Актуальность исследуемой проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов, а также широким внедрением в общество инклюзии.
Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации, недостаточная разработанность методики профориентации и отсутствие целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, приводит к не востребованности данной категории граждан, что резко снижает их социальную защищенность.
Сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития обучающихся с нарушением интеллекта, в связи с чем, особую важность приобретает поиск наиболее эффективного содержания профессионального самоопределения обучающихся данной категории детей.
В связи с этим в статье предлагается разработка, апробация и управление проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рассматриваются особенности профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и специфика управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Эффективность рассматривается авторами через призму ключевых функциональных областей управления проектом. Цель статьи заключается в описании реализации проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями и экспериментальной проверке эффективности управления данного проекта.
Ключевые слова: проект, управление проектом, особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, специфические особенности управления проектом, профессиональное самоопределение, эффективность управления проектом.
The relevance of the problem is due to the state Program «Accessible environment», approved by the government Of the Russian Federation dated 29.03.2019 No. 363, which aims to ensure equal access to rehabilitation and habilitation services, including professional development and employment of persons with disabilities, as well as the widespread introduction of inclusion in society. The lack of a unified system of qualified career guidance, insufficient development of methods of career guidance and the lack of targeted employment of students with disabilities and disabilities, including persons with intellectual disabilities, leads to the lack of demand for this category of citizens, which dramatically reduces their social security. Conscious and rational choice of profession creates favorable internal conditions for the development of students with intellectual disabilities, and therefore, of particular importance is the search for the most effective content of professional self-determination of students of this category of children. In this regard, the article proposes the development, testing and management of the project on professional self-determination of students with intellectual disabilities, discusses the features of professional self-determination of students with intellectual disabilities and the specifics of project management on professional self-determination of students with intellectual disabilities. Efficiency is considered by the authors through the prism of key functional areas of project management. The purpose of the article is to describe the implementation of the project on professional self-determination of students with intellectual disabilities and experimental verification of the effectiveness of management of this project.
Keywords: project, project management, features of students with intellectual disabilities, specific features of project management, professional self-determination, project management efficiency
В «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Современное общество предъявляет всё более высокие требования к профессиональной деятельности личности. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В настоящее время наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Выбор профессии для таких обучающихся, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Следовательно, главным направлением профориентационной работы обучающихся данной категории детей, является формирование у них интереса и потребности к рекомендуемым им видам труда при учете их потенциальных возможностей, с целью обеспечения реальной возможности трудоустройства.
В связи с этим большое значение приобретает формирование готовности обучающихся с нарушением интеллекта к профессиональному самоопределению, которое обеспечивает сознательный и рациональный выбор профессии в соответствии с возможностями и интересами.
В рамках реализации идей «Доступной среды» [7] нами разработан проект по профессиональному самообразованию обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный проект подразумевает процесс, который представляет собой совокупность управляемых и взаимосвязанных видов деятельности, реализуемых в определенных временных рамках. Направлен этот процесс на достижение четко определенной цели и получение особого продукта. При этом цель подчинена известным требованиям, в основе которых лежат ограничения — по качеству, стоимости, ресурсам и срокам. Главным результатом его реализации должно стать формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями готовности к профессиональному самоопределению. К числу преимуществ проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями можно отнести получение выпускниками набора компетенций, отвечающих требованиям современной экономики в целом и работодателей в частности, что будет способствовать изменению их социально-общественного статуса «иждивенца» на статус «налогоплательщика».
Социальная значимость проблемы и анализ научно-педагогической литературы позволили выделить существенные противоречия между:
− возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
− ростом количества профессий на рынке труда и ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями.
В процессе изучения литературы по теме исследования мы выявили следующее:
1. Управление проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями будет эффективным, если при его реализации учитываются:
– особенности профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
– перечень профессий рабочих специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»);
– требования к квалификации работника при выполнении им трудовых функций(Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367));
– взаимодействие с работодателями и представителями учебных заведений.
2. Специфика управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с заключается:
– во взаимодействии с работодателями и представителями учебных заведений (семинары, встречи);
– в использовании разработанного методического инструментария управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта, с учётом мнения работодателей, требований учета стандартов, который включает в себя:1) диагностический блок; 2) консультативный блок (беседы с обучающимися, их родителями, работодателями); 3) оценочный блок (опрос).
Предлагаемая нами система мероприятий по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями включает в себя:
1) Разработку и реализацию программы по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
2) Оценку эффективности управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основные направления работы программы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта:
– профессиональное просвещение (профинформация, профпропаганда; профагитация); профессиональная диагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе проведен теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовой документации, практического опыта в контексте исследований проблемы. Уточнен научный аппарат исследования. Сформулированы цель, гипотеза, задачи, концепция проекта по теме исследования, определение концептуальных основ управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
На втором этапе осуществлялась разработка и реализация проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе обработаны и проанализированы результаты эмпирического исследования, осуществлена оценка эффективности, обработка и систематизация полученных результатов исследования, определение эффективности проведенного исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска». В эксперименте приняли участие обучающиеся старших классов КОГОБУ ШИ ОВЗ № 2 г. Нолинска.
Внедрение проекта предполагало проведение следующих этапов экспериментальной работы:
- При обосновании необходимости выполнения проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта была произведена оценка сильных и слабых сторон проекта;
- Проведена оценка возможностей и угроз проекта, исходящих из окружающей среды;
- Составлена декомпозиция работ по фазам жизненного цикла проекта;
- Составлена схема организационной структуры проекта; описаны команда управления проектом и команда проекта с их функционалом, а также описаны ключевые этапы проекта;
- Заказчиком проекта были описаны критерии успеха и неудач проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта были использованы стандарты, установленные в ГОСТ РИСО 21500–2014. В таблице 1 представлена классификация процессов по управленческим и предметным группам относительно проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта, составленная в соответствии со стандартами, установленными в ГОСТ РИСО 21500–2014.
Таблица 1
Классификация процессов по управленческим ипредметным группам
Предметная группа |
Управленческая группа |
||||
Инициирование |
Планирование |
Организация и контроль |
Анализ и регуляция |
Завершение |
|
Управление предметными областями проекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Определение содержания Определение критериев успеха и неудач |
Разработка Устава проекта Определение структуры декомпозиции работ WBS SWOT-анализ |
Управление по вехам Управление содержанием проекта Контроль изменений |
Подготовка отчета о ходе работ Сравнение отчета с планом |
Составление итогового отчета Анализ извлеченных уроков Сохранение накопленного опыта |
|
Управление временными параметрами |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Определение последовательности работ Оценка длительности работ Разработка расписания |
Составление сетевого графика (диаграмма Ганта) |
Координация работ проекта по временным параметрам |
Контроль сроков проекта |
Подготовка отчета о выполнении работ |
|
Управление рисками |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Идентификация рисков Оценка рисков |
Определение мер предотвращение и реагирование на риски |
Управление рисками |
Мониторинг и контроль над рисками |
Подготовка отчета о выполнении работ |
|
Управление коммуникациями |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Определение состава заинтересованных сторон |
Разработка плана коммуникаций |
Распространение информации |
Подготовка отчетности по ключевым вехам проекта |
Подготовка отчета о выполнении работ |
|
Управление человеческими ресурсами |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Оценка ресурсов проекта Определение организационной структуры проекта |
Составление матрицы ответственности |
Формирование команды проекта Управление командой проекта |
Управление командой проекта |
Подготовка отчета о выполнении работ |
|
Управление качеством |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Определение критерий успеха и неудач проекта |
Планирование качества |
Обеспечение качества |
Контроль качества |
Подготовка отчета о выполнении работ |
|
Таким образом, при управлении проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями было использовано пять управленческих групп в разрезе шести предметных областей. На пересечении управленческих и предметных групп были определены процессы, описание которых представлено в уставе проекта.
Эффективность управления разработанным и апробированным проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями проверялась при помощи анализа управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Анализ был проведён, опираясь на проектный треугольник, и включал три этапа.
1 этап — анализ управления временными параметрами;
2 этап — проведение анализа управления стоимостью проекта;
3 этап — анализ управления качеством проекта.
Анализ управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволил сделать следующие выводы:
− все работы проекта выполнены в срок и отклонения по временным рамкам находятся в пределах нормы;
− фактическая стоимость проекта не выходит за рамки запланированного бюджета;
− качество предоставляемых услуг, оцениваемое по критериям успеха и неудач, соответствует требованиям заказчика проекта. Проект реализован в установленные сроки и в рамках выделенного бюджета, проект достиг намеченной цели, заказчик удовлетворен результатом реализации проекта.
Анализ результатов управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта был оценен, опираясь на анализ эффективности проекта и на анализ эффективности управления проектом. В целом можно сделать вывод, что по всем показателям управление проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями было осуществлено эффективно.
Заключение
Проблема профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями доказывает актуальность нашего исследования.
В результате нашего исследования:
- Были выявлены особенности обучающихся с нарушением интеллекта.
Особенностями профессионального самоопределения обучающихся старших классов с нарушением интеллекта являются:
– недостаточная осведомлённость о своих особенностях, склонностях и интересах;
– несоответствие профессиональных возможностей профессиональным интересам;
– недостаточная сформированность (отсутствие трудовой установки, общетрудовых умений и навыков, профессиональных интересов);
– недостаточная информированность о спектре доступных профессий, реальном производстве, характеристиках выбираемых профессий и предъявляемых ими требованиях к человеку, о возможностях получения профессии;
- Определена специфика управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта.
Спецификой управления проектом является учет:
– особенностей профессионального самоопределения обучающихся с нарушением интеллекта;
– перечня профессий рабочих специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»);
– требований к квалификации работника при выполнении им трудовых функций(Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367));
– взаимодействий с работодателями.
- Разработана и апробирована программа по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта.
- Разработан методический инструментарий управления проектом по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта с учётом мнения работодателей, требований учета стандартов, который включает в себя:1) диагностический блок, 2) консультативный блок (беседы с обучающимися, их родителями, работодателями); 3) оценочный блок (опрос).
Литература:
- Афанасьева, Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. — 2015. — № 6.
- Бондарь В. И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В. И. Бондарь, И. Г. Еременко // Дефектология. — 1990. — № 3. — С. 36–42
- Васенков Г. В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 16–23.
- Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. — М., 1961. —55 с
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)
- Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А. Е. Голомшток. — М.: Просвещение, 1979. — 235 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. n 2181-р.
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. — Ижевск: Удмуртский университет, 2009. — 112с.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — Москва: Просвещение, 1969. — 216 с.
- Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей / Г. М. Дульнев; под ред. Т. В. Власовой и В. Г. Петровой. — Москва: Просвещение, 1984. — 175,
- Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 127–130. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1634/ (дата обращения: 05.10.2019).
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Академия, 2013. 416 с.
- Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Деловая книга, 2012. — 248 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Деловая книга, 2009. — 234 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. 304 с.Климов Е. А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов средней школы / Е. А. Климов. — Москва: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов средней школы / Е. А. Климов. — Москва: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е. А. Климов. — Обнинск, 1993. — 340 с.
- Медведев Д. С. Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе // Профильная школа. 2009. № 4. С. 58–62.
- Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. — Москва: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28–38.
- Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75–80.
- Назамбаева Ж. И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы / Ж. И. Назамбаева // Дефектология. — 1978. — № 1. — С. 20–25.
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 (ОКПДТР) (актуальность базы — 2019 год,с последними изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297
- «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
- Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е. М. Старобиной. — М., 2007.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62–72.
- Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н. С. Пряжников. — М.: Наука, 2012. — 390 с.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 1996. — 429 с.
- Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия. 2006. 496 с.
- Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. 111 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология»-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
- Сазонов А. Д., Сазонов В. А., Сазонов И. А. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ России: монография. Курган: Изд-во КГУ. 2000. 192 с.
- Старобина Е. М., Гордиевская Е. О., Кузьмина И. Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья: Монография /. — М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352с.
- Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М.: Сфера, 2007. 384 с.
- Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев: Радянська школа, 1976. 126 с.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Хохлина Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. № 2. С. 25–34.
- Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118–122.
- Чистякова, С. Н. Профессиональная ориентация и управление. / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1987. — 301 с.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст]: монография / Под ред. Шиф Ж. И. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с...
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с. ISBN 5–88969–001–9
- Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24–28.
- Юматова, И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов н/Д., 2000. 27 с.