В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы — создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. [2, с.3]
Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями, у них шире круг интересов и потребностей, чем у их ровесников всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребенка: можно просто ему дать право блуждать по Интернету, а можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические, исследовательские способности ребёнка. [1, с.4]
Условия для такого развития создаются в проектной деятельности младших школьников. В рамках творческого или исследовательского проекта активность и любознательность, присущие каждому ребёнку в этом возрасте, направляются на нахождение нестандартных собственных (пускай даже субъективно новых) решений разнообразных проблем. [1, с. 4]
Своеобразие проектно-исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него еще недостаточно развиты некоторые универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность-сотрудничество, сделать ее по-настоящему интересной и грамотной. [1, с. 4]
Организация исследовательской деятельности младших школьников — серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?
Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектно — исследовательская деятельность, организуемая на уроках, в ходе которого принимают участие все обучающиеся, способствует формированию умений, прописанных в образовательных стандартах.
Внеурочная деятельность позволяет школьнику большую свободу в выборе тематики работ, большую самостоятельность, чем на уроках, при углубленном изучении ряда вопросов и интересующих его тем.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. [4]
Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [4]
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. [4]
Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:
1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
4. Подготовка и защита презентации;
5. Анализ результатов и качества выполнения проекта.
Организация проектно-исследовательской деятельности — это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо решить несколько задач:
- Определить условия формирования исследовательских умений младших школьников.
- Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Сформировать у обучающихся начальных классов представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
- Ввести в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.
Такая деятельность способствует формированию:
– личностных УУД (адекватная самооценка; ощущение возросшей уверенности в себе, испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя; формирование мотивационной основы учебной деятельности; выработка внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе);
– регулятивных УУД (обучение детей в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы);
– познавательных УУД (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ);
– коммуникативных УУД (строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
Особую важность в организации учебных исследований имеет заключительный момент.
В целях развития интеллектуального потенциала личности ребенка, активизации творческой, познавательной, исследовательской деятельности обучающихся в различных областях науки, выявления талантливых и одаренных детей в 2009 году в ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга родилась традиция проведения ежегодной районной проектно-исследовательской конференции младших школьников «В науку первые шаги». Такая форма работы помогает одновременно решать следующие задачи: дети самостоятельно добывают знания, используя самые разные источники; к работе подключаются члены семьи; ребёнок учится выступать на публике, демонстрируя результаты своих исследований, знакомится с работами одноклассников или сверстников из других классов, школ. Для учеников гимназии и участников из других образовательных организаций района и города конференция стала замечательной возможностью попробовать свои силы в работе над исследовательским проектом и выступить перед широкой публикой.
С каждым годом интерес к исследовательской деятельности возрастает, происходит постоянный рост количества и качества проектно-исследовательских работ, вовлеченность педагогов и обучающихся в проектную деятельность. Расширяется перечень проектных тем, используемых форм работы.
Проектно-исследовательская конференция «В науку первые шаги» носит обучающий характер, ее цель — получение опыта публичного выступления, предоставление возможности ребенку научиться предъявлять себя в сложных обстоятельствах. Проводится в два тура: заочный и очный. Проектно-исследовательские работы обучающихся 1–4 классов представляются по следующим направлениям:
– область социально-гуманитарных наук: краеведение, история, музееведение, филология, педагогика, искусствоведение, экономика и экономическая география, этнография, социология, мировая художественная культура, страноведение;
– область естественных наук — химия, биология, экология, валеология, наука о Земле и др.;
– область точных наук — математика, физика, астрономия, различные области техники.
Все работы, отобранные на очный тур, разбиваются на тематические секции. В каждой секции работает экспертный совет, в который входят члены администрации и педагоги гимназии, педагоги из школ района и города, преподаватели педагогического колледжа). Каждый участник конференции представляет свою работу. Завершается конференция итоговым заседанием экспертного совета и торжественной линейкой с вручением медалей и дипломов.
Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по-настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, содержательной организации свободного времени детей.
Сегодня такая деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. В начальной школе закладывается фундамент будущей успешности в вопросе подготовки к самостоятельному проектированию и исследованию в старших классах.
Литература:
- Заграничная Н. А., Добротина Н. А. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде/ Н. А. Заграничная, Н. А. Добротина — М.: Интеллект-Центр, 2014.
- Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ В. Ф. Феоктистова — Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель.
- Пахомова Н. Ю., Дмитриева Н. В., Кузьмина Е. В. Проектная деятельность. Оценивание достижений обучающихся: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс/ Н. Ю. Пахомова, Н. В. Дмитриева, Е. В. Кузьмина; под ред. Н. Ю. Пахомовой — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017
- Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-1095181.html