Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 2400 раз

Библиографическое описание:

Соболева, А. В. Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего / А. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63208/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проведен анализ влияния волонтерской деятельности на становление личности несовершеннолетнего. Представлен обзор методов для воспитания в детях и подростках законопослушных граждан и добропорядочных членах современного общества. Рассмотрены основные средства привлечения несовершеннолетних к волонтерской деятельности.

Ключевые слова: беспризорность, преступность, несовершеннолетний, личность, волонтерская деятельность, добровольчество.

In the article the analysis of influence of volunteering on the personality of minors. The review of methods for education of law-abiding citizens and respectable members of modern society in children and teenagers is presented. The main means of attracting minors to volunteer activities are considered.

Keywords: homelessness, crime, juvenile, personality, volunteering, volunteering.

Детская преступность — одна из наиважнейших сфер преступности в целом, на которую, по моему мнению, необходимо обращать внимание в первую очередь. Во-первых, потому что она формирует довольно крупный процент статистики преступности в целом по России, а во-вторых, говоря о преступности среди несовершеннолетних, мы говорим о первопричинах растущей преступности во всех отраслях юстиции. А как известно, гораздо легче и эффективнее бороться с причинами, чем с последствиями.

За последние пять лет динамика преступности среди несовершеннолетних в России достигала своего пика в 2015 году [5], а к настоящему времени сократилась на 22 %.

По мнению экспертов, на ситуацию положительно повлияли изменения в области государственной молодёжной политики, новые меры в сфере профилактики преступности и развитие волонтёрского движения в стране [6].

На самом деле, современное общество как никогда нуждается в осознании необходимости и значимости волонтерских движений. Проблемой развития волонтерства в нашей стране озабочено как государство, так и граждане. Все чаще в посланиях Президента России Федеральному собранию звучит значимость развития волонтерства [1].

Итак, как же волонтерская или иная общественная деятельность может повлиять на сокращение процента преступности среди несовершеннолетних?

Именно в периоды детства и отрочества происходит формирование личности ребенка, его характера и «собственного «Я», совокупности мнений на тот или счет, принятие либо неприятие ценностей, определение дальнейшего жизненного пути. Именно в это время как никогда необходимо уделять внимание вышеизложенным процессам и создавать всевозможные условия для позитивно направленного и многостороннего формирования психики, личности человека.

В первую очередь, огромную роль здесь играют такие социальные институты, как семья и учреждения дошкольного и школьного образования. Именно они являются тем самым первичным кругом, с которым взаимодействует ребенок с самых начал формирования личности. И именно они как никто другой должны создавать комфортную среду для каждого несовершеннолетнего члена общества. Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактики, проводимой государством и обществом.

Между тем, на территории нашей страны достаточное количество детей происходит из неблагополучных семей, которые фактически являются безнадзорными — то есть, несовершеннолетними, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [4].

Безнадзорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.). Осознавая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним малейший интерес, не преследующий благие цели.

Безнадзорные дети — это наша общая проблема, и только совместными усилиями возможно снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее [3]. Здесь и вступает в свою роль формирование молодежной политики в сфере волонтерской деятельности.

Как же волонтерство может помочь в борьбе с последствиями беспризорности и формированию личности человека в позитивном русле?

Формирование волонтерской среды в понятии добровольчества началось еще в первой половине XX века в России — тогда успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости положительного отношения к благотворительности.

Добровольчество в советский период истории России было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Советские годы существенно исказили имидж добровольчества и благотворительности, введя в практику повсеместные «добровольно принудительные» акции: массовые субботники, сбор макулатуры, обязательные членские взносы в Всероссийское Общество Охраны Природы (ВООП) и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начало формироваться в 1990-е годы, с возникновением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры стали незаменимы, волонтерское движение продолжило развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку [2].

Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что люди, даже вышедшие за рамки детского и юношеского возраста, испытывают потребность быть причастным к жизни других и стать полезными для общества. Данную потребность они готовы удовлетворять добровольно и безвозмездно. Если ребенок из неблагополучной семьи не испытывает чувства нужности и причастности там, где это необходимо проявлять в первую очередь, то нужно компенсировать отсутствие данного аспекта другим способом, например, посредством занятий добровольческой деятельностью.

На данный момент существует огромное разнообразие волонтерской деятельности, в которой каждый человек может реализовать свой потенциал. Например, есть виды социального волонтёрства, экологического, событийного, спортивного, донорского, медиа-волонтерство и др. Каждый из этих видов может дать большой спектр возможностей ребенку, который вышел из неблагополучной семьи.

Так как сейчас добровольческая деятельность соответствует своему статусу и носит исключительно добровольный характер, то для того, чтобы различным волонтерским центрам, которых благодаря развитию молодежной политики в России организовалось великое множество, привлекать детей, чаще подросткового возраста, которым в виду отсутствия надлежащего воспитания, наверняка, интересна лишь деятельность девиантного характера, необходимо выстраивать систему мотивации и заинтересованности.

К таковым может относиться множество различных факторов:

  1. Полезность. Занимаясь волонтерской деятельностью, будь то помощником организаторов на школьном мероприятии или же походами в дома престарелых, человек начинает ощущать свою полезность: то, что он нужен обществу, что он незаменим.
  2. Причастность. Работа в команде единомышленников. Подросток со временем понимает, что он не один, а в кругу позитивного общения он постепенно перенимает хорошие привычки и алгоритмы поведения в обществе.
  3. Развитие навыков. Здесь речь идет о поддержке увлечений, так как чаще всего дети, интересующиеся спортом, впоследствии занимаются спортивным волонтерством, а дети, которым, например, нравится фотографировать либо рисовать, идут в медиа-волонтеры. Огромным плюсом является также тот момент, что для ребят предоставляется не только площадка для отработки своих навыков, – волонтёрские центры зачастую проводят образовательные курсы, которые помогают развивать и выявлять различные навыки.
  4. Расширение кругозора. Крупнейшие региональные центры предоставляют один самых эффективных мотивационных способов привлечения волонтеров в свои ряды —возможность путешествий. Лучшие волонтеры проходят отбор на крупнейшие мероприятия не только нашей страны, но и за рубежом, и имеют возможность за счет финансирования регионального бюджета стать участниками международных мероприятий, а также увидеть «другую жизнь», которая, возможно, станет образцом стремлений ребенка из неблагополучной семьи.

Здесь, по мнению автора, перечислены основные моменты, которые смогут стать привлекательными для несовершеннолетних, попавших в трудные жизненные ситуации, и которые впоследствии окажут наиболее сильное положительное влияние на формирование их личности.

Сегодня волонтерство — это своего рода модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно, каковы мотивы помощи, главное то, что помощь поступает и она, возможно, спасет несколько жизней сразу.

Общество может помогать, а все организационные составляющие этой помощи находятся в руках у государства, которое путем воздействия на социальные институты (институт семьи, институт образования, институт СМИ) способно устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т. д. Большую роль здесь играет и государственная молодежная политика, которая обязана объединить молодежь, уже готовую прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

Литература:

  1. Бурчакова М. А., Хожемпо В. В.: «Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса» // Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 4 (52). Номер статьи: 5203. Дата публикации: 2015–04–08.
  2. Утёмов В. В., Попова А. Ю. Добровольческая спортивная деятельность подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 32. — С. 66–70.
  3. Аналитический вестник Совета Федерации РФ // 2003 год, № 20.
  4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция)
  5. Генеральная прокуратура Российской Федерации, портал правовой статистики. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart
  6. RT — российский международный многоязычный информационный телеканал. Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/412419-sokrascheniye-podrostkovaya-prestupnos.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская деятельность, ребенок, Россия, неблагополучная семья, волонтерское движение, государственная молодежная политика, добровольческая деятельность, молодежная политика, общество, современное общество.


Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борь...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

Статья посвящена исследованию особенностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Вопреки тому, что преступность среди несовершеннолетних в последние несколько лет продолжает снижаться, данная проблематика сохраняет...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борь...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

Статья посвящена исследованию особенностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Вопреки тому, что преступность среди несовершеннолетних в последние несколько лет продолжает снижаться, данная проблематика сохраняет...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

Задать вопрос