Настоящая статья представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления участия субъектов негосударственной сферы экономической безопасности в реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Стоит отметить, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения роли негосударственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.
Под негосударственной сферой экономической безопасности понимается осуществляемая в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации коммерческая деятельность уполномоченных на то организаций (физических лиц) в рамках их законных полномочий по правомерному обеспечению охраны и защиты собственности, личных и имущественных интересов заказчика, производству продукции, выполнению работ и оказанию иных услуг, связанных с обеспечением безопасности негосударственного сектора экономики Российской Федерации, а также законная общественная деятельность правоохранительной направленности, осуществляемая на безвозмездной основе общественными объединениями и гражданами Российской Федерации [11, с. 93].
О том, что в деятельности по обеспечению экономической безопасности принимают участие граждане и общественные организации, можно сделать вывод исходя из содержания п. 5 ст. 2 федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», в соответствии с которым к одному из основных принципов обеспечения безопасности отнесено «взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности», а также в п. 4 ст. 4, указывающей на участие граждан и общественных объединений в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности [7]. При этом, по справедливому замечанию А. П. Шергина «изучение практики работы новых субъектов общественного управления представляется одним из актуальных направлений административно-правовой науки» [13, с. 8].
Важное значение в деятельности по обеспечению экономической безопасности РФ принадлежит органам местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуя гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям безопасности [5]. Местное самоуправление представляет собой явление демократии, право и реальную способность регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения [10].
Вместе с органами местного самоуправления к негосударственным субъектам обеспечения экономической безопасности можно отнести общественные объединения, негосударственные (частные) нотариат [9] и адвокатуру [4], обеспечивающие в пределах своей компетенции исполнение законодательства в области обеспечения безопасности. Необходимо отметить также роль отдельных граждан в обеспечении общественной безопасности. Их участие в обеспечении общественной безопасности регламентируется федеральным законом Российской Федерации от 4 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [8].
Кроме обозначенных субъектов обеспечения экономической безопасности РФ можно также выделить негосударственные организации (например, частные детективные и охранные службы [1], казачьи общества [6]). Участие этих субъектов в деятельности по обеспечению экономической безопасности обусловлено тем, что успешное противодействие преступлениям и правонарушениям как угрозам экономической безопасности возможно усилиями не только государственных правоохранительных органов, но и не государственных структур.
Обязанностями по защите национальных экономических интересов от противоправных посягательств наделены также общественные организации, такие как политические партии [3], профсоюзы [2].
В рамках настоящей статьи основными направлениями развития негосударственной сферы экономической безопасности Российской Федерации определены следующие:
1) совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления практической деятельности;
2) использование различных передовых форм осуществления деятельности субъектами негосударственной сферы безопасности;
3) создание системы информационно-аналитического обеспечения деятельности субъектов негосударственной сферы безопасности, включая формирование банков вакансий, и осуществление обмена информацией на региональном и межрегиональном уровнях в целях повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства на российском рынке услуг (работ, продукции), связанных с обеспечением безопасности;
4) разработка и внедрение мер экономического стимулирования деятельности субъектов негосударственной сферы безопасности, развитие их материально-технической базы и повышение уровня социальной защищенности работников;
5) формирование в негосударственной сфере безопасности системы управления рисками в целях своевременного выявления недостатков и факторов ненадлежащего влияния на развитие и совершенствование деятельности субъектов негосударственной сферы безопасности, выработке эффективных решений и рекомендаций по оперативному реагированию на них;
6) развитие инфраструктуры негосударственной сферы безопасности на базе сотрудничества государственных органов, органов местного самоуправления, частных и некоммерческих организаций;
7) дальнейшее развитие и совершенствование оказания (выполнения, производства) субъектами негосударственной сферы безопасности следующих видов услуг (работ, продукции) по обеспечению безопасности личности, бизнеса, общества и государства:
– обеспечение экономической безопасности юридических и физических лиц;
– обеспечение информационной безопасности юридических и физических лиц;
– обеспечение общественной безопасности;
– осуществление охранной деятельности;
– осуществление детективной (сыскной) деятельности;
– производство технических средств, проектирование, монтаж и обслуживание систем безопасности;
– обеспечение пожарной безопасности;
– обеспечение транспортной безопасности;
– другие.
8) повышение эффективности взаимодействия субъектов негосударственной сферы безопасности с государственными правоохранительными органами всех уровней;
9) совершенствование системы контроля за деятельностью субъектов негосударственной сферы безопасности, в том числе с привлечением государственных органов и общественных организаций;
10) создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предпринимательских структур негосударственной сферы безопасности;
11) осуществление постоянного мониторинга деятельности субъектов негосударственной сферы безопасности с целью анализа, оценки ее эффективности и прогнозирования потребностей рынка;
12) научное сопровождение всех аспектов развития негосударственной сферы безопасности;
13) изучение и использование опыта работы иностранных субъектов негосударственной сферы безопасности за рубежом.
Таким образом, система негосударственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации, состоит из: органов местного самоуправления, адвокатуры, нотариата, которые оказывают юридическую помощь; негосударственных структур, занимающихся правоохранительной деятельностью (например, негосударственные охранные службы и детективные агентства по защите объектов охраны от противоправных посягательств, казачьи общества и др.); граждане [12, с. 53].
Негосударственная система обеспечения экономической безопасности представляет собой, прежде всего приведенные институты гражданского общества, именно правоохранительной направленности, а также и другие неправительственные организации
Литература:
- Закон РФ от 11.03.1992 N 2487–1 (ред. от 02.08.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»// Российская газета. — 1992. — № 100.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 148.
- Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О политических партиях»// СЗ РФ. — 2001. — № 29. — Ст. 2950.
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»// Российская газета. — 2002. — № 100.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной службе российского казачества»// СЗ РФ. — 2005. — № 50. — Ст. 5245.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Российская газета. — 2010. — № 295.
- Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка»// СЗ РФ. — 2014.- № 14. — Ст. 1536.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Российская газета. — 1993. — № 49.
- Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. — 1998. — № 36. — Ст. 4466.
- Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 294 с.
- Кротов М. И., Мунтиян В. И. Экономическая безопасность России: системный подход / М. И. Кротов, В. И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «Рост», 2016. — 336 с.
- Шергин А. П. Общественное и государственное управление (к 90-летию со дня рождения профессора Юрия Марковича Козлова) // Административное право и процесс. — 2015. — № 9. — С. 7–14.
- http://ksnsb.ru/koncepciya-razvitiya-negosudarstvennoj-sfery-bezopasnosti-2020.html