Данная статья направлена на исследование нового этапа медицинского обслуживания, основанного на информационных технологиях в сфере здравоохранения. Повсеместное, в том числе в России, развитие информационных технологий в сфере медицины предопределили значимость исследования особенностей правового регулирования телемедицинских технологий, обеспечивающих доступность медицинских услуг. При этом, большую сложность вызвали вопросы обеспечения и контроля качества медицинских услуг, оказываемых дистанционным способом, а также пределов оказания медицинских услуг.
Ключевые слова: электронное здравоохранение, телемедицинские технологии, дистанционное взаимодействие
Стремительное проникновение информационных технологий в область медицины обусловили формирование нового самостоятельного направления медицинского обслуживания — так называемого электронного здравоохранения или e-health. На сегодняшний день электронное здравоохранение является одним из ведущих направлений развития медицины. Так, фактически термин e-health появился в 1999 году, а спустя шесть лет ВОЗ приняла резолюцию о развитии системы электронного здравоохранения, включающей в себя широкий спектр медицинских услуг и информационных технологий, которые, в том числе, включают, дистанционные консультации у специалиста (телемедицина и мобильная медицина), электронные рецепты, электронные «истории болезни», выбор врача и запись к врачу посредством сайта — все это входит в понятие e-health и существует сегодня во многих странах, подстраиваясь под особенности «национального здравоохранения» [1].
В частности, в последние годы e-health стало активно развиваться и в Израиле, причем сразу в нескольких направлениях и вариантах, используя американский и европейский опыт. В странах Евросоюза, принявшего общую доктрину e-health, действующую до 2020 года, системы электронного здравоохранения стремятся к централизации. К примеру, одной из наиболее централизованных систем e-health считается модель, разработанная в Швеции. Сайт 1177.se, функционирующий почти на 20 языках, включая русский, объединяет все государственные лечебные учреждения, а также множество частных клиник и кабинетов. Посредством сайта можно выбрать врача и записаться на прием, проконсультироваться с врачом, получить назначения, а специальное приложение для мобильных позволяет пациенту установить напоминание о том, что пора принимать лекарство. Система хранит электронные истории болезней всех пациентов, которые, согласно шведскому законодательству, ни один врач не имеет права просматривать без разрешения пациента. Сайт 1177.se помогает максимально разгрузить поликлиники: здесь можно найти советы, связанные с лечением простых заболеваний и препаратами, продающимися без рецепта [2].
В России развитие концепции электронного здравоохранения выразилось в принятии в 2017-м году соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон «Об охране здоровья») [3]. В частности, Закон был дополнен дефиницией «телемедицинские технологии» в рамках п. 22 ст. 2, гарантией доступности и качества медицинской помощи в виде применения телемедицинских технологий (п. 10 ст. 10), а также специальной ст. 36.2, непосредственно закрепляющей основы медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий [4].
В частности, дается следующие легальное определение понятия «телемедицинские технологии»: «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».
Исходя из данного определения, можно выделить следующие особенности телемедицинских технологий, выделяющие их среди иных направлений медицинского обслуживания.
Во-первых, представляют собой разновидность информационных технологий, то есть процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее — Закон «Об информации») [5].
Так, сегодня сформировалось огромное количество Интернет-ресурсов, медицинских сайтов, позволяющих быстро и непроблематично задать вопрос, получить онлайн-консультации у любого специалиста, заказать лекарства, которые доставят из любой страны мира, не говоря уже о море справочной и научной информации, что представляется весьма заманчивым особенно у молодого поколения граждан, зачастую, нежелающих стоять в очереди в районной больнице [6].
Во-вторых, телемедицинские технологии заключаются в дистанционном взаимодействие между субъектами медицинской деятельности. При этом, следует отметить, что понятие дистанционного обслуживания в Законе «Об охране здоровья» не определяется, что, на наш взгляд, создает практические сложности в понимании пределов применения телемедицинских технологий.
Представляется, что определение данного понятия может звучать следующим образом: «дистанционная медицинская помощь (услуга) — медицинская помощь (услуга), при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого врача с использованием информационно-коммуникационных технологий, не противоречащих законодательству Российской Федерации».
Следовательно, можно говорить о развитии следующих направлений электронной медицины:
− информационные технологии в системе взаимоотношений «медицинское учреждение — органы исполнительной власти в области здравоохранения»;
− информационные технологии в системе взаимоотношений «врач — пациент»;
− информационные технологии в системе «медицинское учреждение — медицинское учреждение» [7].
В-третьих, телемедицинские технологии реализуются с помощью консилиумов, консультаций, а также дистанционного медицинского наблюдения. Это означает, что фактически оказание медицинских услуг с помощью телемедицинских технологий не предполагает собственно лечения, а направлено на сбор и анализ первичной информации — жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; а также принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
При этом, конкретизация порядка и особенностей проведения отдельных видов дистанционного медицинского обслуживания — консилиумов, консультаций, наблюдений регулируется Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», принятым во исполнение названного Закона «Об охране здоровья» [8].
В-четвертых, в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации (ЕГАИС).
В-пятых, реализация дистанционного медицинского обслуживания осуществляется также на основе стандартов медицинской помощи в целях обеспечения качества медицинской помощи.
Вместе с тем приходится констатировать, что, несмотря на специфику дистанционного медицинского обслуживания, на сегодняшний день не выработаны соответствующие критерии качества, в том числе, связанные с критериями срочности выполнения, а также безопасности оказываемых услуг, к которым, на наш взгляд, следует выработать особое отношение.
Возможность разработки таких критериев видится как в рамках законодательства об охране здоровья, так и в рамках законодательства о защите прав потребителей медицинских услуг.
Кроме того, не выделена в Законе «Об охране здоровья» и специфика мер контроля над исполнением требований законодательства об охране здоровья в рамках дистанционного медицинского обслуживания.
В частности, по нашему мнению, целесообразным является использования такого метода информационного контроля, как блокирование сайтов, размещающих медицинские услуги участников дистанционного взаимодействия, не зарегистрированные в системе ЕГАИС.
При этом, следует отметить, что, как поясняет Департамент информационных технологий и связи Минздрава России, оказание медпомощи с применением телемедицинских технологий — не является отдельным и самостоятельным видом медицинской деятельности.
В частности, в ч. 1 ст. 36.2 Закона «Об охране здоровья», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», говорится, что такая помощь оказывается в соответствии с порядком и стандартами медицинской помощи.
Другими словами, законодательство не предъявляет отдельных требований к оказанию такой помощи. При этом медицинские организации, которые оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, должны организовывать деятельность по соответствующим профилям, работам и услугам, которые указаны в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На наш взгляд, это является существенным упущением законодателя, а также обуславливает необходимость введение отдельной лицензии на осуществлении дистанционных медицинских услуг.
Таким образом, внесение вышеназванных изменений позволит повысить качество медицинских услуг, а также усилит контроль за дистанционным медицинским обслуживанием.
В заключение следует отметить, что развитие телемедицинских технологий — это новый шаг не только в развитии медицины, но и в обеспечении ее доступности. Таким образом, телемедицина работает на профилактику заболеваний, может быть временной альтернативой посещения специалиста в поликлинике (например, в отдаленных районах, где нет возможности проконсультироваться с профильным специалистом). Очевидна ее польза при организации консилиумов, конференций, учебных занятий.
Между тем, не стоит слишком обольщаться — у дистанционного медицинского обслуживания, к сожалению, есть и обратная сторона, а именно некачественное оказание медицинских услуг, легкий способ обмана пациентов и др. Думается все же, что, несмотря на невероятные перспективы дистанционного обучения и телемедицины, в России пока они не могут полностью заменить «живой» процесс общение врача и пациента.
Литература:
1. Всемирная организация здравоохранения. Глобальное обследование электронного здравоохранения. Жененва, 2005 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.who.int/goe/data/GlobaleHealthSurveyRussianSm.pdf
2. E-health: как устроена «медицина без бюрократии» в разных странах [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.israeleco.com/e-health/
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 323-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2017. — № 31 (Часть I). — Ст. 4791.
5. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2017. — № 31 (Часть I). — Ст. 4791.
6. Карпенко, А. М. Электронное здравоохранение (e-health) как часть системы глобального здравоохранения // Успехи современной науки. — 2016. — № 10. — М.: Клюев С. В. — С. 156–162.
7. Штыкова, Н. Н. Сущность и проблемы реализации электронной медицины (на примере Владимирской области) // Медицинское право. — 2014. — № 5. — С. 22–27.
8. Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.01.2018.