Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации / А. С. Селиверстов, А. Р. Семидотченко, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63221/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современных рыночных условиях предприятия все чаще ищут новые интегрированные системы для обеспечения наивысшего качества продукции с минимальными потерями, за счет своевременного выявления возможностей и возникающих проблем. Одной из таких систем является модель EFQM, которую рассмотрим в данной статье.

Главной задачей каждой компании должно быть управление эффективностью, данный термин используется для обозначения новой категории систем и процессов, а также указывает на необходимость интеграции стратегии и ключевых показателей эффективности в процессы управления. Модель EFQM — это практический инструмент, помогающий организациям создать такую систему управления, измеряя на каком этапе находится компания на пути к совершенству, помогая понять проблемы и стимулировать решения. Модель EFQM была представлена в начале 1992 года в качестве основы для оценки организаций на получение Европейской премии в области качества. На сегодняшний день данная модель активно используется различными компаниями в качестве инструмента самооценки.

Модель EFQM основана на мысли, что превосходные результаты в отношении производительности достигаются благодаря политике и стратегии лидерства, которая обеспечивается через людей, партнерства ресурсы и качество продукции. Основополагающими характеристиками совершенствования являются:

− Ориентация на результаты

− Ориентация на клиента

− Лидерство и постоянство цели

− Управление процессами

− Развитие и вовлечение людей

− Постоянное обучение, инновации и улучшения

− Развитие партнерства

− Общественная ответственность

Результаты мониторинга данных характеристик должны использоваться в качестве основы для самооценки организации.

Модель EFQM — это модель основная на 9 критериях. Пять из них являются «активаторами», а четыре — «результатами». Модель EFQM представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель EFQM

На рисунке 1 представлена модель, имеющая 9 рамок, каждая из которых представляет критерии, по которым можно оценить прогресс организации на пути к совершенству. Каждый из девяти критериев формирует ряд вопросов, на которые необходимо ответить при самооценке организации, рассмотрим их более подробно:

Лидерство так же важно, как продукция и процессы. Грамотное управление мотивирует в создании культуры постоянного улучшения. Рассмотрим вопросы, которые необходимо проработать для оценки лидерских качеств менеджмента организации:

− Как руководство участвует в создании культуры постоянного улучшения?

− Как руководство поддерживает мероприятия по улучшению?

− Как руководство оценивает и мотивирует персонал?

Политика и стратегия. Модель EFQM занимается не только качеством продукции или услуг, но и политикой и стратегий организации. Для грамотной оценки применяемой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:

− Используется ли соответствующая информация для разработки стратегии?

− Формулировка стратегии?

− Каким образом стратегия реализована?

− Возможные слабые стороны и улучшения стратегии?

Персонал. Модель охватывает аспекты обучения и качества обслуживания для эффективного развития человеческих ресурсов, командной работы, расширения прав и возможностей. Для оценки работы персонала необходимо ответить на данные вопросы:

− На каком уровне менеджмент организации?

− Какова организационная структура?

− Какова роль персонала в организации?

Партнерство и ресурсы. Поставщики становятся партнерами с акцентом на взаимовыгодные отношения. Развитие и использование знаний является предметом модели EFQM. Для оценки партнерских отношений необходимо ответить на следующие вопросы:

− Оценка финансовых ресурсов для реализации постоянного улучшения?

− Насколько эффективна обработка информации?

− Каковы отношения с поставщиками?

− Какова роль управлением закупок?

Процессы. В центре внимания модели находятся ключевые процессы, необходимые для реализации стратегии организации. Для оценки процессов предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:

− Определение процессов?

− Рассмотрение контроля и управления процессами?

− Оценка и улучшение?

− Стимулы к инновациям и обновлению процессов?

Результаты для потребителей. Основной блок требует оценки удовлетворенности клиентов посредством опросов и собеседований. Для оценки удовлетворенности клиентов необходимо ответить на следующие вопросы:

− Какова удовлетворенность клиентов?

− Лояльны ли клиенты?

Результаты для сотрудников. Предполагается, что персонал должен участвовать в брифинге, для определения оценки:

− Опрос удовлетворенности персонала?

− Функционирование сотрудника в организации?

Положение в обществе. Модель EFQM предполагает установление компанией своего влияния в обществе. Для оценки данного критерия необходимо ответить на следующие вопросы:

− Как компания участвует в общественной деятельности?

Ключевые показатели. Модель требует измерения результатов работы компании, для оценки которых необходимо проработать следующие вопросы:

− Финансовые показатели?

− Операционные показатели?

Модель EFQM — это инструмент, который использует показатели эффективности организации для стимулирования организационного улучшения. Используя модель для самооценки, организация способна определить свои сильные и слабые стороны, а также области улучшения и степень своей деятельности.

Литература:

  1. Boulter L., Bendel T., Dahlgaard J., Singhal V. (2005). Organisational Excellence Strategies & Improved Financial Performance. Short Report on EFQM and BQF Funded Study, University of Leicester.
  2. Научный центр бенчмаркинга и совершенствования. — http://benchmarking.economic.ispu.ru/.
  3. Система дистанционного обучения и тестирования «Бумеранг». — http://bumerang.economic.ispu.ru.
  4. Маслов Д., Вылгина Ю. Применение модели совершенствования EFQM для оценки и анализа процессов в университете // Материалы дистанционного семинара, Иваново — Ярославль — Боон (Северная Королина, США) — Шеффилд (Великобритания). — 20 января — 30 марта 2006 г. — система дистанционного обучения и тестирования «Бумеранг». — http://bumerang.economic.ispu.ru
  5. Маслов Д., Мазалецкая А., Стид. К. Модель EFQM в Российском университете // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): EFQM, модель, качество основы, качество продукции, оценка, оценка удовлетворенности клиентов, процесс, самооценка организации, создание культуры, управление процессами.


Похожие статьи

Функциональный учет калькулирования себестоимости продукции: основные характеристики, особенности и проблемы

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о функциональном учете калькулирования себестоимости продукции. Это — одна из самых актуальных проблем в управленческом учете. В условиях рыночной экономики, окружающая действительность формирует современн...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем

Жизненный цикл автоматизированных систем (ЖЦ АС) носит итерационный характер, в процессе его развития для минимизации накопления ошибок необходимо своевременно актуализировать информационную модель объекта в соответствии с фактической обстановкой. Од...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Особенности повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта Калининградской области в современных условиях на примере ООО «Кери-Авто»

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха коммерческой организации, так как любая организация осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуре...

Похожие статьи

Функциональный учет калькулирования себестоимости продукции: основные характеристики, особенности и проблемы

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о функциональном учете калькулирования себестоимости продукции. Это — одна из самых актуальных проблем в управленческом учете. В условиях рыночной экономики, окружающая действительность формирует современн...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем

Жизненный цикл автоматизированных систем (ЖЦ АС) носит итерационный характер, в процессе его развития для минимизации накопления ошибок необходимо своевременно актуализировать информационную модель объекта в соответствии с фактической обстановкой. Од...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Особенности повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта Калининградской области в современных условиях на примере ООО «Кери-Авто»

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха коммерческой организации, так как любая организация осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуре...

Задать вопрос