В статье анализируются основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что запреты и ограничения в различных сферах для военнослужащих вытекают из сущности воинской службы, а государственные интересы по обеспечению обороны и безопасности страны, возложенные на военнослужащих, являются приоритетнее частных интересов.
Ключевые слова: право, свобода, военнослужащий, ограничение, закон, конституция, запрет.
Военная служба связана с некоторыми прямыми запретами и ограничениями конституционных прав и свобод военнослужащих.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что свободы и права гражданина и человека могут ограничиваться федеральным законодательством в той мере, в которой это нужно для защиты законных интересов и прав, здоровья, нравственности и конституционного строя, обеспечение государственной безопасности и обороны государства. Такие ограничения, на взгляд А. А. Подмарева, могут вводиться не только в отношении населения государства, но и в отношении отдельных категорий граждан, к примеру, военнослужащих [1].
К. И. Слесарский пишет, что ограничения отдельных конституционных свобод и прав военнослужащих обусловлены возложением на организации и органы основного объема мероприятий по осуществлению конституционной обязанности по подготовке военнослужащих, что обусловливает специфику исполнения военной службы [2]. Военнослужащие исполняют службу в интересах общества, в частности, для защиты основ конституционного строя, законных интересов и прав иных лиц, безопасности и обороны государства.
Ограничения конституционных свобод и прав военнослужащих устанавливаются ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными российскими законодательными актами.
Проблема ограничения конституционных свобод и прав военнослужащих состоит в установлении на законодательном уровне пределов и границ действия их свобод и прав. Многие исследователи полагают, что применяемые и вводимые государственными органами власти ограничения свобод и прав обязаны соответствовать концептуальным установкам и принципам Конституции РФ и международной практики [3]. Исследование основных положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет резюмировать, что они соответствуют правовым международным нормам о допустимых и необходимых ограничениях в демократическом обществе.
В Международных пактах о правах человека и ст. 29 Всеобщей декларации прав человека указаны следующие условия и основания вероятных ограничений:
– они вводятся для удовлетворения требований морали, охраны и обеспечения государственной безопасности, а также общественного благосостояния;
– они используются исключительно для уважения и соблюдения свобод и прав других и постольку, поскольку это совместимо с их природой;
– они могут быть введены лишь на основе закона, в РФ на основе федерального закона — Конституции РФ.
Согласно положениям Конституции РФ такие ограничения вводятся для обеспечения государственной безопасности, обороны государства, здоровья, нравственности и конституционного строя.
Следовательно, особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых свобод и прав военнослужащих, которые гарантированы гражданам Конституцией РФ. Такие ограничения распространяются на всех военнослужащих вне зависимости от служебного положения и вводятся на законодательном уровне.
Далее более подробно остановимся на ограничениях и запретах конституционных свобод и прав военнослужащих и их направлениях.
Ограничения свободы и печати слова. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» ограничивается свобода слова военных в качестве запрета обсуждения и критики приказов начальников и командиров. А также в пункте 2 статьи 8 указаны ограничения в отказе от исполнения служебных обязанностей по мотивам отношения к религии либо использовать собственные служебные полномочия для пропаганды определенного отношения к религии.
Запреты, связанные с особым характером военной службы.
В пункте 3 статьи 7 Федерального Закона «О статусе военнослужащего» указаны некоторые запреты, связанные с характером военной службы, к примеру, запрет на принятие участие в забастовках. Запрет на принятие участия в забастовках исходят из сущности военной службы как государственной федеральной службы особого вида. Следовательно, на законодательном уровне подчеркнута неразрывность состояния на военной службе в пределах установленных законодательством сроков, а также неприемлемость использования при исполнении военной службы этой формы защиты собственных прав. Указанный запрет соответствует практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках, сложившейся в зарубежных странах, и не противоречит нормам международного права.
Запрет на иностранные награды предусмотрен положениями абзаца 7 пункта 7 статьи 10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих». Согласно положениям указанной статьи военнослужащим запрещено принимать ордена, звания и иные знаки отличия иностранного государства без разрешения Президента РФ. В свою очередь, запрет включает в себя и специальные, почетные звания и награды иностранных и международных организаций. Это обусловлено тем, что признание определенных заслуг военнослужащего иностранным государством ставило бы его в двусмысленное положение, так как федеральное законодательство регулирует условия принятия званий и наград иностранных государств.
Ограничения и запреты в экономической сфере. Российским законодательством регламентировано ограничение в экономических правах для военнослужащих. В указанной сфере ограничение имеет двоякий характер. С одной стороны, оно ограничивает их в возможности использования некоторых имущественных благ в результате исполнения военной службы. С другой стороны, направлено на ограничение в занятии определенной деятельностью для военнослужащих.
В статье 10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» установлен запрет заниматься военнослужащему другой оплачиваемой деятельностью, т. е. военная служба не может быть совмещена с работой в организациях, учреждениях и на предприятиях. Этот запрет считается юридическим выражением требования о том, что военнослужащий должен военной службе посвятить все свое время. В свою очередь, нормы указанного нормативного источника разрешают военнослужащим заниматься творческой, преподавательской и научной деятельностью, что вытекает из части 1 статьи 44 Конституции РФ.
Ограничения и запреты в политической сфере. Военнослужащие согласно статье 9 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» может быть избранным и избирать в органы местного самоуправления и органы государственной власти.
Для соблюдения политической нейтральности в статье 18 ФЗ «Об обороне» [4] запрещено ведение политической агитации на территориях воинских частей. А согласно статье 62 Федерального Закона от 20.02.2014 г. № 20-ФЗ [5] воинским организациям, учреждениям и частям запрещено проводить предвыборную агитацию, а также распространять агитационные материалы.
В. С. Никитина пишет, что в России военнослужащие не ограничены в пассивном и активном избирательном праве. Но запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью означает и запрет быть депутатом органов местного самоуправления, органов субъектов РФ, органа РФ. [6] Военнослужащим, которые избраны депутатами и осуществляют полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, которые осуществляют полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, приостанавливается служба в занимаемой должности на срок полномочий в данных органах с прекращением действий контракта о прохождении службы. Об этом гласят положения статьи 45 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе». Следовательно, на законодательном уровне определена невозможность совмещения функций военнослужащего и народного представителя в одном лице. Это соответствует принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции РФ.
Таким образом, в России военнослужащие не могут состоять в общественных объединениях, которые преследуют политические цели, и в политических партиях. Но на законодательном уровне отсутствует упоминание о возможности участия в деятельности таких организаций. В результате того, что в РФ ограничение конституционных свобод и прав граждан возможно лишь на основе прямого законодательного указания, то нужно признать, что военнослужащие могут во внеслужебное время участвовать в деятельности общественных объединений, которые преследуют политические цели.
Помимо перечисленных прямых запретов конституционных свобод и прав военнослужащих, в российском законодательстве также предусмотрены ограничения в некоторых свободах и правах личности:
- Для военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву, запрещено обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Для других военнослужащих получение такого образования возможно по заочной и очно-заочной форме обучения.
- При служебной необходимости отдельные мероприятия военной службы проводятся без ограничения общей продолжительности служебного еженедельного времени.
- Выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территории которых они служат, осуществляется в определенном общевоинскими уставами ВС РФ порядке. А выезд за пределы РФ — в установленном российским законодательством порядке.
Проанализировав вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу. Ограничение некоторых конституционных прав, а также свобод в занятии определенной деятельностью влечет за собой существенное нарушение частных интересов любого лица, что оправдывается лишь наличием в публичной сфере более важного интереса, который выше частного интереса. Государственные интересы по обеспечению обороны и безопасности являются такими интересам, их реализация возложена на военнослужащих. Таким образом, запреты и ограничения в различных сферах для военнослужащих вытекают из сущности военной службы.
Литература:
- Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 9–17.
- Слесарский К. И. Ограничение конституционных прав и свобод личности при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 6 (258). С. 30–39.
- Ягофарова И. Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина в РФ // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. № 1 (50). С. 64–72.
- Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 3.06.1996, № 23, ст. 2750.
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740.
- Никитина В. С. Ограничение реализации активного избирательного права военнослужащих в Российской Федерации на местных выборах // Молодой ученый. — 2018. — № 16. — С. 230–231.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».