В данной статье рассматривается понятие реинжиниринга, его типы и элементы. Перечисляются характерные для него особенности, способы применения.
Ключевые слова: менеджмент, предприятие, система качества, проблемы, реинжиниринг, рынок, управление, элементы.
This article discusses the concept of reengineering, its types and elements. Lists characteristic features, methods of application.
Keywords: management, enterprise, quality system, problems, reengineering, market, management, elements.
Грамотно выстроенная система управления предприятием — это залог его успеха. Управление должно предупреждать те факторы и исключать те риски, которые приводят предприятие к банкротству, а значит, должно быть антикризисным [4].
Стабильное развитие рынка, в период которого участники развивают его и борются между собой для того, чтобы получить конкретные преимущества, мало стимулирует руководителей к использованию инструментов антикризисного управления.
Во время экономического кризиса требуется не только разрабатывать антикризисные мероприятия и создавать антикризисные стабилизаторы, но и искать варианты антикризисных инструментов управления предприятием.
Таких инструментов довольно много. Менеджмент акцентирует внимание на реинжиниринге бизнес-процессов хозяйствующего субъекта (РБП, Business process reengineering — BPR) [1].
Реинжиниринг предприятий — это разновидность инструментов, которые оптимизируют внутренние бизнес-процессы, минимизируют издержки, улучшают качество, результативность и эффективность деятельности предприятия.
Реинжиниринг процессов сокращает процессный путь, а также непроизводственные расходы в достижении стратегических и тактических целей.
Существует два типа реинжиниринга:
- Реинжиниринг развития;
- Кризисный реинжиниринг.
Первый тип подразумевает применение инструментов реинжиниринга при становлении организации и ее развитии с целью отладки внутренних процессов и сохранения положительной динамики развития. Второй тип применяется тогда, когда предприятие уже находится в кризисном состоянии. В случае, если предприятие не использует первый тип реинжиниринга вовремя, ему придется применить второй тип, чтобы выйти из кризисной ситуации.
В кризисной ситуации перепланирование внутренних процессов компании дает возможность совершить рывок, так как основные участники рынка стремятся адаптироваться к кризисным условиям внешне, надеясь, что проблема разрешится сама. Именно внешний кризис рынка принуждает руководителей к решению вопросов внутри организации. При этом внутреннее управление должно не быть «таким, какое оно есть», а соответствовать определенным требованиям. Это и называется реинжинирингом, он состоит из двух этапов:
− определение оптимального варианта процессов;
− разработка более рационального метода перехода к нему [6].
Деятельность инжиниринговых предприятий обладает несколькими отличительными особенностями. Изначально они имеют большое количество технических инноваций, которые анализируются, перерабатываются и внедряются в производство. На рынке новые технологии имеют постоянные изменения, требующие не только множество материальных и интеллектуальных ресурсов, но и специальных гибких инструментов, которые способны быстро изменяться [5].
Важно знать, что для введения инноваций требуется также инновационный подход к самому процессу управления проектами. Если использовать в нем устаревшие методы и схемы, предприятие не сможет добиться тех результатов, которые были установлены для достижения успеха.
Необходимо заменить установленные управленческие механизмы на более гибкие инструменты, изменяющиеся под определенные условия управления проектами организации [3].
Более того, каждый новый проект содержит в себе уникальную цель, для достижения которой инжиниринговым компаниям приходится подстраиваться под определенные условия и прибегать к новому механизму решения, который ранее нигде не использовался.
Важной задачей таких компаний также является улучшить качество работ, сократив при этом время, которое затрачивается на их выполнение, и издержки.
Вышеперечисленные характерные особенности инжиниринговых фирм заставляют руководителей принимать меры по решению проблемы улучшения качества управления.
В данном случае внедряются электронные системы управления, таких как:
− «ERP» (Enterprise Resource Planning) — планирование ресурсов компании;
− «РМ» (Project Manager) — управление рабочими проектами компании;
− «Документооборот» — учет, а также управление документальным обеспечением процессов компании.
Постоянное улучшение автоматизации и введение прикладных информационных технологий — это часть реинжиниринга бизнес-процессов организации, которое занимается инновационной деятельностью [2].
Если правильно использовать инструменты реинжиниринга, можно добиться более гибкой системы, которая будет подстраиваться под влияние внешней среды и станет устойчивой к жесткой конкурентной борьбе.
Литература:
- Голиков Е. А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. -М.: Изд. дом “Дашков и Ко”, 2017.
- Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
- Сергеев В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов — М.: ИНФРА-М, 2015. — 976 с.
- Ларин Л. С. Производственная логистика: Учеб. Пособие. -Саранск: Тип. «Крас. Окт»., 2014.
- Гаджинский А. М. Практикум по логистике. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2016.