Индивидуальный подход к развитию детей с ЗПРР с логико-ассоциативной карточной системой обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.10.2019

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Эльдемель, О. А. Индивидуальный подход к развитию детей с ЗПРР с логико-ассоциативной карточной системой обучения / О. А. Эльдемель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63141/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цель данной статьи — простым и понятным языком передать опыт воспитания и обучения ребенка с ЗПРР.

Воспитание и обучение детей с задержкой развития требует немало усилий, и результаты не всегда отвечают ожиданиям. Но, основываясь на собственном опыте, могу сказать — никогда не сдавайтесь. Ваш ребенок уникален, и всевозможные методики — это всего лишь один из путей к вашей цели. Однажды вы почувствуете, где сидит корень «зла», и подберете свою, индивидуальную для вашего ребенка, методику. Все общеизвестные, основные методики развития ребенка, как правило, направлены на тренировку мозга, приобретение отдельных навыков в восприятии, запоминания, коммуникации, развитии логики, мелкой моторики и анализа. И у всех этих методик, несомненно, есть немало положительных результатов, поэтому стоит их изучить и попытаться реализовать или использовать элементы для подбора индивидуального обучения.

Давайте рассмотрим причины, из-за которых у вашего ребенка, возможно, задерживается интеллектуальное развитие, и назовем их «провалами». То есть точки, которые для полноценного развития ребенка необходимо поднять до удовлетворительного уровня, найти возможности для компенсации.

С младенчества развитие ребенка опирается на главные чувства восприятия — слух, зрение, вкус, обоняние, вестибуляция (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса, осознание в каком положении, где находятся части тела), осязание и тактильные ощущения (ощущение температуры, тепла, боли).

К перечисленным чувствам отдельной статьей я бы добавила и эмоциональное восприятие, способность реагировать радостью, страхом, грустью, злостью, отвращением, удивлением.

Все это формирует интеллектуальное, психическое, физическое, социальное, познавательное и духовное развитие ребенка. Ограничение любых из вышеописанных органов чувств зачастую приводит к торможению развития ребенка. Но при этом существует закон компенсации. Это когда при потере или ограничения работы одного органа чувств, лучше развиваются другие. При дисфункции мозга сложно определить, чем компенсируется и заполняется провал. Вот это и будет вашей первой задачей: определить сильные и слабые стороны вашего ребенка.

Вы спросите, как это можно определить? Наиболее объемно ребенок раскрывается в игре и в непосредственных ситуациях, где он чувствует себя свободно, воодушевлен и заинтересован. Да-да, это игра и игровые импровизации.

К примеру, наблюдая за играми своего пятилетнего сына, я отметила, что в игре он любит структурировать предметы. Выстраивать по размеру и цвету, выделять по заданной роли игрушки, социализировать свою игру. В его игровом мире игрушки коммуницировали между собой, существовала иерархия и системность. Вместе с этим присутствовали постоянно повторяющиеся маневры, в которые, в итоге, добавлялись новые действия.

Из наблюдений мне стало понятно, что у мальчика есть отличные математические данные, у него прекрасно развивается логика и анализ. Так же отметила его интересные инженерные решения в построениях конструкций и сооружений. То есть, если брать условный тип мышления, то мой сын явный «технарь». Большие затруднения у него вызывало запоминание терминов, названий и построение фраз в общении, не хватало внимательности к деталям. В данном случае наши провалы — типичные следствия мозговой дисфункции, обратимые когнитивные расстройства, пострадали память, внимание, присутствовало подавление психоэмоциональной сферы. Некоторые эмоции и осознанные переживания пришли в подростковом возрасте.

Проанализировав поведение ребенка в игре, я выделила две стороны — на одной этапы развития, соответствующие возрасту, перспективные и на другой — требующие коррекции и дополнительного внимания. Опираясь на эту информацию, сделала вывод, что в обучении необходимо выстроить понятную для него логическую цепочку с ассоциативными элементами для улучшения запоминания и возможностью вернуться на шаг назад, чтоб вспомнить закрепленный материал или решить неуверенные моменты.

Наиболее удачная реализация таких логических цепочек с ассоциативными элементами показала себя в карточной системе подачи информации. К примеру, чтоб запомнить название профессией, выстраивалась цепочка «работа- инструмент-специалист-название» «строитель-стройка-кирпичи-мастерок». Для читающего или обучающегося читать ребенка — дополнительно карточки со словами: кирпич, мастерок, каска, стройка, кран, цемент, строитель, стена, фундамент, крановщик, груз, крыша, окно, балкон, дверь. Не страшно, что не все слова ребенок запомнит сразу, слова этой цепочки могут перемежаться с картинками и словами другой цепочки. Для примера, предложите ребенку в игровой форме, игру построить город или дом из конструктора, предложите ребенку подобрать картинки к теме обсуждения. Если ребенок умеет читать, разложить вокруг карточек с картинками карточки со словами, обсуждая каждый шаг. То есть ребенок должен обосновать, почему он выбрал эту картинку «из кирпичей строят, здесь будет окно, кран доставит доски». Если же не умеет читать, вы зачитываете ему слова, и он объясняет, подходят эти слова или нет. В этом случае можно включить фантазию и шутить, поддерживая интерес ребенка к игре. «У тебя нет цемента? А у меня есть, если найдешь, сможешь взять». Предложить ребенку раскладывать карточки со словами вокруг тех карточек с картинками, к которым они наиболее подходят по смыслу или имеют отношение к картинке в определенной последовательности. Последовательность ребенок должен установить сам и объяснить, почему именно так. Вы можете предложить иные варианты, но настаивать на своей позиции не стоит, в игре нет «правильного хода», здесь важнее понять ход мышления ребенка. Обратить внимание на построение речи и поведение. Что усложняет, что упрощает в игре ребенок. Цель игры — диагностирование, расширение кругозора, введение новых определений, закрепление/повторение и разбор новых слов. Игра может нести в себе комплексное занятие математикой, изучение алфавита, окружающего мира. В ходе игры можно посчитать, сколько окон и дверей будет в новом доме, высокая или низкая будет крыша, сколько комнат, этажей/кирпичей. На какую букву начинается слово «строитель», на что похожа буква «с», поискать в картинках похожие элементы на букву «с». Таким образом, ребенок не только быстрее запомнит данную букву, но и ассоциации помогут детям с дислексией и дисграфией «видеть» и «слышать» эту букву. Но не следует вкладывать в игру слишком много информации, если только ребенок сам не заинтересуется.

Заранее подготовьте тематические карточки для игры. Картинки, печатными буквами прописать слова, согласные буквы синим, гласные красным, карточки с цифрами. Подготовьте карточки не только по теме игры, пусть будут другой темы, они должны вывести ребенка на размышление, сравнение и выбор.

Разнообразие слов и картинок необходимы не только для расширения словарного запаса и кругозора, но и для последующих игр. Про ассоциативные игры, закрепляющие творческие занятия, мы с вами поговорим уже в следующей статье.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, ваш ребенок, картинка, слово, буква, карточка.


Похожие статьи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья посвящена важности комплексного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов

Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Похожие статьи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья посвящена важности комплексного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов

Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Задать вопрос