Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.10.2019

Статья просмотрена: 1249 раз

Библиографическое описание:

Гущина, М. А. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС / М. А. Гущина, Л. Л. Окунева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63164/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, духовно-нравственные перспективы, духовность и нравственность школьников.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В Стандарте определен «портрет» выпускника школы:

– любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

На современное образование возложена ответственная задача — воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. В соответствии с ФГОС в школе приоритетным стало духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которому уделяется большое внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Перед началом учебного года учитель продумывает систему выбора дела по душе. В начале учебного года выявляет предпочтения обучающихся путём проведения анкетирования детей и их родителей. Всё это даёт возможность развивать способности обучающихся в самых разных направлениях. Учитель определяет цель и задачи по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Цель: Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Задачи:

– Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

– Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

– Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т. е. в каждом классе дети знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание духовно-нравственных понятий и представлений.

На уроках чтения педагоги воспитывают ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждают в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; воспитывают в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован и подбор текстов в учебнике. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача педагогов привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?

Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.

Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, Прохоровского района, Белгородчины, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности.

Сегодня в школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений, среди которых и духовно-нравственное направление.

На занятиях формируются и приобретаются навыки нравственных ценностей, доброты, милосердия, сострадания. Занятия включают в себя не только литературное, но также изобразительное и прикладное творчество, и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на занятиях самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, лепка, рисование. Применяется также проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Учитель должен представлять, какие нравственные понятия сформированы семьёй. Семья — это особый коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей. Поэтому необходимо их привлекать к участию во всех организуемых школой мероприятиях — это и встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, Мужества, акции «Добрые дела». Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей.

Литература:

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45–57.
  2. Бразговка Л. П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л. П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с. 35–40.
  3. Иванова А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А. П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.26–30.
  4. Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, классный коллектив, духовно-нравственное воспитание детей, духовно-нравственное просвещение, нравственность школьников, ребенок, урок, формирование духовности, школа.


Ключевые слова

духовно-нравственное просвещение, духовно-нравственные перспективы, духовность и нравственность школьников

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Задать вопрос