бизнеса, которые будут образовываться вокруг ОАО «ЧеченАвто».[5.].
Кроме того, мультипликативный характер проекта, автоматически задействует развитие всей цепочки смежных отраслей промышленности, что значительно ускорит развитие социальной и инженерной инфраструктуры Чеченской Республики.
Развитие автомобильной промышленности приведет к ускоренному развитию смежных отраслей: литейного, полимерного производства, текстильной и легкой промышленности, а также развитию сети технического обслуживания. Организация производства автомобилей и автокомпонентов позволит промышленности Чеченской Республики войти в кооперативные связи с предприятиями других регионов Российской Федерации.
Такая отрасль как электроэнергетика решающим образом воздействует не только на развитие, но и на территориальную организацию хозяйства. Электроэнергетический комплекс Чеченской Республики представлен: ОАО «Нурэнерго», ГУП «Чечкоммунэнерго», сбытовыми подразделениями указанных предприятий, ведомственными электроэнергетическими подразделениями. Рост потребления электроэнергии составляет 10-11% ежегодно и по сравнению с 2005 г. возрос до 71%. Повышенное потребление электроэнергии, вызвано вводом в эксплуатацию восстановленных предприятий, объектов социальной сферы и жизнеобеспечения городов и районов. Дальнейший рост потребления связывается с вводом в строй новых комплексов социально-культурного назначения «Грозный-Сити», «Гудермес-Сити», «Парковый комплекс» и др. мощностью до 500,0 МВт. ОАО «Нурэнерго» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии в Чеченской Республике. [5]. Создание новой отрасли с использования гидроэнергетического потенциала реки Аргун, одно из приоритетных направлений развития промышленного комплекса Чеченской Республики. Использование энергетического потенциала горных рек республики, строительство каскада Аргунских ГЭС с привлечением иностранных специалистов фирмы «РИКО Групп» (Словения), по оценкам специалистов, проектная мощность которого, составит до 1000МВт обеспечит создание в период строительства до десяти тысяч рабочих мест и позволит в дальнейшем развивать энергоемкие производства. Реконструкция Аргунской ТЭЦ с увеличением мощности до 50МВт, позволит обеспечить промышленный район - Автопром, сахарный завод, завод железобетонных конструкций и население города Аргун электрической и тепловой энергией, трудоустроить до тысячи человек.
В настоящее время проводятся мероприятия по инвентаризации скважин, определено их техническое состояние, в том числе, Пятигорской инжиниринговой компанией «АВ Консалтинг» проведены для ГУП «Геотермальные воды», изыскания по добыче и транспортировке геотермальной воды в Грозненском, Гудермесском и Шелковском районах Чеченской Республики. Согласно расчетам специалистов, при суммарной инвестиции в 55,2 млн. руб.; период окупаемости составит 2,5 года, а приведенный доход – 4,5 млн. руб.[5].
Ускорению процесс диверсификации отраслевого состава промышленного комплекса, будет способствовать строительство газоперерабатывающего завода мощностью 500 млн. м3 в год и нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн.т нефти в год.
Разработано предварительное технико-экономическое обоснование строительства нефтеперерабатывающего завода, которое показывает экономическую эффективность строительства данного завода в Чеченской Республике. Продукты нефтепереработки: автобензин Евро-4,5, дизельное топливо Е-5, реактивное топливо ТС-1, мазут, позволят обеспечить внутренние потребности республики в горюче-смазочных материалах.
Одной из особенностей и проблем современного хозяйства Чеченской Республики, является значительная дифференциация территории по уровню социально-экономического развития, и, следовательно, важнейшими направлениями развития инновационного промышленного потенциала, являются факторы качественного улучшения производственных показателей: реконструкция и техническое переоснащение предприятий, загрузка неиспользованных производственных мощностей; производство качественной и конкурентоспособной продукции способной привлечь потребителей; освоение новых технологий, современных материалов, инженерного обеспечения и эффективной эксплуатации объектов; оптимальная кооперация предприятий на территории республики, обеспечивающая максимальное использование производственных мощностей; развитие инновационного потенциала и внедрение технологий с освоением наукоемкой продукции; оптимизация структуры промышленных предприятий и производства; создание новых интегрированных структур, развитие новых производств.
Таким образом, в современных условиях, когда инвестиционные возможности экономики региона значительно расширяются, обеспечение экономического развития связано с определением приоритетных отраслей экономики, обладающих значительным потенциалом и их целенаправленной поддержкой. Учитывая, что реальное экономическое состояние высокотехнологических отраслей сложное, а большая часть инвестиций региона уходит в топливно-энергетический комплекс и торговлю, обеспечить экономическое развитие региона можно за счет развития отраслей со значительным мультипликативным эффектом. К таким отраслям, и соответственно к приоритетам, относятся агропромышленный и топливно-энергетический комплекс, жилищное и дорожное строительство. Кроме того, регион обладает существенным потенциалом в сфере туристско-рекреационного комплекса и располагает значительными трудовыми ресурсами, эффективное использование которых может обеспечить рост экономики и повысить социальную стабильность в регионе.
Литература:
КрасноваЛ.В.Внутренние проблемы управления инновационной деятельностью// Проблемы экономики.- № 5., Издательство ООО «Спутник +». 2007.
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Национальная стратегия инновационного прорыва //Экономика и управление. – 2006. – №5.
Степанова Е.А Инновационная стратегия: потенциал, ограничения, предпосылки успешности// http// tisbi.ru
Кабалина В. Кларкс С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях// Вопросы экономики.-2001.№7
Годовой отчет об итогах деятельности Минэнергопрома ЧР. 2009 г.