Ключевые слова: отношение, ребенок, старший дошкольный возраст, дружба, дружеские отношения.
Определение понятия «дружеские отношения», является важным аспектом в решении проблемы формирования дружеских взаимоотношений.
Дружеские отношения базируются на дружбе, и если дружба — это искомое состояние, то дружеские отношения — это процесс. В связи с этим, для лучшего понимания процесса требуется понять состояние, в котором этот процесс происходит. В. А. Сухомлинский, исходя из своих наблюдений, считал, что основу дружбы составляет стремление к взаимодействию, которое обретается в единстве мыслей, интеллектуальных чувств и эстетических потребностей детей «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё» [4, С. 18] На этой основе, формируется не только сама дружба, но и избирательность. Ребенок старшего дошкольного возраста, уже общается не просто для удовлетворения этой потребности, но качественно выбирает, кто ему более симпатичен, с кем совпадает интересы в игровой деятельности, отсюда развивается собственное побуждение к дружбе. И. С. Кон, так же, как и В. А. Сухомлинский отмечает потребность детей в общении, но делает акцент в дружбе на эмоциональный контакт, эмоциональную привязанность ребенка. Он отмечает, что ребенок дошкольного возраста рассматривает других детей, как игровых партнеров, при этом он не умеет отличать свою точку зрения от чужой, выстраивая свое отношение к сверстникам всегда эгоцентрически. [2] То есть, ребенок, либо не замечает мнения других детей, видя в низ лишь отражение собственного «я», либо его «я» подавлено (в случае с более волевым сверстником), и он чужое мнение воспринимает как свое собственное. У ребенка старшего дошкольного возраста это особенно видно, так как на данном этапе развития, происходит переломный момент осознания себя и других детей. И И. С. Кон и В. А. Сухомлинский, определяют лишь предпосылки возникновение дружбы, почти не затрагивая само ее состояние, в связи с чем их понимание дружбы является обрывочным и фрагментированным. Более полно понятие «дружба» отражает А. И. Аржанова, которая раскрывает ее, как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и как следствие получение морального опыта, развитие позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения [1]. По сути, А. И. Аржанова, определяет дружбу, как моральное, духовно-нравственное явление. В целом понятие «дружба», мы можем определить, как устойчивое чувство, возникающее между детьми и имеющее избирательный характер.
Как уже было сказано выше, дружеские отношения — это процесс, который основан на устойчивом чувстве, дружбе. Отталкиваясь от понимания понятия дружба, «дружеские отношения» являют собой определенную форму общения имеющую моральную направленность. Вследствие дружеских отношений ребенок социализируется, знакомится с нормами поведения, постигает вопросы добра и зла, формирует представление о правильном и неправильном. Т. А. Маркова, у ребенка старшего дошкольного возраста выделяет типы дружеских отношений (эмпирический и нравственный) [3] которые формируются на основе следующих критериев:
– предпочтение, симпатия, интерес, собственное побуждение (эмпирический);
– сочувствие, отзывчивость, забота, помощь, справедливость (нравственный).
По сути, эмпирический и нравственный типы отношений, являются уровнями развития дружеских отношений, у детей старшего дошкольного возраста. Эмпирические отношения, характеризуются, как достаточно поверхностные, дети сами порой не понимают почему дружат, причина этого процесса лежит в эмоциональной сфере, основанная на симпатии или интересе. В таком типе отношения сверстники могут часто ссориться, так как проявляются различия характера, темперамента, а взаимный интерес и симпатия еще недостаточно глубоки и ничем другим не подкреплены кроме эмоций. Тогда как нравственный тип отношений основывается не только на эмоциональной сфере ребенка, но уже на появлении чувств, выраженных заботой, помощью, желанием понять своего сверстника. Такие дружеские отношения более крепкие, между детьми устанавливается взаимопонимание, появляется возможность договориться, так же, именно на этом этапе у ребенка развивается качество избирательности.
И А. И. Аржанова и Т. А. Маркова, показывают важность значения избирательного подхода к формированию дружеских отношений. При этом, критерии избирательности, должны закладываться родителями и воспитателем ребенка, чтобы он впоследствии мог правильно дать оценку поступкам своих сверстников, их нравственной стороны и значимости.
Рассматривая же процесс развития духовно-нравственной стороны в процессе дружбы, А. И. Аржанова указывает на позитивное поведение ребенка, так как дружеские отношения призваны в первую очередь качественно удовлетворить потребность общения. Ведь при хороших отношениях между сверстниками, воспитывается отзывчивость и доброта, тогда как при отрицательных отношения, ребенок становится замкнутым и агрессивным. Дружба обогащает чувства ребенка, развивает его потребности и интересы, укрепляет волевые черты характера. Дружба рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверие, стать самому лучше, смелее, активнее. Дружеские отношения — это взаимоотношения, воспитывающие чутких, отзывчивых, внимательных, выдержанных, организованных, дисциплинированных детей. При дружеских отношениях, на ребенке сказывается положительное влияние, вырабатывающее стремление стать лучше. «Стремление к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями. Каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других людей» — как писал В. А. Сухомлинский. [5, С. 124]
Исходя из выше сказанного, мы видим, что «дружба» — это не только устойчивое чувство, возникшее между детьми в результате взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и духовно-нравственное явление, так как дружба выражается в сочувствии, сопереживании, взаимопонимании, взаимопомощи. Неразделимая между собой, совокупность эмпирического и нравственного компонентов и отражает содержание дружбы.
Дружеские отношения, являют собой сложный, многогранный процесс, в ходе которого происходит становление ребенка. Значимость контактов между сверстниками начинает возрастать со старшего дошкольного возраста. Знания ребенка о партнере возрастает, проявляется интерес к тем аспектам его личности, которые не были отмечены ранее. Все это способствует выделению у сверстника устойчивых характеристик, формированию более целостного его образа. Дружеские проявления, которые формируются у детей в команде, обычно возникают на основе общих интересов, в процессе игры, дружба также может возникать на основе симпатии и уважения детей друг к другу, так же из-за сходства или различия в характере, темпераменте, которые стабилизируют процесс интереса и разнообразия игровой деятельности.
В основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают еще в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся сознанием ребенка, развитием его моральных и нравственных качеств, появляется качественная, устойчивая взаимосвязь дружеских отношений детей, часто возникают длительные привязанности. Мотивацией и условием возникновения дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, является не только игровая деятельность (как у младшего дошкольного возраста), но и духовно-нравственные качества сверстника, общий интерес.
Литература:
- Аржанова А. И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / А. И. Аржанова; Моск. гор. пед. ин-т им. В. П. Потемкина. — Саратов: [б. и.], 1951
-
Кон И. С. Дружба // [Текст]. — Режим доступа:
- Маркова Т. А. Воспитание дошкольников / Т. А. Маркова. М.: Норма, 2014
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. Мн., 1981