Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и обучение их способам эффективного общения с детьми при подготовке к обучению в школе.
Задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
- Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
- Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.
Форма проведения: круглый стол с родителями воспитанников.
Оборудование: листы бумаги, счетные палочки, геометрические фигуры, памятка для родителей.
Участники: учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Логопед: Добрый вечер уважаемые родители, мы рады видеть вас. Вот и наступил — год перед поступлением вашего ребенка в школу. Сегодня у нас необычное собрание, оно пройдёт в виде круглого стола. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу. «До школы остался год», что еще можно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.
Как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе. Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача — подготовить ребенка к школе.
Воспитатель: Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия.
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
—Уважаемые родители, прошу вас поделится опытом, какие игры вы проводите дома на развитие математических представлений (родители делятся опытом).
А теперь я предлагаю вам несколько игр для ознакомления.
Математическая игра: «Что стоит у нас в квартире»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате или где находится тот или иной предмет. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Игра — упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
Составление геометрических фигур
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
4. Составить 4 маленьких квадратов из 8 равных треугольников.
5. Составить 4 маленьких квадратов из 8 равных треугольников.
6. Составить 2 средних квадрата из 8 равных треугольников.
7. Составить 1 большой квадрат из 8 равных треугольников.
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?", «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Счет на кухне.
Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Количество и счет — «Накроем на стол»
Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.
Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10–15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
Логопед: Одной из главных задач педагогов и родителей по подготовке детей к школе является развитие речи ребёнка. Развивать речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Такие речевые игры способствуют развитию речи, фонематического восприятия, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Поэтому можно легко и непринуждённо проводить маленькие, но, очень нужные игры, в любое удобное для вас время: во время прогулки с ребенком, дома, во время приготовления пищи, по дороге детский сад и т. д. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы что-то выучить или повторить с ребёнком.
− Уважаемые родители, я предлагаю вам побыть детьми и поиграть со мной в игры, которые будут полезны вашим детям. Итак, начинаем «играть»…
Игра «Что это?». Задание: отгадайте предмет по названию его частей… Спинка, сиденье, подлокотник, ножки — диван. Лоб, щеки, брови, подбородок, нос, губы, ресницы, виски — лицо. Воротник, петля, манжет, пуговица, карман — одежда. Ножки, сиденье, спинка — стул.
Игра «Назови одним словом». Задание: назовите все предметы одним словом… Кошка, собака, корова— это… Карандаш, альбом, тетрадь, дневник — это… Утро, день, ночь, вечер — это…
Игра «Что может быть…?» «Что может быть, например, белым?» (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т. д.); зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко); красивым (человек, платье, картина, букет); далеким (космос, планета, город, лес)…
Игра «А что бы было, если бы»... Эта игра построена на вопросах и ответах.
Что было бы, если бы не было ночи...
Что было бы, если бы деревья умели летать...
Что было бы, если бы дома были бы на колесах...
И тому подобное…
Игра «Почему это слово так называется»? Объясните, именно почему так называется то или иное слово: подснежник, подорожник, снегирь, зверобой, подберёзовик? Почему сказочные герои имеют такие имена: Незнайка, Снегурочка, Золушка…?
Игра «Кто кем был или что чем было». Ответьте на вопросы… Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь? (жеребёнком), лягушка? (головастиком), бабочка? (гусеницей), ботинки? (кожей), рубашка? (тканью), рыба? (икринкой), шкаф? (доской), хлеб? (мукой), велосипед? (железом), свитер? (шерстью) и т. д.
Игра «Бывает— не бывает». Подтвердите правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения. — Утром мы ложимся спать.- Зимой любим загорать. — Растут шишки на сосне.- У змеи нет ушей.- Растут шишки на сосне.
Игра «В магазине». Мы оказались в магазине: − «Я хочу сделать винегрет. Что мне нужно купить?»… − «Мы с тобой купили сахар. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для сахара?» … − «А в этом отделе я купила масло, молоко, кефир. Как это можно назвать, одним словом?» …
Игра «Сравни». Сравните предметы… На кухне сравнить две кастрюли (по цвету, объему, материалу). На улице сравнить две машины, два дома, два дерева. Что нравится больше? Почему? Объясни.
Игра «Готовим ужин». Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. По этому же принципу придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.
Игра «Убери посуду со стола» Предложите ребенку убрать со стола посуду, в названии которой есть звук «Ч» — чашки, чайник, а затем со звуком «Л» — ложки, вилки, салатник и т. д.
Игра «Придумай слово на звук …» Придумайте как можно больше слов на заданный звук. (Ф, К, Р …)
Воспитатель: Трудности в письме, в школе, связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. С этой целью необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
— А сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте свои руки.
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированностидвижений. Для этого детям нужно предлагать ножницы для вырезывания.
Также необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Предлагайте детям упражнения, на выполнение штриховки. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка. Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Развитию точных движений и памяти помогают складывание из бумаги (оригами). Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги.
— Я предлагаю вам сложить из бумаги гармошку. (Родители складывают гармошку из листа бумаги).
Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Воспитатель: — А сейчас я предлагаю вам поделиться опытом семейного воспитания при подготовке ваших детей к школе. (Родители обмениваются опытом).
Логопед: Подводя итог нашей беседе, я хочу вас попросить сделать хлопок одной ладошкой. Получается? Нет, потому, что нужна вторая ладошка! Педагог в детском саду — это одна ладошка, а родители — это вторая ладошка.
Только сообща, все вместе мы преодолеем все нынешние трудности, и в итоге получим радостные аплодисменты от проделанной совместной работе.
Для вас, уважаемые родители, мы приготовили памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
Памятка заботливым родителям при подготовке ребёнка кшколе.
На этапе подготовки:
— избегайте чрезмерных требований к ребенку;
— предоставляйте право на ошибку;
— не думайте за ребёнка;
— не перегружайте ребёнка;
— устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей:
- Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня, сбалансированное питание, полноценный сон, прогулки на воздухе.
- Формируйте у ребенка умения общаться: обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
- Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
- Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: во время прогулок наблюдайте изменения в природе, обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат), выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках; используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение, развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов; составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
– можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). научите находить слова имеющие, например, звук «л» и т.д;
– знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву; научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету; научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
– научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 6–7 лет не может работать долго, 15–20 минут — временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15–20 минут.
- Тренируйте руку ребенка: развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять, игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша, тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы — чуть расслаблены.
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения — даже самых простых упражнений. Продолжительность работы — 3–5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3–5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
Счастливого пути по дорогам знаний!