В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, духовно-нравственные перспективы, духовность и нравственность школьников.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования:
– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В Стандарте определен «портрет» выпускника школы:
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
На современное образование возложена ответственная задача — воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. В соответствии с ФГОС в школе приоритетным стало духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которому уделяется большое внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Перед началом учебного года учитель продумывает систему выбора дела по душе. В начале учебного года выявляет предпочтения обучающихся путём проведения анкетирования детей и их родителей. Всё это даёт возможность развивать способности обучающихся в самых разных направлениях. Учитель определяет цель и задачи по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Цель: Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Задачи:
– Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
– Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
– Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т. е. в каждом классе дети знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание духовно-нравственных понятий и представлений.
На уроках чтения педагоги воспитывают ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждают в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; воспитывают в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован и подбор текстов в учебнике. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача педагогов привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?
Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.
Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, Прохоровского района, Белгородчины, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности.
Сегодня в школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений, среди которых и духовно-нравственное направление.
На занятиях формируются и приобретаются навыки нравственных ценностей, доброты, милосердия, сострадания. Занятия включают в себя не только литературное, но также изобразительное и прикладное творчество, и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на занятиях самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, лепка, рисование. Применяется также проектная деятельность и коллективное творческое дело.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Учитель должен представлять, какие нравственные понятия сформированы семьёй. Семья — это особый коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей. Поэтому необходимо их привлекать к участию во всех организуемых школой мероприятиях — это и встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, Мужества, акции «Добрые дела». Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей.
Литература:
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45–57.
- Бразговка Л. П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л. П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с. 35–40.
- Иванова А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А. П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.26–30.
- Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.