Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.
Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, интерактивные методы обучения, правовые дисциплины.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют реформирования системы высшего правового образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Вышеупомянутое обусловливает необходимость совершенствования преподавания правовых дисциплин и углубленного изучения национального законодательства и международного права.
Правовое образование, как известно, является частью системы образования и заключается в осуществлении комплекса учебных мероприятий, направленных на создание условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков, необходимых для реализации ими своих прав и свобод, а также исполнения возложенных на них обязанностей. Кроме того, оно способствует формированию у граждан уважения к законам, гуманистических правовых идей, общечеловеческих, национальных, правовых ценностей, а также преодолению правового нигилизма.
Правовое образование невозможно без разработки теоретико-методологических основ преподавания правовых дисциплин с учетом отечественного и мирового опыта. Сегодня педагогическая наука и практика высшей школы стремятся найти оптимальные пути реализации творческой самодеятельности личности, демократизации, гуманизации учебного процесса, перестройки стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом, углубляет особый интерес к отечественному образованию, в частности правовому, а также к преподаванию правовых дисциплин.
В дидактическом процессе важную роль играют методы обучения (метод от латинского. metodos — путь, способ) — это система способов, приемов и средств последовательных действий преподавателя и студентов, направленная на достижение дидактической цели в обучении, то есть овладение знаниями и формирование соответствующих умений и навыков.
В структуре метода обучения отдельно определяют прием. Прием обучения — это составная часть метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию требований тех или иных методов.
Понятие метода и приема различают по целевому назначению. Метод направлен на обеспечение широких действий (раскрытие содержания материала, выяснение сути вопроса), зато прием служит лишь разовым действием.
Методы преподавания разделяют на словесные (информационные), наглядные и практические.
Словесные методы включают монологические (рассказ, объяснение, лекция, инструктаж) и диалогические (беседа, семинар, диспут, дискуссия, сменные пары, работа с книгой).
Наглядные методы включают иллюстрации (плакат, диапозитив), демонстрации (фильм, телепередача, подвижная модель, компьютер), показ (как правильно сделать анализ, заполнить протокол, выполнить операцию), наблюдение (непосредственное, опосредованное).
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, самостоятельные работы, моделирование, конструирование, анализ и реагирование на практические ситуации, заполнение протоколов практической работы.
Проблемно-поисковыми методами являются репродуктивные или воспроизводственные (решение задач, построение графиков), эвристический (эвристическая беседа), частично-поисковый (лабораторные работы, курсовое проектирование), исследовательский (научная работа, дипломное проектирование), метод проблемного преподавания (сочетание словесной информации с проблемностью), эксперимент тому подобное.
В настоящее время особую значимость приобретают методы стимулирования и мотивации обучения. Известно, что для того, чтобы материал лучше усваивался, нужно, с одной стороны, мотивировать обучение (вызвать у студентов интерес к нему), а с другой — стимулировать (поощрять) их.
Ведущими средствами и приемами мотивации обучения являются: использование наглядности, проблемности, компьютерной техники и пр. Кроме того, обучение можно мотивировать с помощью активных форм и методов обучения — игровых, методов коллективной умственной деятельности, проблемных.
Методы формирования интереса к обучению делятся на методы коллективной умственной деятельности и имитационные.
Основой методов коллективной умственной деятельности является наличие коллективного мнения, познавательные споры при высокой активности учащихся. К ним относятся: познавательный спор, учебная дискуссия, метод мозговой атаки и др.
Имитационные методы обучения связаны с имитацией (подражанием) определенного процесса, явления, системы. Их разделяют на имитационные индивидуальные и имитационные коллективные.
К имитационным индивидуальным методам относят имитационные упражнения, анализ практических ситуаций, тренинг и пр.
Имитационные коллективные методы ярко иллюстрирует разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловые игры. Среди перечисленных имитационные методы являются самыми активными. Они способствуют формированию профессиональных, организационных и управленческих умений и навыков общения, имеют воспитательный характер.
Сегодня большое внимание в методике преподавания уделяется интерактивным методам обучения. Предпосылками внедрения в образовательную практику интерактивных методов обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются следующие факторы.
Во-первых, психологические особенности современного поколения обучающихся: демократичность, лёгкость освоения теле-видео-коммуникационных технических средств, ресурсов сети Интернет, общительность, преобладание визуального способа восприятия информации. Для обучающихся поступающих в вуз сразу после школы характерны инфантильность, малый опыт правовых отношений.
Во-вторых, бурное развитие информационных технологий. Развитие в Российской Федерации структур информационного общества («электронное государство», «электронное правительство», «электронное правосудие»). Внедрение государственных автоматизированных информационных систем (ГАС РФ «Выборы», ГАС РФ «Правосудие», ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ). Высокая динамика изменяющегося российского законодательства ставит проблему обучения студентов навыкам самостоятельного поиска информации с использованием справочных поисковых систем Консультант Плюс, Гарант.
В-третьих, необходимость реализации продуктивного компетентностного подхода, предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, предполагающего использование в учебном процессе нетрадиционных активных и интерактивных методов, инновационных технологий [2, с.33].
Перечисленные предпосылки остро ставят на сегодняшний день проблему совершенствования технологий и методов обучения. При использовании интерактивных методов обучения правовым дисциплинам задача преподавателя заключается в побуждении обучающихся к самостоятельному поиску информации, в создании условий для познавательной активности и инициативы.
Популярными интерактивными методами обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются: дискуссия, деловая игра [3, с.43]; творческие задания, моделирование различных ситуаций, требующих применения правовых норм (кейс-метод), деловые ролевые игры, совместное обсуждение и решение проблем путем дискуссий, сократические диалоги, проведение круглых столов, научных миниконференций, пресс-конференций; брифингов, интервью; просмотр и совместное обсуждение учебных фильмов; организация временных творческих коллективов для работы над проектом; интерактивная экскурсия; проведение видеоконференций с участием студентов других вузов; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; анализ конкретных, практических ситуаций (сase-study); тренинги [1, с.38].
Для успешной реализации интерактивных методов обучения правовым дисциплинам необходимо создание учебно-методической базы, предполагающей разработку электронных образовательных ресурсов по каждому предмету преподаваемых дисциплин правового цикла: курс лекций, глоссарий, практикум. Использование образовательных и информационных возможностей СПС «Консультант Плюс», участие в конкурсах, проводимых СПС «Консультант Плюс» [2, с.33].
Использование в преподавании правовых дисциплин интерактивных методов обучения способствует повышению правосознания и правовой культуры обучающихся. Интерактивные методы помогают овладеть юридической терминологией, приобрести и закрепить навыки работы с правовыми актами, способствуют развитию навыков анализа правовых ситуаций, дают навыки юридической квалификации фактов в соответствии с правовыми нормами. Способствует знакомству и освоению правового опыта. Интерактивные методы обучения оптимизируют учебный процесс, повышают его качество, интегрируют правовую теорию и практику.
Таким образом, в настоящее время существуют предпосылки для использования интерактивных методов при обучении правовым дисциплинам. Основными интерактивными методами преподавания правовых дисциплин, доказавшими на сегодняшний день свою эффективность, являются: дискуссия, деловая игра, анализ конкретных правовых ситуаций, анализ судебной практики. Инструментами реализации интерактивных методов обучения является использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийного сопровождения, справочных правовых систем, применение ресурсов внутривузовской электронной информационно-образовательной среды.
Литература:
- Садовникова Г. Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 37–44.
- Симанович Л. Н. Внедрение кейс-технологий и использование метода кейс-стади при обучении гражданскому праву для развития аналитического мышления // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 32–34.
- Тумаков А. В. Применение интерактивных методов обучения при преподавании частно-правовых дисциплин слушателям иностранных государств // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 42–44.