Развитие экономики в эпоху технического прогресса во многом определяется передовыми информационными технологиями, без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Отправной точкой информационного прогресса в полной мере является формирование единого всемирного информационного пространства, создание технологий и глобальных информационных систем, структурирование информационных потоков и ресурсов, а также формирование рынка информационных продуктов и услуг.
Применение информационных и инновационных технологий в органах государственной власти на современном этапе особенно актуально, поскольку их деятельность непосредственно сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого массива данных и информации. Именно применение передовых информационных технологий является основополагающим фактором, определяющим тенденции развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) и инструментов администрирования. С целью повышения эффективности таможенного контроля и совершенствования таможенных операций внедряются новые информационные технологии [1]:
− функционирование транспортной системы с быстрой и надежной передачей информационных данных таможенным органам;
− система электронного предварительного информирования;
− усовершенствованная система электронного декларирования;
− технология авторегистрации деклараций;
− технология автовыпуска деклараций;
− усовершенствованные базы данных, обеспечивающие хранение и статистическую обработку большого количества таможенных документов [3].
Информационная система таможенных органов является одной из самых больших и динамических систем, которая состоит из большого числа элементов, реализующих функции внешнеэкономической деятельности. Управленческая система таможенных органов имеет многоуровневую структуру, обширные внутренние и внешние связи, где взаимодействуют разнообразные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, отражающие их информационные потоки. Для того чтобы такая сложная система нормально функционировала, осуществляется управление, как отдельными структурными элементами, так и системами в целом.
Основу таможенного дела государства составляет его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие функции реализации таможенной политики [4].
Центральное место в проблеме совершенствования таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из основных причин, повлекших за собой наличие такой проблемы — низкий уровень процессов оперативного и стратегического управления деятельностью таможенных органов. Также остаются актуальными нерешенные задачи оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов и отсутствие должного приведения их штатной численности в соответствии с целями, задачами, функциями и объемами деятельности [5].
В настоящее время основные вопросы автоматизации частично решаются в рамках политики единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационных и справочных документов таможенных органов [1].
Основным составляющим информационно-технической политики является целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов, а также обеспечение эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов — самостоятельное и приоритетное направление ФТС России, представляющее собой процесс внедрения передовых информационных технологий в таможенном деле.
В настоящее время проводится кардинальная модернизация ФТС России в соответствии с Целевой программой развития таможенных органов. Также осуществляются меры по приведению их в соответствие с международной практикой таможенного дела [2].
К сожалению, в таможенном деле имеется существенный ряд проблем, решение которых требует урегулирования. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является недостаточная эффективность проведения таможенного контроля при перемещении физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу. Решение данной проблемы будет целесообразно начать с внедрения передовых инновационных технологий, позволяющих усовершенствовать таможенный контроль, своевременно и эффективно применять передовые технические средства контроля для выявления и предупреждения различных видов нарушений таможенного законодательства [5]. Таким образом, назревает необходимость в создании межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, используемой при осуществлении государственного контроля соответствующими службами. Кроме того, эта система может минимизировать сроки проведения таких таможенных процедур, как предварительное информирование, электронное оформление и декларирование грузов. Но процессы глобализации и информатизации экономических связей приводят к усложнению ориентации не только коммерческих организаций, но и государственных служб, что означает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — положительные изменения во всей структуре и методах управления. Реализация данных обязательств обеспечивается путем применения новейших методов, таких как контроль на основе управления рисками, стандартизации и унификации таможенных процедур и использования передовых информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, одним из этапов повышения эффективности проведения таможенных процедур будет создание и внедрение новых информационных технологий, которые будут способствовать поддержке в деятельности государственных организаций, упрощении сбора и обработки статистических данных о количестве и характере перемещаемых грузов, полноте загрузки транспортных средств. Для того чтобы такие информационные модели оперативно функционировали без ошибок, необходимо пользоваться более точными данными, полученными от различных государственных служб [6].
В настоящее время таможенные органы продолжают проведение мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию Интегрированной информационной системы ЕАЭС. Данная система является совокупностью интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии и национальных сегментов, объединенных защищенными каналами передачи данных [2]. Проект разработан на основе Концепции Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли. Целью Концепции является эффективное регулирование внешней и взаимной торговли, осуществление таможенного и других видов государственного контроля с использованием информационных технологий [1].
Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного Союза и национальные сегменты «единого окна» Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [1].
К сожалению, ни Российская Федерация, ни остальные государства — члены ЕАЭС в настоящее время не имеют механизма «единого окна» и с его разработкой не спешат. Для реализации механизма «единого окна» необходимы [1]:
− национальная программа реализации механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования и ответственных исполнителей;
− единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников внешнеэкономической деятельности через механизм «единого окна» и передачу другим государственным органам;
− единый перечень стандартизированных документов;
− единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».
Ни одно из вышеперечисленных условий в системе ФТС России еще не выполнено, несмотря на существование нескольких программ и планов по созданию и развитию механизма «единого окна».
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что для расширения интеграции и повышения ее эффективности в условиях ЕАЭС необходима консолидация усилий государств-членов ЕАЭС, направленных на создание и реализацию единого высокоэффективного информационного обеспечения целого ряда процессов, осуществляемых в условиях ЕАЭС.
В перспективе планируется, что ИИС ЕАЭС обеспечит информационную поддержку по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Ожидаемый результат внедрения такой системы — повышение информированности, снижение издержек при осуществлении административных процедур, доступ участников ВЭД к межгосударственным услугам.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Стратегия развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства от 28 декабря 2012 г. № 2575-р] –г. Москва.
- Малышенко Ю. В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1/ Ю. В. Малышенко, В. В. Федоров. — М.: РИО РТА, 2007–352с.
- Кухаренко В. Б. Модернизация таможенной службы. Монография — М.: ИЦ «Классика» // 2000.
- Бормотова Е. Г. Межведомственное информационное взаимодействие элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Е. Г. Бормотова //ТДР. 2013.
- Томачкова Д. Г., Чусковская Т. Н. Система электронного декларирования товаров в таможенных органах в современных условиях/ Сервис публикации документов // 2016 г.