В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.
Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, инновационные методы.
Система нашего образования все еще существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации, которая предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и приумножении лучших традиций отечественного образования.
Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» [1, с.69].
В Российской педагогической энциклопедии под “методом обучения” понимается система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования [4, с.566].
Модернизация методов обучения включает деловые, ситуативные или имитационные игры, тренинги, тесты для контроля знаний, творческую работу с понятийным аппаратом, решение тематических кроссвордов, проведение различных экспериментов, социологические исследования и пр. Чем более активную роль выполняет студент при изучении правовых дисциплин, тем более разносторонне развивается его личность, навыки будущего специалиста, проявляются гибкость, креативность и критичность мышления, а также привычка сосредотачиваться. Следует заметить, что при использовании современных методов обучения проявляют заинтересованность даже самые пассивные слушатели.
Особого внимания, в частности, заслуживают интерактивные методы обучения, которые предусматривают совместное обучение студента и преподавателя. Процесс обучения направлен на достижение конечного результата, то есть на коэффициент усвоения учебного материала средним студентом. Еще в 80-е годы XX столетия Национальным тренинговым центром США (штат Мэриленд) было проведено исследование влияния на уровень усвоения материала данной методики. Результаты исследования показали, что использование интерактивных методов обучения дает возможность «среднему студенту» усвоить от 75 до 90 % знаний, тогда, как во время лекции-монолога усваивается только 5 %. Таким образом, можно сделать вывод, что перспективным является использование в обучении интерактивных методик, которые создают среду для демонстрации навыков, наработки и проявления профессионализма [3, с.9].
Так как на практике сформировалась большое разнообразие методов, их предлагают классифицировать по различным критериям. Методы обучения можно классифицировать по следующим признакам:
– методы организации и осуществления учебно-преподавательской деятельности;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
– методы контроля и самоконтроля в обучении.
Благодаря оптимальной комбинации методов обеспечивается единство теории и практики [1, с.70].
В процессе правового обучения наиболее часто используют следующие методы:
– объяснительно-иллюстративный. Преподаватель объясняет студентам программный материал, вводит в их сознание новые элементы знаний, сообщает правовую информацию различными способами с использованием современных средств обучения;
– репродуктивный метод. С помощью системы логически взаимосвязанных вопросов преподаватель организует деятельность студентов так, чтобы они неоднократно воспроизвели ранее пройденный материал;
– метод проблемного изложения. Преподаватель в процессе организации занятий по праву моделирует в среде студентов определенную проблемную ситуацию и предлагает ее решение несколькими вариантами и выбирает наиболее рациональный;
– эвристический метод. Этот метод ориентирует студентов на поиск ответа на сложное, структурированное задание.
– исследовательский метод. Этот метод развивает интерес к обучению и обеспечивает творческое применение умений и знаний.
В процессе изучения правовых дисциплин эффективны также методы взаимодействующего обучения. К таким методам относятся: обсуждение или дискуссия; мозговой штурм; учебные группы; дебаты; взаимообучение; логическое структурирование; ролевые игры; консультативная группа; устные выступления, сообщения и т. д.
Выбор методов обучения может определяться: общими целями образования, воспитания и развития студентов; особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; временем, отведенным на изучение того или иного материала; уровнем подготовленности обучающихся; уровнем материальной оснащенности, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; уровнем подготовленности и личных качеств преподавателя.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для его проведения.
Методы обучения, как обобщенная педагогическая категория, независимо от их классификации, используются практически как совокупность сиюминутных действий педагога — приемов. Таким образом, каждый метод представляет собой систему методических приемов, которые составляют совокупность учебных ситуаций, направленных на достижение определенной цели. Элементы методов должны быть объединены логикой дидактического задания. Если метод — это способ деятельности, то прием — это отдельный шаг или действие в реализации метода. Чем шире арсенал приемов использует преподаватель в структуре метода, тем более эффективен этот метод.
Современная педагогическая практика применяет различные методические приемы обучения, среди которых наиболее важными для преподавания правовой теории является объяснение, логическое мышление и коммуникационные средства. Юридические дефиниции (государство, форма государства, функции государства, право, правотворчество, нормативно-правовой акт, права человека, обязанности человека, отрасль права, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д.) нужно раскрывать путем объяснения. А при решении правовых задач, когда необходимо установить суть правового вопроса и дать ему логическое, обоснованное объяснение нужно использовать прием логического мышления. С помощью этого приема, преподаватель разъясняет отдельные положения, продумывает серию взаимосвязанных вопросов и тем самым подводит слушателей к определенным выводам [2, с.73]. Кроме того, не менее важным для эффективного правового обучения студенческой молодежи является умелое использование научно-педагогическими работниками приемов словесной коммуникации.
Важное место в правовом образовании принадлежит наглядности, которая связана с визуальным и аудиовизуальним восприятием информации. Классифицируя наглядность по ее содержанию можно выделить: условно-графическую наглядность (схемы, графики, диаграммы и т. п.); технические средства обучения (аудио записи, кинофильмы, социальные рекламы и т. п.).
Таким образом, реорганизация системы высшего образования в современный период предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу «чем больше, тем лучше»). И этот парадигмальный сдвиг в системе вузовского образования, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.
В заключение необходимо отметить, что методы и приемы обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных методик в образовательном процессе. Каждый преподаватель должен самостоятельно решать, какие методы и приемы использовать в образовательном процессе с учетом требований, предъявляемых к студентам по данной правовой дисциплине.
Литература:
- Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962. — С. 69
- Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания: материалы международной научно-практической конференции. — М., Юриспруденция, 2008. — С. 73–75.
- Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 9–10.
- Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия,1993.-Т.1 — С. 566