Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В.Воскобовича для развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развивающие игры, познавательное развитие, самостоятельность, заинтересованность дошкольников.
Современные стандарты дошкольного образования выделяют в развитии личности ребёнка несколько основных направлений, одним из которых как отдельно выделенная образовательная область выступает познавательное развитие, подразумевающее определённое содержание воспитательно-образовательной работы и имеющие критерии освоения. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях данных объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.)
В наш бурно развивающийся век, когда поток различной информации поглощает не только взрослых, но и детей, важно направить неокрепший ум ребёнка в нужное русло. Ребёнок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать, синтезировать.
Чтобы приучить ребёнка мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место в моей работе с детьми занимает развивающая игра. При организации образовательной деятельности по познавательному развитию в своей работе успешно использую развивающие игры В.Воскобовича.
Данная игровая технология предполагает создание сказочного игрового пространства. В предметно-пространственной среде группы появился коврограф «Ларчик», детям была предложена сказка «Цифроцирк». Ребята познакомились с директором цирка Ноликом по имени Магнолик, который приглашает детей на сказочное представление. В ходе представления дети знакомятся с артистами — зверятами-цифрятами.
Ёжик(1) — наездник, Зайка(2) — укротитель диких зверей, Мышка(3) — воздушная гимнастка, Крыска(4) — силачка, Пёс(5) — жонглёр, Кот(6) — акробат, Крокодил(7) — канатоходец, Обезьяна(8) — заклинательница змей, Лиса(9) — фокусница
Слушая сказку о «Цифроцирке», ребёнок становится действующим лицом событий, вместе с артистами-цифрятами преодолевает в игре совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Сказочные представления в «Цифроцирке» создают эмоционально-положительный фон, вызывают ощущение радости и удовлетворения от игровой деятельности.
Для знакомства детей с геометрическими формами, директор цирка Магнолик, устраивает представление на воде. Арена цирка превращается в волшебное озеро Айс, ребята знакомятся с новыми героями: проказником Незримкой Всюсь и с Нетающими льдинками, которые превращаются в различные фигурки. Для ребят прозрачные льдинки оказались намного интереснее, чем просто квадраты, треугольники, прямоугольники. Дети сортировали фигурки по величине, конструировали по схемам из альбома, придумывали и выкладывали различных птиц, животных, транспорт и др. Практика показала, чем интересней игровые действия, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Методическая сказка «Тайна ворона Метра», явилась эффективной игрой, которая помогла сформировать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. В сказке «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, лодку, самолётик, туфельку и т. п.
Ребята долгое время испытывали затруднения при выполнении графических диктантов. Исправить это положение нам помог интеллектуальный тренажёр «Геовизор». Данный тренажёр заинтересовал ребят тем, что, выполнив задание, можно самостоятельно оценить результат и легко исправить ошибку, это создаёт у ребёнка ситуацию успеха и повышает функциональность и результативность выполнения задания. Работа с тренажёром способствует развитию математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, линиях симметрии, делении целого на равные и неравные части, умений решать логико-математические задачи. При работе с тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Дети с удовольствием выполняют такие задания, как соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.
Мы часто предлагаем детям отправиться в различные сказочные путешествия. Появление игры кораблик «Брызг-брызг» очень воодушевило детей на различные приключения, тем более что кораблик у каждого ребёнка свой, а для педагога она даёт огромный простор для творчества, выдумки сюжета. Перед тем как отправиться в путешествие ребята ремонтируют свои корабли, выполняя различные указания капитана (педагога).
Например: расположить флажки-паруса в определённой цветовой гамме или расположить флажки-паруса в заданных направлениях (какое-то количество влево, какое-то вправо). Закрепляются навыки счёта, идёт знакомство с порядковым счётом, сравнение предметов по высоте, дети учатся соотносить понятия число и цифра. Задания капитана зависят от поставленных задач образовательной деятельности. Во время путешествий, придуманных педагогом, ребята осваивают и математические навыки, и узнают много нового об окружающем, дети фантазируют, а значит идёт развитие воображения.
Главная задача обучения детей заключается не в подаче им готовых знаний, а в организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию.
Главная особенность развивающих игр Воскобовича — лёгкость внедрения в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. А взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноценным партнёром ребёнка, без оглядки на возраст и опыт.
Литература:
- Вочкобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». — СПб.: Гириконт. 200
- Воскобович В. В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс» СПб, 1997.
- Воскобович В. В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». СПб, 1999.
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 2007.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под. ред. А. А. Столяра. — М., 2002.