Все чаще мировое сообщество обращается к теме качественных общественных пространств, без которых уже невозможно представить современные и развитые города. Такие пространства создаются не только с целью внедрения разнообразных функций в среду и удовлетворения потребностей горожан, но и зачастую для решения проблем. К такому типу проектов относится данная статья. Основная задача сформировать общественное пространство на историческом месте по «новым правилам», принципам и мировым тенденциям в этой сфере. Применение этих принципов в рассматриваемой ситуации поможет по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы городов.
Ключевые слова: городская среда, город, набережная, малые архитектурные формы, ландшафтная среда.
К главным актуальным общественным пространствам центральной части города стоит отнести набережную спортивной гавани. Набережная спортивной гавани является одной из старейших в городе и одним из самых популярных общественных пространств. За время своего существования на ней располагались: морской базар, целебные купальни, спортивный берег, а с 1953 года оздоровительный комплекс с водными станциями, солярием и спортивными площадками.
Сейчас набережная представляет собой обширное пространство, протяженное вдоль береговой полосы спортивной гавани более чем на 1 километр. Традиционно такое пространство разделено на пляжную часть и пешеходную. Функциональное разнообразие набережной представлено пешеходным маршрутом, пляжной зоной, зоной рекреации (аллеи, перголы, парк развлечения), коммерческой зоной (кафе, магазины), спортивной зоной.
Текущее состояние данного общественного пространства можно определить как ежегодно обновляемую постсоветскую набережную, в которой поддерживаются решения прошлого столетия. Проводятся точечные попытки установки современных объектов промышленного дизайна (скамейки, фонари, малые архитектурные формы) и внедрение новых функциональных пространств, таких как скейт-парк, киоски с едой и деревянные террасы у моря, что само по себе без существования определенной идеи-концепции приводит к физическому дроблению композиции общественного пространства. Из вышесказанного следует вывод, что набережная имеет свою историю и дух места, но при этом морально и физически устарела и требует современных комплексных решений в рамках средового дизайна.
Еще издавна общественные пространства различных эпох и народов формировались не стихийно, а зачастую под влиянием определенных факторов и обстоятельств. Сегодня к этим факторам, напрямую влияющим на проектирование и формообразование современных общественных пространств, следует отнести:
– социальные
– функциональные
– градостроительные
– транспортно-пешеходные
– природно-климатические
– экономические
– культурно-исторические
– экологические.
Все вышеперечисленные факторы напрямую или косвенно влияют на разработку проектных решений общественных пространств, их пространственные характеристики и формообразование, а также на размещение их в сформированной городской среде. При проектировании необходимо ясно представлять, как разработанное проектное предложение повлияет или изменит существующую городскую среду. Главная задача состоит в том, чтобы сформировать комфортные общественные пространства для горожан, а также гостей города.
Изучения принципов и подходов в проектировании современных общественных пространств в сложных городских условиях, а также тщательного исследования текущего участка проектирования были выявлены следующие общемировые тенденции, без использования которых сейчас не обходится ни один качественный проект:
1) Одной из главных задач здесь стоит изучение, в первую очередь, актуальных потребностей и нужд горожан и гостей города, и как следствие способов их удовлетворения;
2) В любой, даже худшей градостроительной, экологической или социальной ситуации, необходимо в первую очередь обратить внимание и попытаться найти «пассивные плюсы» пространства (доминанты, якоря, доступность, живописность, активность и т. д.).
3) Сейчас в ситуациях, когда нет возможности решить пространственные проблемы на уровне земли (коммуникации, железнодорожные пути и т. д.), существует возможность использовать многоярусные пространственные структуры, приподнятые непосредственно над проблемным участком, по сути, образуя тот же самый участок земли, только на более высокой отметке.
4) Создание программы общественного пространства, т.н. дизайн-сценария, продумывание различных вариантов, возможностей протекания процессов и времени в них позволит создать действительно качественные и современные общественные пространства.
Вопрос о переосмыслении иерархии ценностей, где для города самой главной ценностью является человек, давно уже поставлен. Поэтому, тема формирования общественных пространств в городах — это важный этап создания современной городской среды, напрямую влияющей на качество жизни людей. Актуальность, перспективность и практическая целесообразность комплексного подхода в данном вопросе подтверждаются с градостроительной, экономической и социальной точек зрения. Результаты работы могут быть использованы в теоретических трудах о принципах формирования современных общественных пространств, а также применены практически, то есть при проектировании общественных пространств.
Автор данной статьи предлагает начать с градостроительного решения объекта проектирования и насыщения рассматриваемой территории новыми объемно-пространственными элементами и функциями. Появление помимо бытовых функций, досуговых, а также архитектурно-дизайнерских решений, обеспечивающих эти функции, позволит вывести территорию из состояния стагнации, что благотворно скажется на облике центральной части города.
Затем целесообразно применить функциональное зонирование, при этом главной особенностью предлагаемого решения выступает создание ярусной пространственной связи между набережной и центральной городской площадью. Этого можно достичь с помощью современных архитектурно-дизайнерских, объемно-планировочных и средовых тенденций, а также принципов формирования общественных пространств в исторически сложившихся городских условиях.
Далее пойдет коммуникационная функция, где главный пешеходный транзит будет расположен вдоль всей пешеходной платформы (с севера на юг) и станет наиболее быстрым и удобным для перемещения не только пользователей набережной, но и жильцов близлежащих домов.
Уличные вертикальные коммуникации представлены лестницами и дублирующими их пандусами, а также подъемниками закрытого типа, используемыми в местах, где отсутствует возможность размещения пандуса (прилесок). Новое общественное пространство органично вписывается в окружающее пространство, взаимодействует с прилегающей застройкой с запада, являясь ее логичным продолжением, а также активно взаимодействует и включается в городскую сеть горизонтальных и (что актуально для Владивостока) вертикальных коммуникаций.
И завершением будет инфраструктурное наполнение общественного пространства, где в уличную среду должны быть грамотно интегрированы объекты транспортно-туристической инфраструктуры, коммерческие объекты, а также элементы свободного пользования.
На центральной общественной площади пространства расположен стеклянный информационный павильон, предоставляющий необходимую информацию горожанам и гостям города и являющийся одновременно привокзальными часами, показывающими, для удобства, время в крупных городах мира. Также по периметру данной площади расположены четыре уличных киоска, создающих визуальные границы площади. В основании смотровой площадки устроены несколько уличных магазинов и помещений для хранения уличного оборудования и инвентаря.
Для повышения интереса и активности горожан к проведению совместных мероприятий, проектом предусмотрены два уличных павильона, первый из которых предназначен для проведения небольших показов, лекций, а второй для постоянных выставок, лекториев и коворкингов.
Литература:
- Шимко В. Т. и др. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): Учебник / В. Т. Шимко, 2-е издание, дополненное и исправленное. М.: «Архитектура-С», 2009. — 408 с.: ил.
- Ян Гейл. Города для людей. Концерн / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
- Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — СПб.: 2002. 295 с.: ил.
- Неrzog, L. A. Return to the center / L. A. Неrzog. — Austin: University of Texas Press, 2006. — 299 p.