В статье рассмотрен термин «менеджер» и его применение. Представлены основные задачи, которые должен выполнять менеджер. Кроме того, проведен анализ менеджеров США, Японии, Германии. Выявлены личностные и профессиональные качества современного менеджера.
Ключевые слова: менеджер, задачи, личностные качества, профессиональные качества.
В современных условиях менеджер является одним из основных ресурсов организации. Этот ресурс на рынке труда, как самый дорожающий, так и быстрее всего обесценивающийся. Стать настоящим современным менеджером, либо постоянно поддерживать и развивать профессиональные и личностные качества такого менеджера не так-то просто. Вложения в менеджеров, как и требования организаций к ним, постоянно растут. И с каждым новым поколением удваиваются.
В настоящее время под менеджером понимается руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями в сфере принятия решений по определенным видам работы компании, которая функционирует в обстоятельствах рынка. Считается, что решения, принятые менеджером обоснованы и вырабатываются основе применения новых способов управления: многовариантных расчетов при помощи компьютерной техники.
Термин «менеджер» довольно широко применяется, его употребляют, например, к:
– к организатору определенных видов деятельности в границах отдельных подразделений или программно-целевых групп;
– к руководителю компании в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
– к руководителю по отношению к подчиненным;
– к администратору любого уровня управления, который организует работу по современным методам. (Друкер, Питер Ф., 2016, с. 134)
На рисунке 1 представлены задачи современного менеджера.
Рис. 1. Задачи менеджера
В любом случае задачей современного менеджера будет создание постоянно развивающего потенциала подчиненных, способствующего на протяжении длительного времени реализацию поставленных коллективу целей. И для выполнения поставленных задач менеджер должен не только обладать определенными навыками руководителя, но постоянно развивать и повышать организаторские, профессиональные и личностные качества. Быть менеджером — значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты организации.
Несомненно, формирование образа идеального современного менеджера происходило в процессе веков. История науки менеджмента и современные взгляды на неё подразумевают под менеджером, прежде всего, человека, обладающего своими качествами и чертами характера. При этом одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие — нет.
На вопрос: каким должен быть настоящий современный менеджер и какими же качествами обладать? — каждый специалист в области управления отвечает по-своему. Так, США обладает богатейшим опытом менеджмента. Менеджеры из Америки всегда выделялись высокими деловыми качествами. Максимально коротко сущность американской модели менеджмента можно представить одним словом — индивидуализм. Современные, в особенности молодые, менеджеры применяют более человечный, демократический стиль управления. Начальник на первое место среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с сотрудниками. Тем не менее, согласно суждению американских специалистов по менеджменту, данное совершенно не значит, что плохой характер, раздражительность или жесткость пропали из управленческих кабинетов. Американский менеджер должен оптимально сочетать в себе деловые качества и умение работать в команде. Он должен также обладать профессиональными знаниями, логикой и коммуникабельностью, знаниями стратега и стремлением к достижению цели, ораторскими и организаторскими способностями.
Японская система менеджмента является самой эффективной в мире. К главному ее достоинству относят умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентирован на групповую форму организации деятельности. Применяется механизм коллективной ответственности, согласно которому члены группы принимают участие в принятии управленческих решений и на них возлагается равная ответственность за их осуществление. В Японии менеджмент больше всего ценит такие качества сотрудников, как взаимное доверие, совместная работа, гармоничность и полная поддержка в решении задач, которые стоят перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное исполнение работы осознанно затушевываются. Целью является улучшение деятельности группы и усиление коллективной солидарности. Итак, японский менеджмент постоянно рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за результат работы, будь то успех или неудача. В менеджере компании ценится высокий уровень образования, уверенность, умение строить рабочие отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, понимании совместного вклада в развитие компании. (Зарецкий А. Д., 2016, с. 192)
Немецкий стиль управления довольно своеобразный и специфичный и по своим чертам отличается от других. Немецкие менеджеры известны как специалисты с инженерно-техническим образованием. Менеджер в Германии должен обладать:
– высокопрофессиональными навыками;
– компетентностью, авторитетом;
– производственным стажем;
– ответственностью;
– самодисциплиной и самоконтролем;
– лояльностью.
Менеджеры в Германии придают существенное значение подробному описанию трудовых функций и процедур в компании. Относительно высокой представляется уровень формализации в форме инструкции, правил, обязанностей. Менеджеры предрасположены к меньшей импровизации, а больше действуют согласно с правилами и инструкциями.
В Великобритании к менеджеру предъявляются требования как к высокообразованному специалисту, хорошо подготовленному к профессиональной деятельности. Английские управляющие традиционно делают акцент на умения общения и прагматизм. Свойственная им вежливость, откровенность, самодисциплина и самоконтроль — данное культурные активы. Данное подталкивает их заботиться о приобретении навыков межличностного общения и убедительности. У английских управляющих более выражен индивидуализм, они не предрасположены считать фирму «большой семьей», более целеустремлены, замкнуты и уважительны, что в совокупности формирует безликую и формальную атмосферу деловых взаимоотношений. Они не стараются найти работу на всю жизнь и устойчивую карьеру в границах одной фирмы, в связи с этим британские фирмы не очень предрасположены инвестировать значительные средства в обучение и переподготовку сотрудников. (Холопова Л. А., 2015, с. 87)
Российский менеджмент пока далек от установленных иностранных параметров. Тем не менее годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми убеждениями и установками. В России современный менеджмент представляет собой тысячи вероятных вариантов и нюансов управленческих решений. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления в России. Поэтому в деятельности современных менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приемы, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход. В то же время современным менеджерам необходимо отличаться умением учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки и рационально хозяйствовать, формировать и поддерживать собственную репутацию и имидж, быть высококвалифицированными, быть может даже пройти обучение в престижных зарубежных университетах или стажировку в преуспевающих компаниях, постоянно развиваться. (Банько Н. А., 2015, с. 74)
Модель современного менеджера в России выстраивается ведущими российскими специалистами в области менеджмента на протяжении многих лет. Да и изменения в общественно-экономической жизни нашей страны предъявляют к современным менеджерам определенные, и все новые требования. Несомненно, список предъявляемых требований к настоящему современному менеджеру содержит личные качества и способности человека. На личностные характеристики менеджера оказывают влияние:
– особенности характера;
– пол;
– возраст;
– направленность;
– способность;
– условия деятельности;
– опыт человека.
На рисунке 2 представлены личностные качества современного менеджера.
Рис. 2. Личностные качества современного менеджера
Как видно, личностные качества менеджера мало чем отличаются от качеств других добивающихся уважения в коллективе работников.
На рисунке 3 представлены профессиональные качества современного менеджера
Рис. 3. Профессиональные качества современного менеджера
Наряду с профессиональными навыками и знаниями интеллектуальные способности человека оказывают немалое значение в становлении его специалистом в конкретной отрасли. К тому же интеллект выступает одним из главных факторов успеха менеджера. Несомненно, он должен обладать умом и рассудительностью, логическим, структурным, системным и стратегическим мышлением, эрудицией, интуицией, творческим потенциалом, уметь вести деловые переговоры и другими.
Наличие у современного специалиста всех перечисленных выше качеств, знаний и умений создает образ идеального современного менеджера. Сегодня современный менеджер — это человек — лидер, руководитель, дипломат, инноватор, стратег и профессионал в своей отрасли. И в тоже время он — психолог и воспитатель. А такие его качества, как уверенность в себе и оптимизм, обеспечивают в организации рабочую продуктивную обстановку и командный дух в коллективе. Конечно, на модель современного менеджера будут оказывать влияние, как национальность и традиции и месторасположение организации, так и отраслевая принадлежность организации и другие факторы. От менеджера могут потребоваться дополнительные определенные способности, навыки, профессиональные знания и личностные качества, может даже креативность. Кроме того, не зависимо от отрасли, для успешной работы организации, её конкурентоспособности и финансовой устойчивости российским менеджерам необходимо не только изучать положительный опыт зарубежных стран, но и применять его в российских рыночных условиях, создавать и совершенствовать свой собственный стиль руководства. Причем вопрос: каким должен быть современный российский менеджер? — будет по- прежнему актуален. Так как роль менеджера в рамках развития организации, области, края, страны, отрасли в целом постоянно растет. Растут и требования к модели идеального российского менеджера. Именно поэтому стать современным идеальным менеджером далеко не просто.
Литература:
- Банько, Н. А. Менеджмент: учеб. пособие / Н. А. Банько, Ж. А. Чеснокова, А. В. Шеина. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. — 100 с
- Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: — М.: Издательский дом «Вильямс», 2016. — 272 с.
- Зарецкий А. Д. З-34 Менеджмент: учебник /А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016. — 268 с
- Холопова Л. А. Современный менеджер — конкурентоспособный менеджер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 5. — С. 86–90
- Рафаилова Д. Д. МЕНЕДЖЕР XXI ВЕКА // Экономика и социум. — 2016. — № 4 (23). [Электронный ресурс:] https://www.iupr.ru