Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора. Органы прокуратуры призваны осуществить в интересах граждан мероприятия по пресечению нарушений прав человека.
Ключевые слова: прокуратура, защита прав человека и гражданина, проверки, акты прокурорского реагирования.
The protection of human rights is carried out within the framework of prosecutorial supervision. The procuratorial authorities are called upon to take measures to prevent human rights violations in the interests of citizens.
Keywords: Prosecutor's office, protection of human and civil rights, inspections, acts of prosecutorial response.
Ст.2 Конституции РФ содержит основополагающий принцип, устанавливающий концептуальную обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Воплощение данного принципа в практику российского государства возложено на государственные органы, важнейшим из которых является прокуратура. Правовой статус прокуратуры закреплен в ст. 129 Конституции, согласно которой в рамках особой надзорной деятельности данный государственный орган обеспечивает комплекс прав и свободы граждан.
В соответствии с ч. 1 ст.1 Федерального Закона «О Прокуратуре РФ» — Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Деятельность прокуратуры по защите прав и свобод граждан является комплексной и осуществляется в интересах всех граждан. Добиваясь устранения нарушения закона, органы прокуратуры восстанавливают права граждан, способствуют их соблюдению независимо от характера нарушений.
Прокуратура обладает большими возможностями по охране и защите прав человека, поскольку по существу любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной, экономической деятельности они ни допускались, должны быть прекращены.
В теории российского конституционного права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы.
Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Охрана данной группы прав граждан в деятельности прокуратуры имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.
Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. Прокуратура реализует свои полномочия по охране и защите права на свободу мысли и слова, свободу совести, права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, избирательные права и др.
К третьей группе относятся экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К компетенции прокуратуры относится охрана и защита права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; права частной собственности, включая право частной собственности на землю; права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; правв на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Соблюдение все обозначенных групп прав и свобод составляет предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [1]. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” прокуратура осуществляет деятельность, возникающую при посягательстве на правовое положение личности и заключающуюся в воспрепятствовании нарушению прав человека и восстановлении правомерного состояния.
Основанием включения прокуратуры в деятельность по охране и защите граждан являются следующие юридические факты:
1) Имеется факт нарушения прав граждан, ставший известным органам прокуратуры благодаря обращениям граждан, выявленных нарушений в публикациях в средствах массовой информации, выявленных фактов в результате проверок органов прокуратуры и др.
2) Нарушителями прав гражданина выступают органы и должностные лица, которые находятся в сфере воздействия органов прокуратуры. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре» в качестве таковых выступают:
– органы государственной власти;
– органы муниципальной власти,
– должностные лица органов управления;
– должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и др.
3) обратившиеся за помощью и поддержкой граждане относятся к группам лиц, которым прокуратура оказывает помощь. К ним относятся:
– лица, находящиеся в подчиненном к поднадзорному органу положению (например, лица, находящиеся в местах лишения свободы;
– поднадзорные прокуратуре лица обладают правовыми или организационными возможностями по существенному ограничению правового положения человека или гражданина, либо когда реализация правовых возможностей человека или гражданина зависит от решения данных лиц (таковыми могут выступать должники, зависимые от органов исполнения наказаний или находящиеся под административным надзором);
– существует неопределенный круг зависимых от субъектов, входящих в предмет надзора прокуратуры лиц, обладающих общим для них правовым статусом или положением (граждане, иностранцы, ветераны, пенсионеры и т. п.) и др. [2]
Основным методом прокурорского надзора за соблюдением прав граждан выступают прокурорские проверки. В качестве повода для их проведения могут выступать материалы уголовных, гражданских арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
В рамках проверки прокурором устанавливается: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина; его фактическое проявление; какие федеральные законы при этом были нарушены; какой орган или какое должностное лицо виновно в совершении данного правонарушения; каковы последствия действий данных должностных лиц.
Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения позволяет проверяющему его заявление работнику прокуратуры остановить дальнейшую проверку, если в уже полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. По окончании проверки заявителю по его просьбе дается возможность ознакомиться с материалами и документами, относящимися к нарушению его прав и свобод, в той мере, в которой это не противоречит законным интересам других лиц, требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны.
Решение о предоставлении заявителю возможности рассмотреть документы принимает в Генеральной прокуратуре Генеральный прокурор РФ или его заместители, начальники управлений и отделов; в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и других специализированных прокуратурах — соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. [3]
Таким образом, деятельность органов прокуратуры является гарантом реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающих поддержание правопорядка в обществе. Для ее осуществления органы прокуратуры осуществляют надзорные мероприятия в отношении государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц с целью защиты прав граждан, а также восстановления существовавшего положения.
Литература:
1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева. — М.: Юристъ, 2016.
2. Ахмедов Р. А. Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 235–238.
3. Еримбетов С. С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3–1. С. 181–184.