В данной работе были рассмотрены процессы гармонизации банковского регулирования в государствах, входящих в международные интеграционные объединения на примере стран-участниц Евросоюза.
Ключевые слова: международные интеграционные объединения, гармонизация.
Региональная экономическая интеграция обусловлена ростом взаимозависимости экономик различных самостоятельных государств, интенсивному переходу этих стран к экономике, обращеннойк международному экономическому сотрудничеству. Возникают международные интеграционные объединения, в которых происходит формирование регионального хозяйственного комплекса, который призван обеспечивать потребности региона в целом. В рамках международных интеграционных объединений формируются единые рынки товаров и услуг, в том числе финансовых услуг. Одним из важнейших условий создания единой системы регулирования является гармонизация национальных законодательств, регулирующих финансовые рынки отдельных государств, входящих в международные интеграционные объединения.
Актуальность исследования обоснована тем, что гармонизация банковского регулирования в странах-участницах ЕАЭС представляет собой качественно новый этап развития регулирования и надзора. Этот этап требует формирования обширной теоретической базы и проведения прикладных исследований, которые позволяют определить концепцию, цель и задачи, а также механизм реализации, пути практического применения его принципов в реалиях российской банковской системы.
Международная экономическая интеграция находит практическое воплощение в ряде интеграционных объединений. На европейском континенте интеграционные процессы привели к созданию Европейского союза, который был инициирован политическими решениями после Второй мировой войны. Имеются региональные объединения на других континентах, так, например, подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, в странах Латинской Америки создано объединение МЕРКОСУР.
На постсоветском пространстве активно развивается Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и проведение скоординированной или единой политики в отраслях экономики. Государства-участники — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
В рамках международных интеграционных объединений формируются единые рынки товаров и услуг, в том числе финансовых. Одним из важнейших условий создания единой системы регулирования является гармонизация национальных законов, регулирующих финансовые рынки отдельных государств, входящих в международные интеграционные объединения.
Гармонизация сферы финансового регулирования и надзора является первым шагом к созданию евразийской интеграции. Суть гармонизации сводится к формированию в странах ЕАЭС систем регулирования и надзора, которые обеспечивают в аналогичных ситуациях содержательно схожие результаты оценок и действий регуляторов в отношении финансовых рынков и их участников. Эта работа должна проводиться на международных подходах, которые были разработаны международным сообществом регуляторов, начиная с 80-х годов прошлого века. Эти общие международные подходы будут включать: международные стандарты и фундаментальные (базовые, ключевые) принципы.
Международные стандарты и основополагающие принципы разрабатываются, как правило, специализированными комитетами, объединяющими регуляторы разных направлений и разных стран. Комитеты работают на базе Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария). Так, один из международных стандартов в области пруденциального банковского регулирования и надзора, подходы к оценке достаточности капитала, так называемый Базель I, был подготовлен Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) в 1988 году. В настоящее время применяются Базель II и Базель III, а также большое количество стандартов, определяющих регулирующие и / или надзорные подходы для различных аспектов банковской деятельности.
Для государств-членов ЕАЭС важным направлением должно стать соответствие национальных систем надзора и регулирования основным международным принципам. Основываясь на международном опыте, соблюдение этих принципов увеличивает возможности для интеграции, нежели в ситуации, когда существуют значительные различия между потенциальными участниками в соответствии с критериями базовых принципов. В последнем случае страны, которые не соответствуют необходимому уровню внедрения принципов, должны приложить усилия, чтобы подняться до уровня, необходимого для интеграции.
В процессе интеграции важным моментом является определение требований, предъявляемых к участникам единого финансового рынка. В каждой стране накоплен собственный опыт регулирования и надзора и свои подходы к его применению. Поэтому вполне возможно, что странам-участникам будет трудно принять идею изменения своих подходов, и тогда будет нелегко договориться о некоторых единых подходах, которые являются общими для всех, хотя и более правильными. Необходимо учитывать этот психологический, возможно, даже мотивационный аспект внесения изменений. Важно определить подход, который сохранит все лучшее и адаптируется к условиям конкретной страны, в то же время предоставит возможность перейти к общим подходам, общим стандартам для всех стран.
Оценка соответствия стран ЕАЭС международным принципам и стандартам позволяет нам определить меры, которые необходимо предпринять в странах для более полного соответствия этим требованиям, а также сроки их выполнения. Полное соответствие международным принципам и стандартам обеспечит гармонизацию регулирования в странах ЕАЭС. Как показывает мировая практика, прежде всего страны Евросоюза, а также российский опыт, помимо действий правительства и регуляторов, необходимо изменить законодательные нормы, что также увеличивает сроки реализации необходимых мер.
В качестве более радикального метода сближения регулятивных требований рассматривается унификация системы регулирования в странах ЕАЭС. Основанием такого подхода являются риски регулятивного арбитража, которые будут иметь место даже в случае максимальной гармонизации требований. Несмотря на содержательное сходство регулятивных систем, конкретные подходы в рамках различных элементов регулирования будут различаться по странам. Вместе с тем унификация регулятивных требований определенно вызовет дополнительные организационные и методологические сложности.
Подход к унификации требований может иметь следующее содержание: ядром унифицированной системы должны стать нормы, которые обеспечивают реализацию международных стандартов (например, нормы по расчету капитала и его достаточности, по ликвидности и иные). Указанные нормы в разных странах должны быть едиными или практически едиными. Тем не менее, такие нормы могут охватывать не все регулятивное пространство.
В качестве более радикального метода сближения нормативных требований рассматривается унификация системы регулирования в странах ЕАЭС. Основой такого подхода являются риски регулятивного арбитража, которые возникнут даже в случае максимальной гармонизации требований. Несмотря на существенное сходство систем регулирования, конкретные подходы в рамках различных элементов регулирования будут различаться в разных странах. В то же время унификация нормативных требований обязательно вызовет дополнительные организационные и методологические трудности.
Подход к гармонизации требований может иметь следующее содержание. Ядром единой системы должны стать нормы, обеспечивающие внедрение международных стандартов (например, нормы расчета капитала и его адекватности, ликвидности и др.). Указанные нормы в разных странах должны быть единообразными или практически одинаковыми. Однако такие нормативные акты могут охватывать не все регулятивное пространство.
Формирование пространства, которое не охвачено едиными нормами, может проходить, во-первых, по линии включения в нее лучших элементов из различных систем национального регулирования, во-вторых, по линии разработки новых, унифицированных норм. И первый, и второй путь имеют определенные преимущества и недостатки, проявление которых может зависеть от организации системы внедрения унифицированной системы. Как можно предположить, основной проблемой, которая будет связана с формированием унифицированной системы, будет являться неизбежное соперничество национальных регуляторов за продвижение максимального числа элементов национального регулирования.
В целях своевременного решения задач создания общего финансового рынка целесообразно определиться с направлением: выбрать или унифицированное, или же гармонизированное регулирование. Выбор направления имеет как организационный, так и методический аспекты.
Формирование пространства, которое не охватывается общими нормами, может происходить, во-первых, по линии включения в него лучших элементов различных систем национального регулирования, а во-вторых, по линии разработки новых унифицированных норм. Как первый, так и второй путь имеют определенные преимущества и недостатки, проявление которых может зависеть от организации системы внедрения унифицированной системы. Как можно предположить, основной проблемой, которая будет связана с формированием единой системы, станет неизбежное соперничество национальных регуляторов за продвижение максимального количества элементов национального регулирования.
Чтобы своевременно решить проблемы создания единого финансового рынка, целесообразно определиться с направлением: выбрать либо унифицированное, либо гармонизированное регулирование. Выбор направления имеет как организационные, так и методологические аспекты.
Следует обратить внимание на соблюдение преемственности норм регулирования. Так, например, для России с точки зрения пруденциального регулирования банковской деятельности такими нормами являются нормы, направленные на противодействие фиктивной капитализации, предъявляющие банкам требования по формированию кредитных резервов.
Важной частью создания общего финансового рынка является гармонизация (или унификация) гражданско-правового, налогового законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), включая процедуры финансового оздоровления, законодательства о страховании вкладов.
Базовыми принципами концепции гармонизации в банковском секторе являются:
– принцип взаимного признания процедур выдачи разрешения (лицензии) и пруденциального надзора за деятельностью организаций, включая предоставление единой лицензии, признаваемой во всех странах ЕС;
– принцип надзора со стороны регулятора страны происхождения;
– принцип взаимодействия регуляторов стран-участниц ЕС;
– принцип обеспечения минимального уровня гармонизации законодательства в странах-участницах ЕС;
– принцип недопущения регулятивного арбитража между странами-участницами ЕС, консолидированный надзор, в т. ч. через соглашения с третьими странами;
– принцип обеспечения соблюдения рекомендаций Совета по финансовой стабильности, в т. ч. согласованных действий регуляторов при установлении контрциклических буферов капитала.
Основные положения нормативных актов, обеспечивающие единые подходы к регулированию и осуществлению банковской деятельности в ЕС:
1) Применение категории кредитная организация (credit institution), которая относится к предприятию, деятельностью которого являются прием депозитов или иных средств на возвратной основе от общественности и предоставление кредитов за свой счет;
2) Формирование унифицированного перечня видов деятельности кредитной организации, подлежащих взаимному признанию в странах ЕС;
3) Установление режима «свободы предоставления услуг» и «права создания филиалов», обеспечивающих возможность для кредитных организаций, получивших разрешение в одной стране ЕС, осуществлять деятельность в других странах ЕС путем прямого предоставления услуг или через филиал;
4) Унификация порядка выдачи кредитным организациям разрешений на ведение деятельности (в части предъявляемых сроков, требований, а также состава предъявляемой информации и форм документов;
5) Унификация порядка осуществления деятельности в других странах ЕС через открытие отделений или прямое предоставление услуг;
6) Унификация требований к порядку организации надзора за деятельностью кредитных организаций, в том числе при осуществлении ими деятельности по всей территории ЕС и др.
Таким образом, можно выделить следующие основные конструкции гармонизации:
– конструкции моделей «взаимного признания»;
– конструкции модели доступа кредитных организаций третьих стран на рынок ЕС (национальное регулирование).
С середины 1970-х годов, по мере того как международная финансовая система становилась все более интегрированной в глобальных масштабах, органы регулирования банковской деятельности столкнулись со следующими проблемами:
– банковское законодательство различных стран по-разному трансформировало общепринятые нормы договорно-правового регулирования банковского дела, поэтому слишком различными оказались нормы банковского законодательства о международной и транснациональной банковской деятельности;
– возникла необходимость «направить» банковское законодательство разных государств к использованию общих подходов и стандартов в управлении банковскими сделками и связанными с ними банковскими рисками;
– банковское регулирование должно базироваться на общих началах, когда сделки и операции иностранных банков на национальных рынках должны регулироваться нормами национального банковского законодательства, принятого с учетом международных принципов и стандартов.
Понятие гармонизации банковского надзора и регулирования является относительно новым для экономической науки. Как правило, под гармонизацией подразумевается процесс межстранового и/или глобального упорядочения систем банковского регулирования и надзора, который включает взаимное соответствие национальных мер регулирования. Либо же можно использовать такое определение:
Гармонизация — это согласование общих подходов и концепций, а также совместная деятельность по разработке правовых принципов и норм, признаваемых во всех странах-участницах Союза и реализуемых в национальном законодательстве.
Унификация, которая подразумевая под собой введение общеобязательных и единообразных юридических норм, и правил, рассматривается как высшая стадия гармонизации.
Общая схема международной гармонизации банковского регулирования включает в себя три обязательных элемента:
– Анализ условий банковской деятельности и документов, регулирующих деятельность банковского сектора;
– Разработка, принятие и анализ международных соглашений в области регулирования банковской деятельности;
– Итоговая корректировка имеющихся принятие новых положений по регулированию и надзору банковской деятельности.
Международное сотрудничество в области банковского регулирования может осуществляться путем институционального и методологического механизмов.
Институциональный механизм означает создание структурного образования (органа), в рамках которого идет выработка взаимосогласованных подходов; методологический механизм включает комплекс нормативных инструментов (документов, предписаний, директив и т. п.), содержащих единоразовые стандарты банковского регулирования, достижение которых стало возможным в результате функционирования институционального механизма. Важным международным нормоустанавливающим органом, активно влияющим на процесс банковского регулирования и надзора, является Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН).
Гармонизация национальных систем регулирования имеет ряд преимуществ в сравнении с разработкой унифицированной системы регулирования из единого центра. В числе этих преимуществ можно назвать следующие: близость национальных органов регулирования к объектам, возможность учета региональных особенностей банковского сектора, уменьшение конфликта национальных правовых систем при внедрении в национальные право лишь минимальные стандарты деятельности.
Преимущество гармонизации банковского регулирования в странах-участницах Союза заключается в том, что она представляет собой последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов.
Опыт Европейского Союза имеет для процесса гармонизации банковского регулирования особую ценность, поскольку в нем накоплены знания о том, как можно гармонизировать законодательство многих стран, решая сложные вопросы трансграничных отношений. Однако копирование и искусственное приближение к европейскому опыту недопустимы, и напротив, необходим учет специфики интеграции и экономических особенностей стран ЕАЭС.
Именно процесс банковской гармонизации является основой для интеграционных процессов, в той же мер, как и современный финансовый мир является основой многих объединительных процессов.
Литература:
- Котляров М. А., Рыкова И. Н. Гармонизация банковского законодательства и регулирования банковской сферы стран ЕАЭС// второе Финансовый журнал — 2018 — № 1;
- Рыкова И. Н. Исследование подходов к гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере Евразийского экономического союза на 2015–2030 гг. («дорожная карта») Научный доклад. М.: НИФИ — 2015.
- Симоновский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит — 2007 — № 1;
- Финансовая политика в рамках евразийской интеграции / под ред. Б. В. Хулхачиева, М.: Магистр — 2018;
- http://safbd.ru/sites/default/files/basel.pdf —Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала.
- http://www.cbr.ru/today/ms/bn/1.pdf —Базельский комитет по банковскому надзору. Повышение устойчивости банковского сектора.